NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДЕД ИЗ ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЕВНИ
Сергей СТАРОСТИН: «Я до сих пор не вернулся из экспедиции 76-го года»
       
Сергей Старостин
     
       
Когда этномузыкант Сергей Старостин выступает в «Доме», в этот вечер популярный клуб называется «ДедДом» — дом Деда.
       Дед — второе имя Старостина из-за странного сочетания седой бороды и сияющих голубых глаз да еще из-за любви самого известного собирателя аутентичного фольклора к старинным музыкальным инструментам. Жалейки, калюки, бербени, просвирелки, пыжатки, гусли, флейты везет он из глухих русских деревень, чтобы потом опробовать в совместных концертах с Инной Желанной, тувинскими горловиками «Хуун-Хуур-Ту», Аркадием Шилклопером, Михаилом Альпериным, Владимиром Волковым, Леонидом Федоровым.
       Старостин всегда там, где еще остались неизвестные версии русских песен, неописанные обряды и любое творчество, не задушенное праздничными телеконцертами. А все потому, что закончивший Московскую консерваторию кларнетист попал однажды в фольклорную экспедицию и с тех пор из нее не вернулся.
       
       — Каково быть медиумом между аутентичной культурой и миром корпораций?
       — Наверное, мне просто повезло чуть больше других и я ухватил кусочек традиционной культуры, пообщался с корневыми людьми и выбрал это своим занятием на всю жизнь.
       Сегодня мне хочется передавать те сокровенные знания, которые я частично постиг. Я отдаю себе отчет в том, что человек, живущий городской суетой, с этими знаниями мимоходом не столкнется. В этом смысле я медиум, наверное.
       В последнее время в московских клубах появились фольклорные дискотеки с участием традиционных музыкантов, которые ведут люди, знающие движения кадрили и других уходящих танцев. Мне бы очень хотелось, чтобы подобная дискотека хотя бы раз в месяц проходила в клубе «Дом», например.
       — Первая встреча с аутентичной культурой — как это было?
       — Мои родители — урожденные деревенские люди — из того поколения, что уходило из деревень в поисках своей доли в городе. Поэтому какие-то корневые, деревенские вещи для нашей семьи были характерны. Отец по праздникам играл на гармошке, скоморошничал время от времени — что тогда было мне не очень понятно. А это от диковатой деревенской закваски. Мне много дала бабушка по маминой линии, Елена Аввакумовна, она была постоянно со мной, и это был кладезь мудрости.
       А осознанный импульс возник в фольклорной экспедиции в 1976 году, когда я поехал в Рязанскую область таскать магнитофоны. У меня никаких планов на лето не было, а в экспедиционной группе одни девочки — как не помочь? И там меня после первых визитов в дома сразу же «зацепило». А потом, когда мы шли деревнями между речками, заливными лугами, во мне что-то происходило такое хорошее, такое правильное. Я шел и вспоминал разговоры, характеры, лица, голоса, тембры, песни, которые нам напели… У меня просто началась ломка. Я же в консерватории на кларнете учился играть.
       — Почему люди вам доверяются? Открывают двери, пускают в дом, раскрывают секреты старинных музыкальных инструментов, поют песни?
       — По первости трудно, неловко, но я знаю уже совершенно точно: у нас живет еще очень много вполне нормальных, адекватных стариков, которые способны ответить на вопрос о том, что они в жизни делали и как они свою жизнь жили. Не как в церкви каются, а как если бы рассказывали своим внукам. Вот и все о технологии вхождения — спросить у человека то, что он знает, что ему интересно: о календарных, свадебных обрядах, а в рамках этих жанров доставать еще какие-то сведения, более глубокие.
       — Живы обряды в деревне?
       — По-разному. Регионы идут чересполосно. По тенденции — чем южнее и чем севернее, тем сохраннее. Хотя до недавних лет в Орехово-Зуевском районе вполне приличных бабушек с живым подмосковным репертуаром находили. Конечно, там коренные жители уже в плотном кольце дачников. Дачник приехал, молочка попил, картошки с луком поел и ничего о культурной жизни региона не узнал, укатил обратно. Можно случайно столкнуться со свадьбой, где будут настоящие песенницы, гармонист. Но вот с настоящим календарным обрядом Масленицы, Троицы, Святок случайно столкнуться уже невозможно. Праздным глазам это не показывают.
       В некоторых областях сейчас ведется работа по возвращению обрядов в быт: питерская консерватория или Вологодский пединститут много лет готовят молодые кадры, которые потом работают в крупных селах, райцентрах: поют, создают ансамбли, организуют на местах центры традиционной культуры.
       — Возвращаетесь в запавшие в душу места?
       — Бывает, возвращаюсь. К сожалению, наши долги остаются невозвратными. Мы бесконечные должники перед русской корневой культурой, перед сохранившими ее людьми. А многих уже нет.
       — Словарь редких слов составляете?
       — Из каждой экспедиции что-то привозишь: зацепит какое-то древнее слово, обросшее старой легендой. Вот, например, вир — совершенно магическое слово. Вир — нерукотворный колодец, или попросту дыра в земном пространстве, образовавшаяся от движения воды к солнцу. Если иметь в виду, что базовая часть русского языка находит свои корни в санскрите, то, опираясь на санскрит, можно объяснить значение многих древних русских слов. С помощью санскрита я объясняю смысл многих духовых инструментов. Вир и свирель находятся в абсолютной связи. Потому что свирель — один из древних инструментов, имеющий дыру.
       — Насколько вам интересна мировая деревня с ее где-то неизбывно уходящими, а где-то сохраненными песенными традициями?
       — В 1991 году была такая программа на канале «Россия», она так и называлась — «Мировая деревня». Но в итоге я понял, что в самой России столько всего необъезженного, в каждую область можно по нескольку раз ездить.
       — Людям, которые поют вам песни, нравятся ваши версии, ваша аранжировка?
       — Наш народ на уровне сохранения своей традиции очень ортодоксален. Когда ты приезжаешь в село — тебе поют, дарят песню. Ты ее записываешь, исполняешь, привозишь обратно в село как некий креативный продукт, и люди это понимают, не называя, конечно, этим словом. Вообще к чужому творчеству в народе относятся хорошо, при этом жестко фильтруя безобразное — людям не нравится многое из того, что происходит в поп-музыке. А ортодоксальность проявляется в том, что, когда ты начинаешь внедряться, хочешь стать своим, вот здесь возникают проблемы. В любом случае привезенное тобой оценивается с долей снисходительности. Тебе этого могут не сказать — но на свадьбу с твоей песней точно не пойдут.
       — А вы как относитесь к эстрадному фольклору?
       — У меня нормальное отношение к любому фольклору, в том числе и к эстрадному. Вся проблема здесь в политике. К сожалению, эстрадники начинают делать политику, говорить, что они наследуют традициям и берегут их. Лучше бы они честно зарабатывали деньги, наращивали свои медийные лица, и все тут. Аутентики — те, кто действительно занимается аутентичной, корневой культурой, не могут делать политику — это не их нутро.
       — А вы можете стать медийным лицом?
       — Сегодня я, пожалуй, к этому готов. Есть много аудиоматериала, который хотелось бы распространять, говорить о нем как об очень важном. Есть много видеоматериала экспедиционных записей, записей андеграундных традиционных музыкантов, которые заслуживают самой широкой аудитории.
       — Мультяшный персонаж Масяня говорила: «Без плеера на улицу не выходи, а то такого наслушаешься». Как спасаетесь от радиопотоков?
       — Меня это тоже смущает. Замусоренность звуками чрезмерная. Но я не могу все время в плеере ходить, к тому же это вредно для ушей. Но всегда можно что-то делать по мере сил. В поезде ищу ручку звука и выворачиваю ее. В машине просто прошу выключить радио.
       У меня такое ощущение, что имеет место настоящее лоббирование поп-музыки в общественных местах. Это точно вопрос государственной политики. И без того, имея огромное пространство во всех медийных средствах, захвачено еще и физическое пространство — в наших машинах, магазинах, площадях и кафе.
       — Как вы определяете, что такое мировая музыка?
       — Это помимо меня возникший термин, в который заложено много противоречий. Единственное определение, которое можно принять, — музыкальный жанр, в котором присутствует этническая или фольклорная интонация. Поток мировой музыки очень обширный: финский аккордеонист Киммо Похьонен считается представителем world music, а в его музыке ничего народного нет. Но он играет на аккордеоне, и этого достаточно.
       — Каковы сейчас объемы продаж мировой музыки и какое место по гамбургскому счету занимает аутентичный русский фольклор в мировых музыкальных рейтингах?
       — Никакого места не занимает. Окно в Европу пробил Вячеслав Щуров. Он заключил контракт с одной голландской компанией, по которому вышло около 20 дисков с аутентичным фолком — не только русским, там и Чувашия, и мордва и татары. Щуров специально выезжал и записывал. Небольшие компании во Франции, Германии, Японии выпускали подобные диски — но это все по пальцам одной руки. А поток вторичной сувенирной продукции на Западе гораздо более представительный. То, что с матрешками можно вместе продавать. Но музыкальная «сувенирка» не входит в понятие мировой музыки, которая замешивает этнические корни с роком, джазом, эмбиентом, электроникой.
       — Что вы слушаете дома для удовольствия?
       — Баха.
       — Вам приходилось сталкиваться с магией, колдовством?
       — У нас весь русский Северо-Запад был немножечко диковат и, несмотря на наличие церквей, языческие верования сохранялись до последнего времени. Болезни лечили с помощью трав, заговоров и молитв: бытовало двоеверие. При мне заговаривали кровь — она свернулась мгновенно. Наши предки вообще были энергетически очень сильны.
       
       Ближайшие встречи с Сергеем Старостиным — в рамках музыкальной спецпрограммы «Золотой маски». Расписания: www.goldenmask.ru
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
10.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 10
10 февраля 2005 г.

Власть
Президент простой и ложный. 10 мгновений государственного вранья

Первые лица
Фрадков многоразового использования

Премьер подкован в борьбе

Образование
Юрий Афанасьев: Нам жизненно необходимо другое, более целостное образование. Но «реформа», предлагаемая правительством, нам его не даст

Цена закона
Реформа привела к хаосу в обеспечении льготными лекарствами

В Петрозаводске участник митинга предпринял попытку самосожжения

Плата за жульё
Всероссийский день единых действий будет поддержан акциями в 40 регионах

Финансы
Александр Добровинский. Техасская дуэль и русская рулетка

Новости компаний
Греф и Кудрин защитили «Альфу» от налоговиков

Кавказский узел
Продлится ли перемирие, объявленное Масхадовым?

После выборов
Верховный суд послал всех в Страсбург

Россия-2008
Яблочный пас. Примет ли руководство СПС предложение Сергея Иваненко?

Расследования
Охотный ряд: два Сергея, Борис и Никита

Как важно бить открытыми. МВД Башкирии признало свои «ошибки» в Благовещенске…

Четвертая власть
«Коммерсант» получил второе предупреждение

Оппозиция требует вернуть телевидение народу

Госдуму лишили прямой трансляции

Регионы
В Обнинске избиратели вернули себе право избирать

Краiна Мрiй
Первые шаги оранжевого правительства. Завод вернули в Кривой Рог

Инострания
Америка в новом свете: ешь, сплёвывай, будь счастлив

Наука
Центр управления полетом Земли находится в районе острова Шри-Ланка

Спорт
Виталий Ячменев: Никогда раньше не слышал, чтобы побеждали к юбилею города

Совершено покушение на сына президента ЦСКА

Свидание
Сергей Старостин: Я до сих пор не вернулся из экспедиции 76-го года

Гоблин Пучков и его переводные картинки

Кинобудка
«Солнце» над Берлином. В конкурсе юбилейного, 55-го Берлинале — новый фильм Сокурова

Библиотека
Авторский вечер Владимира Ланцберга. «Панически боимся поумнеть…»

Хорошие книжки, изданные «Новой газетой»

Культурный слой
Ушла из жизни Татьяна Бек. «Спасибо голосу, что пел»

Станислав Рассадин: Пушкин угадал и свою посмертную судьбу

Вольная тема
Александр Генис. «Опечатки пальцев»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100