NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЦПКиО им. ГРОЗНОГО
В Мариинском театре показали сериал по Римскому-Корсакову
       
Марфа — Анна Нетребко. (Фото Натальи Разиной)       
Накануне Нового года Мариинский театр показал первую премьеру сезона — оперу «Царская невеста». Героям оставили прежние имена и слова. Манерами и костюмами их наделили совсем из «другой оперы»: вместо XVI на сцене заиграл ХХ век. В перелицованной опере не оставили ни теремов, ни сафьяновых сапожек, ни, прости Господи, статиста в роли Ивана Грозного.
       Режиссер Юрий Александров, художник Зиновий Марголин вместе с музыкальным руководителем постановки, дирижером Валерием Гергиевым, рассказали совсем другую историю.
       
       
Добротно скроенный спектакль Александрова смотрелся как очередная — на сей раз оперная — часть сериала на тему тоталитарного режима отечественной истории.
       Иллюзия телесериала возникала в трюках, заимствованных из кино, — монтаже и наплыве кадров. В концептуальном ходе игры в игре: зрители в зале смотрели на зрителей на сцене, смотрящих кино в парке. Моделью мира Юрий Александров избрал парк культуры и отдыха. Почему? По-видимому, как место, где исчезали границы жесткой советской иерархии. Большего режиссер объяснять не стал. Колесо обозрения с вспышками иллюминации, карусельные коники, ракушка эстрады, больше напоминавшая четверть глобуса, и густая черная паутина осенних деревьев на занавесе — такова безрадостная картина советского мира в серо-коричнево-бесцветной гамме (в феерическом воплощении художника по свету Глеба Фильштинского).
       В ЦПКиО гуляет околопартийная мафия чиновников-гэбистов в сером (Грязной, Скуратов и опричники). Здесь же — хозяин и хозяйка Собакины с хлебом-солью и песнями-плясками, честная, наивная комсомолочка Марфа и верящий в свое светлое будущее интеллигент Иван Лыков — члены той самой ячейки общества. Населяют ее также страх, ненависть, зависть и доносы.
       Не так давно отшумели страсти «Московской саги» и «Детей Арбата». Поставь такую «Царскую невесту» кто-нибудь из дерзких хотя бы лет десять назад — сошла бы за сенсацию. Сегодня ее появление оказалось не столь актуальным и острым. Да, многим грешна наша история. Но исторический документ — даже фальшивый, перенесенный в оперу, — обретает характер фарса или пародии.
       Но опере таким образом приказано выжить.
       Молодой доктор Фрейд брался разгадать изнанку психики, а Александров взялся за изнанку русской оперы. В сюжете «Царской невесты» Мея — Римского-Корсакова он указал все признаки мыльной оперы и истоки киноиндустрии и индустрии сериалов: он ее разоблачил, чтобы не воображала.
       И в самом деле — любовь-ревность, отравление, убийство, сумасшествие — все родовые признаки «Двух судеб» и проч.
       Не только фрейдовское, но и «ганнибалолектерское» заключалось в том, как обошелся Александров с историческим костюмом поры Ивана Грозного. Он не избавился от костюма полностью, а заставил надевать лишь для нескончаемого избыточно-кретинического маскарада перед Скуратовым и «опричниками». И еще — для вечно голодной до таких зрелищ толпы современных интуристов. Такой концептуальный ход. Ирина Чередникова подготовила пышные боярские одеяния в черно-белой гамме — в эстетике прозекторской.
       Если бы не Анна Нетребко (Марфа), внесшая в ход спектакля подлинную сочную оперную ноту и вернувшая слушателю ощущение оперной реальности, — новую «Царскую невесту» можно было бы счесть за некий кентаврический жанр: полуоперу-полумюзикл-полудраму.
       Даже оркестр под управлением маэстро Гергиева был подчинен замыслу перелицовки. Он звучал обескураживающе тихо, без малейшего пафоса, словно старинный кинооркестр, в обязанности которого входило лишь скромно сопровождать происходящее на экране. От тишины звука, от обостренного — почти скелетного — лаконизма мурашки периодически пробегали по коже.
       Совсем холодно стало в финале, когда перед залом предстала безумная, чахнущая от отворотного зелья бедняжка Марфа. С потрясающей силой вольнолюбивая фаворитка публики перевоплотилась в этот страшный образ. В ночной сорочке и парике (с проплешинами, как у жертвы Чернобыля или Хиросимы) Анна Нетребко, единственная из всех, сумела нарисовать масштаб трагедии. Не «мыльной». Подлинной.
       По контрасту же с безумным обликом — голос ее звучал с изумительной красотой, напоминая ошеломленному слушателю о самом ужасном и самом прекрасном из миров, в каком ему довелось родиться.
       
       Владимир ДУДИН, Санкт-Петербург
       
17.01.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

№ 3
17 января 2005 г.

Реакция
Заколебались все. Народ вышел на улицу, власть пошла на попятную

Ядерные реакторы могут остаться без охраны

Пенсионер Прокопенко вернул президенту 250 «льготных» рублей

Первый иск против отмены льгот подан

Депутатов Госдумы от Удмуртии просят уйти

Михаил Делягин: Настоящие протесты начнутся в феврале

Сытый голодному льготы не вернет

Зимнее взятие Смольного. Самое внушительное выступление против отмены льгот прошло в Петербурге

Как министры на тайной встрече в штаб-квартире единороссов искали крайнего

Точка зрения
Юлия Латынина: Нами правят вирусы

Обстоятельства
Анна Политковская: Поколение некстати. Двадцатилетние захватывают кабинеты чиновников, оставив старших искать правду на кухнях

Подробности
Беспутинцев беспокоят

Расследования
Избитый город – 3. Правозащитники подтверждают: в Благовещенске людей не только били, но и насиловали

«Собираюсь на улицу, думаю: А стоит ли идти?»

Секир-Башкирия. После событий в Благовещенске республика оказалась отрезана от внешнего мира

Армия
Идущие по стрункам

Не повезло духовику из Московской консерватории…

Гнесинская общага: молодые музыканты обсуждают инициативу министра обороны

Отправляя в армию музыкантов, государство зароет в окопы миллионы долларов

Побег в аспирантуру. Монолог неталантливого балалаечника

Призыв во всю ивановскую

Образование
Знание — сильным. Толстой и Ко — против отъема «Азбуки»

Отдельный разговор
Ученики чародеев. Саратовские единороссы молодеют до неприличия

Вовлечение детей в политику — уголовное преступление

Политические шатуны охотятся на детей

Волкова бояться — в сад не ходить

После выборов
«Единая Россия» проиграла выборы в Смоленске

Власть
Кого ведет в губернаторы «партия власти»?

Болевая точка
Корпункт в Беслане. Одни и Космос

Кавказский узел
В Дагестане прошли серьезные бои. Есть потери

Кадыровцы не соблюдают постов милиции

Люди не понимают, кого защищает дагестанская милиция

Отделение связи
Открытое письмо В. В. Путину

Животный мир взывает о помощи!

Суд да дело
Генпрокуратура покушается на имущество Михаила Ходорковского

Тупики СНГ
Юлия Тимошенко: Революция должна экспортироваться всюду. Но по-доброму

Инострания
Король Бельгии начинает борьбу с шовинизмом

Регионы
Милиционер захватил банк

Начальник РОВД Буденновска гнал дешево, а пил дорого

Наука
Климатолог Владимир Клименко: Нас нагрели

Свидание
Дмитрий Ицкович: Я — сам себе капитал

Вольная тема
Клоун БАМ. Все уехали, а он остался

Александр Генис. Как я закончил вьетнамскую войну

Сюжеты
Одежда на смеху. Не спасает от холода, но все равно греет

Самопожертвование. Наш корреспондент прошел курс молодого язычника

Наградной отдел
Поздравляем Анну Политковскую и Николая Донскова

Спорт
Сергей Караневич умеет достучаться до сердец

Генеральный менеджер тольяттинской «Лады» — о судьях, контрактах, деньгах и немного о хоккее

Театральный бинокль
Шум за сценой. Новым меценатам театры заплатят дорого

Сталин на два голоса

В Мариинском театре показали сериал по Римскому-Корсакову

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100