NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

БУНТУЮЩИЕ В ТЕМНОТЕ
Почему на фильм о Лимонове в одной очереди стоят пацаны с окраин и золотая молодежь?
       
"Русское": однажды в Харькове
      
       
Локомотивным брендом пиар-кампании фильма «Русское» стал популярный бунтарь Эдуард Лимонов.
       Полнометражный дебют Александра Велединского — вольная экранизация отрывков харьковской трилогии писателя («Подросток Савенко», «Молодой негодяй» и «У нас была великая эпоха») — вышел в прокат на прошлой неделе, но фильм уже «прокатили» на фестивалях. «Дебют» на ММКФ и приз Гильдии киноведов и кинокритиков на выборгском фестивале «Окно в Европу» — все-таки больше зрительское признание в любви к отчаянной интонации фильма, чем награда спотыкающейся между иронией и лирическим пафосом режиссуре. С головой нырнувшего в роль Эди-беби выпускника Щепкинского училища Андрея Чадова (старшего брата звезды молодого российского кино Алексея Чадова) кинокритики номинировали на «Золотого овна», но за главную мужскую роль года не признали.
       Фильм снимали на родине Лимонова — в Харькове. Мучались в поисках «убитой фактуры»: альпинисты занавешивали кондиционеры, снимали со зданий рекламу. Режиссер, явно ностальгирующий по своему дворовому детству в Нижнем Новгороде, сделал сагу о происхождении вечных «17 лет» каждого советского провинциала.
       
       
В биографии Велединского (интервью с режиссером см. в № 45 «Новой газеты» за 2004 год) — удачный каннский дебют с короткометражкой «Ты да я, да мы с тобой», звездный сценарий «Бригады» (о том, что закона нет), потом сериала «Закон» для Первого канала (о том, что закон есть). Между этими проектами — сценарий «Дальнобойщиков», героям которого закон параллелен. Но очевидно, что личным персонажем для Велединского стал харьковский паренек — от которого до лидера нацболов и политзаключенного те же сотни страниц литературы и законопроектов, что отделяют 59-й год — год действия картины — от заигрываний нового российского кино со стилем ретро.
       Мятущийся от безответной любви к жизни 16-летний Эд читает свои стихи на площади, пока его друг Саня чистит карманы восхищенной публики. Эд хлещет портвейн в компании деклассированных элементов, влюбляется в первую девочку района, которая хочет в ресторан и презирает его за бедность. Грабит кассу, пилит вены и проводит большую часть фильма в психушке, где сосед по палате (Виктор Раков), конченый интеллигент, пишущий письма к Данте на обложке «Нового мира» и отколупывающий плитку в ванной, устраивает ему поэтические семинары. Сюжет упаковывается в строфу того же автора:
       
       Я тогда называл свою маму дурой.
       С отцом ни полслова не говорил.
       Я был ворюгой. Дружил с физкультурой.
       И Блока читал. И винищу пил.
       
       Сквозь обшарпанные стены красных домов и отколупанный кафель в «дурке» просвечивает бродячий сюжет русской литературы — роман не воспитания, но взросления. Дело не в биографической экранизации, а в выпирающих сгибах сюжета — нервных, колючих, бунтарских. Велединский поселил героя в знаменитой психушке — где «залечили» Гаршина, Врубеля и Велимира Хлебникова. Откуда крылатое: «Сабурка» в нас иль мы в «Сабурке»?».
       На хрестоматийный вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить», подросток Савенко рубит сплеча: «Стоит того, чтобы с ней расстаться» — и лезет на колокольню. Молится по-блоковски («Грешить бесстыдно, непробудно,/ Счет потеряв ночам и дням,/ И, с головой от хмеля трудной,/ Пройти сторонкой в божий храм) — о том, чтобы «жизнь была необыкновенной».
       Неровный, с лохматыми швами монтажа и обрезками сериального формата — фильм Велединского срезонировал. А значит — появился вовремя. Почему же о свежей премьере хочется говорить под рубрикой «Кино, которое мы потеряли»?
       Велединский (несомненно, «обчитавшийся» в свое время Лимоновым) не профессиональной рукой сценариста, а шестым чувством вечного подростка сделал то, что не сложилось ни у Сукачева в «Кризисе среднего возраста», ни в «Нежном возрасте» мэтра Соловьева, ни у многих других, снимающих поколенческое кино, — про путь шпаны к университетам большого города. В «Русском» присутствует то легкое дыхание, которым биографически расплачиваются за известность, за непробиваемую броню социального статуса, за сложившуюся — а не разлетевшуюся — жизнь.
       Соцзаказ на этот фильм — от поколения подростков, у которых не случилось своего Достоевского. Поколения мальчиков 90-х, которых родители не пустили к Белому дому, мальчиков очень талантливых — пока еще непонятно в чем.
       Самые талантливые мальчики моего курса — не те, кто работает в центральных изданиях или мелькает в ящике с репортажами из горячих точек. И не те, кто открыл свою типографию или получил премию «Дебют». Лучшие мои однокурсники так ничего и не написали. Один уже пару лет не возвращается из Индии, другой — из наркотических трипов спальных районов. А самый яркий делит жизнь, остающуюся от сезонных обследований в «дурке», между мутными манифестами собственного литературного движения и митингами нацболов. На первом курсе они читали вслух — себя и Лимонова.
       Мода на ретро, которая начиналась для моего поколения с октябрятских значков на косухе, — проросла фантомной болью отсутствующей государственной идеи. Эти ребята могут шагать вместе или орать в матюгальник под изолятором «Лефортово» — идти им не за кем. Убегая от себя, они истерически мотаются по всему свету от Ибицы до Владивостока, прыгают с парашютом и убиваются на сноуборде. И некрасиво плюют в клетки зоопарка — будто звери виноваты, что кому-то там в городе Энгельс не пишутся стихи под небом в клеточку.
       Алексей Чадов — о прототипе своего героя: «Лимонов нравится мне как писатель. Но я не люблю мат. Хотя, может, немодно в этом признаваться». Лимонов — о ребятах из НБП: «Они даже не знают о расстреле Белого дома — я им рассказываю…». И о практическом смысле экранизации: «Если после премьеры в организацию придут еще несколько десятков молодых людей — буду рад».
       Пока в Харькове лепили фильм, закрыли источник финансирования — канал ТВС, и из телесериала сделали полный метр. Лимонов, листавший сценарий в «Лефортове», вышел в публичную жизнь — и сразу «К барьеру», стал образцово культовым героем, интервью с опальным революционером заглянцевели в журналах.
       «Должен ли настоящий писатель посидеть в тюрьме?» — спрашивали киногероя на пресс-конференции перед премьерой.
       «Вопрос этот очень русский, — отвечал Лимонов. — Сами посидите и узнаете».
       
       Наталия САВОСЬКИНА
       
07.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

№ 9
7 февраля 2005 г.

Первые лица
Все социологические опросы говорят о падении рейтинга президента, правительства и Госдумы

Власть и деньги
Кассовый аппарат – 2

Расследования
Роман Шлейнов. «Посаженные отцы». Россией владеет один человек — её управляющий

Личное дело
Министр Зурабов испытывает госстрах

Хорошо быть дочкой Зурабова

Путевые записки президенту. Единороссы съездили в округа и нашли крайнего

Обстоятельства
Юлия Латынина. Думал ли Петр Великий, прорубая окно в Европу, что на подоконнике сядут китайцы?

Финансы
Не верь, но бойся и плати. Налоговая политика АО «РФ» колеблется вместе с президентом

«Тушите свет!»
«Какое мне дело до всех Давос»

Кавказский узел
Президент Карачаево-Черкессии с интересом следит, кого накажут за преступления его зятя

Анна Политковская. Мир вашему до… Масхадов объявил перемирие до 22 февраля

Телеревизор
Англия приняла Басаева без помех

Армия
Вооруженные силы советского образца выгодны российским генералам и чеченским боевикам

Цена закона
Поправки к правам человека. Закон о противодействии терроризму принимается сложнее, чем предполагали

Болевая точка
Скорость слуха. В Беслане боятся новых захватов. Родители отказываются вести детей в школы

Отдельный разговор
«Колея России». Общественный договор и гражданское общество. Часть II

Суд да дело
«Бунт присяжных» увенчался убедительной победой

Если президентская администрация обидит судей интернетом, они найдут, чем ответить

Всех россиян — к Европейскому суду

Общество
Левое лекарство от скуки. Любить Лимонова стало модно

Почему на фильм о Лимонове в одной очереди стоят пацаны с окраин и золотая молодежь?

Точка зрения
Алексей Герман: Как я попал в Третий рейх

Власть и люди
Пострадавшим от правоохранительных органов помогут получить денежную компенсацию

Маленькие муки. Подростков готовят к встрече с милиционерами

Одно слово — силовики. Не умовики же!

Подробности
Это неправда, что Госнаркоконтроль образумился

Власть
«Яблоко» раздора. Возможно ли создание объединенной демократической оппозиции с точки зрения СПС?

Четвертая власть
«Альфа-банк» против «Московской правды»

Годовой объем рынка политического PR в России — 2 миллиарда долларов

Адольфо Фернандес — заключенный «Острова свободы»

Театральный бинокль
«Братки» пришли к режиссеру. Театр начинается с недвижимости

Новости компаний
Бывшее предприятие ВПК НИИ «Зенит» гибнет в споре хозяйствующих субъектов

Тупики СНГ
Премьера с декольте. Присоединится ли Европа к Украине?

Удар в центр равновесия. Из неопубликованного интервью Зураба Жвания

Страна уголков
Зоя Ерошок. Надежда на завтрак, или Капитализм по-темрюкски

Наука
Академик Владимир Скулачёв: Биология пытается доказать — стареть вовсе не обязательно

Спорт
Президент Федерации хоккея России: Всё время хожу с протянутой рукой

В возрасте 99 лет умер легенданый боксер Макс Шмелинг

Свидание
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на Время

Библиотека
Денис Новиков: Что — Россия? Мы сами большие

Наградной отдел
Поздравляем Ларису Малюкову!

Сектор глаза
«Московская биеннале». Мыло — по ленинским местам

Технологии
На орбите один в один повторяются нештатные ситуации

Регионы
В Черноземье резко девальвируют валюты

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100