NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Марат ГЕЛЬМАН:
ЦЕНЗУРЫ НЕТ, ЕСТЬ РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
       
Марат ГЕЛЬМАН, галерист, политтехнолог, бывший глава аналитической дирекции Первого канала.
      
       
Я давно телевидением не занимаюсь, могу дать лишь какие-то общие соображения. При этом могу произносить только свою фамилию — Марат Гельман, остальные фамилии ищите в другом месте.
       Официальная цензура — это прямые запреты. Предположим, Дума приняла закон о запрете мата в эфире, и юридическая служба Первого канала следит, чтобы никто не произнес ни одного слова. Все остальное — редакционная политика, которая может вестись несколькими способами.
       Первый способ — увольнять (как в случае с Парфеновым) — возникает тогда, когда журналист постоянно выдает то, чего руководство не хочет. Пример с Пивоваровым — из той же серии. Но новое руководство НТВ просто не очень опытное, делает это демонстративно. Более профессиональные люди поступают корректнее, позднее, чтобы никто не подумал, что события связаны.
       Вообще стремление редакции, руководства, чтобы передача в прямом эфире была прогнозируема, контролируема, естественно. Как и желание журналиста ни от кого не зависеть. Но поговоришь с Познером и поймешь, что это касается любой страны и любого телевидения. Здесь нет ничего экстраординарного. Все, что происходит на телевидении, — это только результат экстраординарности рейтинга президента, а не наоборот. На Украине телевидение программировалось гораздо сильнее, но это не привело к росту рейтинга Кучмы.
       Вторая технология управления СМИ — вырезать, третья — планерки руководства. И, наконец, технология, которую окрестили «темниками». Она российская, если считать, что тот, кто ее разрабатывал, Марат Гельман, — российский гражданин. Однако впервые она появилась в Украине, а потом у нас.
       Я не знаю, существует ли темники на других каналах, можно просто сравнить, что где показывают. До этой технологии были только последействие, кадровая политика и, как вы правильно говорите, запретные списки. Думаю, каждый, кого не показывают, знает, что на них существует запрет, потому называть их бессмысленно. Кстати, технология не очень эффективна. Она оправдана, когда есть внутренняя борьба с «джинсой», когда известно, что некий человек платит за попадание на экран. Отслеживать, через какую из редакций это произошло, — сложно, проще просто вычеркнуть.
       Темники же — более удобная, внутренняя технология контроля, помогающая формировать позицию канала. Это осмысление повестки дня. Обычно в нем три блока. Информативный, где журналисту предлагается разобраться в теме, где есть дополнительная информация по ней. В рекомендационном блоке — некоторый список ньюсмейкеров по теме. И третий блок — позиция канала. Обычно темники получают руководители подразделений, а не журналисты.
       Согласен с тем, что профессия нивелируется. Но технология темников не нивелирует, 90% темника — бэкграунд проблемы для журналиста, профессионального дилетанта. А деградация журналистики как творческой профессии сейчас в России связана с тем, что построенная вертикаль по факту не предполагает творческих людей. У нас один творческий человек — наверху, все остальные — исполнители, это — некая воинская структура.
       В культуре никакой вертикали не выстроишь. Гениальный художник Шабуров, не имеющий никакого статуса, всегда будет важнее, чем министр культуры. Журналистика, о которой мы мечтаем и грезим, построена на личностях, которые важнее, чем начальники. Не то чтобы Сенкевич оказался важнее Парфенова, просто журналистика не поддается вертикали, она из-под вертикали уходит.
       Проблема совсем не в технологиях управления медиа, не в СМИ, а в том, что политическая ситуация очень похожа на «Петербург» Белого. Медиа не способны изменить ситуацию, они — часть страны. Как только изменится страна, думаю, месяцев за восемь до следующих думских выборов, и они изменятся. И технологический прорыв, когда будет сто дешевых каналов, изменит многое.
       
       Записала Наталия РОСТОВА
       
24.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 14
24 февраля 2005 г.

Проспект Медиа
Пособие для бедных мыслью

В «шпорах» рождается истина

Марат Гельман: Цензуры нет. Есть редакционная политика

Редакторы снова взялись за монтажные ножницы

Как работает фабрика телецензуры

Сергей Канаев: Профессия журналиста стала рабской

Игорь Стадник: Патриотический антиамериканизм раскручивался до банального просто

Владимир Кара-Мурза: Первые признаки цензуры побудили основать НТВ

Испытание сроком. Что думают журналисты НТВ, ТВ-6 и ТВС спустя четыре года после встречи с президентом

Глава русской службы Euronews Петр Фёдоров — о цензуре на своём канале

Четвертая власть
1 доллар тиражом миллион экземпляров

Кавказский узел
Во время перемирия, объявленного Масхадовым, силовики устроили соревнование: кто лучше докажет, что перемирие невозможно

Штурм квартир в Нальчике и Карачаевске: итоги спецопераций

Расследования
Возвращение сентября. В Беслане найдено захоронение…

В Благовещенске продолжаются репрессии

Митинги.Ру
Благовещенск настроен на долгую борьбу

В Ижевске назначен день осады Госсовета Удмуртии

Мир и мы
Активистов молодежного «ЯБЛОКА» не выпустили из страны

Примирившись после Ирака, США и «старая Европа» задумались над демократией в России

На встречу с Бушем Путин попал после Ющенко

Неужели Путин больше никогда не посетит Украину?

Армия
Когда не хватает зеленых, всплывают красно-коричневые

Государство делает вид, что платит военным. Военные — что служат

Сначала монетизацию льгот опробовали на военных

Плата за жульё
С 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс. Квартирный вопрос закрыт

Обстоятельства
Команда Фрадкова не способна работать в условиях кризиса

Власть
«Медведь» пойдёт в развалочку

Точка зрения
Станислав Рассадин: Неужели дискредитирована сама идея справедливости?

Александр Рыклин: Ответственность перед народом не имеет срока давности

Виктор Шендерович. О картошке, демократии, подготовке к 60-летию Победы и силах международного террора

Суд да дело
Судья Светлана Марасанова: Против присяжных выступают те, кто ищет лёгких путей в правосудии

Навстречу выборам
Никто никого не подслушивал. Это… инопланетяне!

Новости компаний
«Газпром» высокого давления

Регионы
Жалко гадов

Спорт
Дерлей станет старлеем. Бразилец и восемь португальцев — в «милицейской» команде «Динамо»

Библиотека
Пастернак — травка русской поэзии

Евтушенко и Вознесенский… Двое и все мы

Музыкальная жизнь
Синий троллейбус доехал до Кремля

Кинобудка
«Берлинале». Главные призы фестиваля получили африканский и китайский фильмы

Театральный бинокль
Жена полка — над полем боли. В войне победил не Сталин

Наше наследие: Арапчата из «Цирка»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100