NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НАШЕ НАСЛЕДИЕ: АРАПЧАТА ИЗ «ЦИРКА»
Эжен Скриб «Веселая жизнь и грустная смерть французской артистки Адриенны Лекуврер». Театр на Малой Бронной
       
Адриена — Олеся Железняк. Морис — Александр Голубков. (Фото Михаила Гутермана)
     
       
Браслет утерян в боскете. Букет припудрен смертоносным порошком из Азии. Престол Курляндии был бы взят на копье саксонским принцем, если б не интриги всесильного в Париже русского посольства.
       Бриллианты, дар королевы, тайно проданы. Теперь полководец и герой салонов будет вечно помнить оставленную актрису, выкупившую его векселя: ведь Адриенна Лекуврер спасла карьеру возлюбленного, принеся в жертву свое достояние без единого упрека!
       Конечно, это не классическая мелодрама. Но и не пародия на нее.
       Роман Самгин, ученик Марка Захарова, составил себе стойкую репутацию режиссера-комедиографа азартным ленкомовским спектаклем «Укрощение укротителей». В его спектакль на Малой Бронной на роль романтической и печальной парижской актрисы XVIII века приглашена острохарактерная комедийная актриса Олеся Железняк. Пародийно пылок и забавен батальный и брутальный граф Морис Саксонский (Александр Голубков). Из глубины кулис за развитием интриги следит, бросая едкие реплики, троица актеров «Комеди Франсез» — закулисный птичник.
       Еще забавнее птичник Сен-Жерменского предместья — герцогини и аббаты в «гобеленовых» нарядах и высоких целлофановых париках (художник по костюмам — Ирина Белоусова).
       Вся эта езда на остров Цитеру (где так коварно отравлены источники вод!) совершается на скрипучем корабле старого театра. Система закулисных блоков, тросов и мешочков с песком похожа на ванты (сценограф — Виктор Шилькрот). Театральная люстра со стертыми следами позолоты обыграна многократно: персонажи сидят на ней райскими птицами салонов и остроглазыми Арлекинами — сплетниками закулисья. Люстра, уставленная тарелками со стеклянным виноградом, выезжает из-за кулис перед ужином в парковом павильоне, где всех изранят острые края любовного пятиугольника, а в гардеробной будет таиться дама инкогнито.
       Люстра служит главной метафорой «старинного многоярусного театра» — растерявшей подвески и декор, повидавшей на своем веку блошиные рынки и коммуналки.
       Но такие вещи говорят больше аукционных.
       Шестилетний Арапчонок выносит шлейф Адриенны. Одетый в пурпур и злато, Арапчонок не отсылает к портретам XVIII века и к «Дон Жуану» Мейерхольда, а напоминает о к/ф «Цирк». И играют его «московские школьники».
       Вот где-то здесь — контрапункт спектакля. Идея «качественного коммерческого театра» носится в воздухе Москвы, стыдливо готовясь к материализации. Искушение найти у Скриба (Лабиша, Фейдо, Дюма-сына) нарядную, звонко щелкающую еще пригодными к эксплуатации пружинками реплик вещицу для «зрительского» действа — достаточно велико. Но Самгин ставит иной эксперимент.
       Полусмеясь, театр прощается с целым гербарием ценностей, ушедших в классическую мелодраму, как Гулливер и Дон Кихот — на детскую книжную полку. Пылкое самопожертвование, трагигероическое благородство по отношению к сопернице, любовь с первого взгляда на пороге «Комеди Франсез», белые манжеты, солдатский пыл и златые бакенбарды, роброны, затканные левкоями, и стеклянный виноград — все ушло из обихода.
       И все тайно любимо. Обветшалое. Неприменимое в быту. Сияющее следами позолоты.
       
       Елена ДЬЯКОВА
       
24.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 14
24 февраля 2005 г.

Проспект Медиа
Пособие для бедных мыслью

В «шпорах» рождается истина

Марат Гельман: Цензуры нет. Есть редакционная политика

Редакторы снова взялись за монтажные ножницы

Как работает фабрика телецензуры

Сергей Канаев: Профессия журналиста стала рабской

Игорь Стадник: Патриотический антиамериканизм раскручивался до банального просто

Владимир Кара-Мурза: Первые признаки цензуры побудили основать НТВ

Испытание сроком. Что думают журналисты НТВ, ТВ-6 и ТВС спустя четыре года после встречи с президентом

Глава русской службы Euronews Петр Фёдоров — о цензуре на своём канале

Четвертая власть
1 доллар тиражом миллион экземпляров

Кавказский узел
Во время перемирия, объявленного Масхадовым, силовики устроили соревнование: кто лучше докажет, что перемирие невозможно

Штурм квартир в Нальчике и Карачаевске: итоги спецопераций

Расследования
Возвращение сентября. В Беслане найдено захоронение…

В Благовещенске продолжаются репрессии

Митинги.Ру
Благовещенск настроен на долгую борьбу

В Ижевске назначен день осады Госсовета Удмуртии

Мир и мы
Активистов молодежного «ЯБЛОКА» не выпустили из страны

Примирившись после Ирака, США и «старая Европа» задумались над демократией в России

На встречу с Бушем Путин попал после Ющенко

Неужели Путин больше никогда не посетит Украину?

Армия
Когда не хватает зеленых, всплывают красно-коричневые

Государство делает вид, что платит военным. Военные — что служат

Сначала монетизацию льгот опробовали на военных

Плата за жульё
С 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс. Квартирный вопрос закрыт

Обстоятельства
Команда Фрадкова не способна работать в условиях кризиса

Власть
«Медведь» пойдёт в развалочку

Точка зрения
Станислав Рассадин: Неужели дискредитирована сама идея справедливости?

Александр Рыклин: Ответственность перед народом не имеет срока давности

Виктор Шендерович. О картошке, демократии, подготовке к 60-летию Победы и силах международного террора

Суд да дело
Судья Светлана Марасанова: Против присяжных выступают те, кто ищет лёгких путей в правосудии

Навстречу выборам
Никто никого не подслушивал. Это… инопланетяне!

Новости компаний
«Газпром» высокого давления

Регионы
Жалко гадов

Спорт
Дерлей станет старлеем. Бразилец и восемь португальцев — в «милицейской» команде «Динамо»

Библиотека
Пастернак — травка русской поэзии

Евтушенко и Вознесенский… Двое и все мы

Музыкальная жизнь
Синий троллейбус доехал до Кремля

Кинобудка
«Берлинале». Главные призы фестиваля получили африканский и китайский фильмы

Театральный бинокль
Жена полка — над полем боли. В войне победил не Сталин

Наше наследие: Арапчата из «Цирка»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100