NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПАСТЕРНАК — ТРАВКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ
115-летие поэта отметили вручением премии его имени достойным лауреатам
       
Андрей Вознесенский. (Фото Бориса Сысоева)       
Десятого февраля исполнилось 115 лет Борису Пастернаку. С десяти утра во дворе переделкинского Дома-музея резвились и читали стихи (!) школьники. В это же время литературная Москва прощалась с Татьяной Бек, постоянным членом жюри премии Пастернака…
       Весь день в Дом-музей непрерывным потоком шли люди. Экскурсии планировалось закончить пораньше — родные поэта позвали близких Дому людей на скромное чаепитие. Но экскурсия затянулась. Пожилой господин с женой и двумя взрослыми сыновьями все никак не уходил. Он уже несколько лет собирался навестить, наконец, дом любимого поэта, да все никак. И подумал, что откладывать больше нельзя, хотя бы ради сыновей, и поехал. А после экскурсии спустился с лестницы второго этажа — и умер. Прямо в доме любимого поэта. В день его 115-летия.
       А двадцатого февраля в Доме ученых Андрей Вознесенский объявил новых лауреатов ежегодной премии Пастернака: Олега Чухонцева, Юрия Арабова и младшего Фельтринелли, написавшего книгу о своем отце (первом публикаторе романа «Доктор Живаго»).
       Чухонцев на вручении красивого памятного знака красиво спародировал Вознесенского, а Арабов сказал, что его поколение — «подпятидесятилетних» — предпочло слыть не поэтами, а нормальными людьми.
       Захотелось задать Андрею Вознесенскому, организатору и вдохновителю премии Пастернака, несколько вопросов.
       
       — Андрей Андреевич, многие премии в этом году прекратили свое существование. Даже такие, как Пушкинская и Аполлона Григорьева (в смысле денежного эквивалента). Вроде бы Росбанк, финансировавший премию Аполлона Григорьева, посчитал, что вокруг крупных премий создается мелкий нездоровый ажиотаж, а сами премии никак не влияют на литературный процесс. Что зачастую премия выполняет функцию резинки для поддержания штанов того или иного довольно посредственного литератора. И это не по гамбургскому, а всего лишь по росбанковскому счету.
       Андрей Андреевич, вы имеете непосредственное отношение к двум замечательным премиям — к богатому «Триумфу» и скромной премии Бориса Пастернака. На ваш взгляд, стоит ли сегодня, когда интерес к литературе невысок, искать получателей литературных премий?
       — Конечно, стоит. Хотя премии всегда лучше давать, чем получать. По-моему, банки не правы. Вопрос в принципе ставится неверно. Ну как может премия влиять на литературу? Если вы видели небольшой лазерный фильм, который мы показали перед вручением премии Пастернака, то должны были заметить, что в самих буквах имени — ПАСТЕРНАК — уже все заложено: ТЕРН ПЕРА… НЕТ КПСС… СЕСТРА… Все, что надо для поэта, есть в его имени. А если сегодняшнюю дату «115» написать по латыни — СХV, то получится СЕРП, КРЕСТ и ПЕРСТ. Вот что влияет на литературу.
       — Я знаю, что в ящике письменного стола Пастернака лежала папочка с надписью: «Андрюшины стихи».
       — Да, Наталья Анисимовна Пастернак нашла. Поэтому во время разгрома дома папка не пропала. Борис Леонидович имел привычку, читая и Пушкина, и Толстого, и современную литературу, ставить карандашом на полях, напротив понравившихся абзацев строчек или стихов, не галочки, а длинные палочки.
       — Вы помните ваши палочки?
       — Еще бы! Он был гений, а я — пацан. Я скоро эти стихи опубликую.
       — Как все-таки удалось открыть Дом-музей опального поэта после варварского разгрома?
       — К власти пришел Михаил Горбачев — как оказалось, человек образованный и просвещенный. Я написал ему довольно сдержанное, сухое письмо, напомнив, что скоро сто лет великому поэту, что пора восстановить справедливость и прекратить безобразие. И что просто необходимо отметить столетие поэта открытием Дома-музея в Переделкине.
       Горбачев даже оплатил все расходы по открытию музея. Приехал Артур Миллер, ушедший от нас в эти дни. Он тогда сказал, что если бы во время войны Гитлер поймал Пастернака, то расстрелял бы его дважды: сначала — как еврея, а потом — как русского интеллигента.
       — А помните, какой небывалый интерес поднялся во всем мире к русской поэзии в годы горбачевских надежд? Почти как при Хрущеве. Но сейчас в России интерес к поэзии упал, тиражи мизерные. Вот вы много ездите по миру. Там тоже перестали интересоваться нашей поэзией?
       — Интерес остался ко всей русской культуре в целом. Просто во время перестройки интересен был весь хлынувший из России поток. Теперь выбирают. Но не было случая, чтобы меня не спросили, что нового на поэтической ниве. В Америке поэзию вытеснил рэп. Рэперы собирают аншлаги в поэтических кафе, как когда-то мы с Евтушенко и Ахмадулиной — на стадионах. А так как мы шаг за шагом идем за Америкой, у нас тоже так будет. Рэп уже есть. И он наступает на пятки поэзии.
       — Ага, а литературу заменят сериалы. После показа «Идиота» издательство «Вагриус» отметило, что с полок книжных магазинов смели все книги Достоевского с идентичным названием. А «Братья Карамазовы» стоят. Сейчас снимается сериал «Доктор Живаго» по сценарию, кстати сказать, сегодняшнего лауреата Юрия Арабова. Человек он безусловно очень талантливый, но ведь постмодернист. Основа постмодернизма — антицитата, и я слышала, что в сценарии огромное количество вольностей и выдумок, противоречащих если не замыслу, то сюжету романа и характеру отношений между его героями. Допустимо ли, на ваш взгляд, скармливать подрастающему поколению «Доктора Живаго» в постмодернистском соусе, при этом сохранив название оригинала? Особенно если помнить, что именно за этот роман и пострадал Пастернак.
       — В любом переводе должно быть много вольностей. Особенно в переводе на язык кино. Оставляя смысл, можно менять ритм и слова. Но я не читал сценарий.
       — Что касается киноязыка, то любой сериал — это еще не кино. Американский «Живаго» входит в какой-то специальный мировой список фильмов, обязательных для показа. И раз в год этот фильм показывают по телевидению. Так сказать, для общего развития. Хотя сегодня мне этот фильм кажется довольно слабым...
       — Когда-то я был в полном восторге от этого перевода. Дивная музыка, Омар Шариф в папахе и дубленке. Там, кстати, замечательные кадры революции 1905 года. Тогда у нас все было запрещено, и это был очень сильный прорыв. Арабовского Живаго будет играть Олег Меньшиков. А он актер лучше, чем Омар Шариф.
       — Прежде были властители дум. Потом появились хотя бы носители смысла. А сегодня? Почти все лучшие умы и таланты ушли в пиар, превратившись, таким образом, в переводчиков уже готового смысла.
       — Именно так. Но неслучайно в последние годы имя Пастернака зазвучало с новой силой.
       Пастернак пошел в народ. Думаю, сейчас нет человека, кто бы не знал Пастернака. Даже поп-дивы его поют. Интересный процесс…
       — А кто, на ваш взгляд, вышел из шинели Пастернака?
       — У него не было шинели, но, кажется, нет ни одного поэта, который не вывалился бы из рукава его плаща.
       
       Анна САЕД-ШАХ
     
       
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
       
       Прощание с книгой
       
       I
       Пронеслась Россия с гулом.
       Как в туннель, народ мелькнул.
       Русская литература
       называют этот гул.
       
       Кто вливает виски в тюрю,
       кто бежит к зарубежу.
       В русскую литературу,
       как в тревогу, ухожу.
       
       Я отвечу на «ату его!»,
       но не вам, тов. господа.
       Русская литература,
       ты — преддверье Господа.
       
       Ты, в которой вместо текста
       черно-белый шрифт берез,
       ты, которая естественно
       совесть повестью зовешь…
       
       Ежели свобода-дура
       в нас осуществит сполна
       геноцид литературы —
       то свобода ли она?
       
       II
       Что такое книга? Трудно
       вам вообразить уже.
       Телик с титрами? Но трубка
       подключается к душе?
       
       Что такое книга? Или
       отработанный прием?
       или генофонд России,
       притворившийся шрифтом?
       
       По тебе гадаю, книга,
       ты дрожишь в моих руках —
       безголовая, как Ника
       о двух крохотных крылах.
       
       А какая тайна чтенья,
       вдвоем, в сквере где-нибудь!
       От плеча идет волненье:
       «Можно ли перевернуть?».
       
       Так тысячелетье длится
       наше чтенье сообща.
       Превращаются в страницы
       два прижатые плеча.
       
       III
       Ты не только слезы Лизы
       среди кризиса бумаг,
       ты — ломоть идеализма,
       территория в умах.
       
       И какую форму примут
       без тебя наши дворы
       и беременный периметр
       Вифлеемовой горы?
       
       «Что такое Дух?» — расстроясь,
       врубит гид по телетуру.
       — А куда мы сдали совесть?
       — В русскую литературу.
       
1980
       
       
24.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 14
24 февраля 2005 г.

Проспект Медиа
Пособие для бедных мыслью

В «шпорах» рождается истина

Марат Гельман: Цензуры нет. Есть редакционная политика

Редакторы снова взялись за монтажные ножницы

Как работает фабрика телецензуры

Сергей Канаев: Профессия журналиста стала рабской

Игорь Стадник: Патриотический антиамериканизм раскручивался до банального просто

Владимир Кара-Мурза: Первые признаки цензуры побудили основать НТВ

Испытание сроком. Что думают журналисты НТВ, ТВ-6 и ТВС спустя четыре года после встречи с президентом

Глава русской службы Euronews Петр Фёдоров — о цензуре на своём канале

Четвертая власть
1 доллар тиражом миллион экземпляров

Кавказский узел
Во время перемирия, объявленного Масхадовым, силовики устроили соревнование: кто лучше докажет, что перемирие невозможно

Штурм квартир в Нальчике и Карачаевске: итоги спецопераций

Расследования
Возвращение сентября. В Беслане найдено захоронение…

В Благовещенске продолжаются репрессии

Митинги.Ру
Благовещенск настроен на долгую борьбу

В Ижевске назначен день осады Госсовета Удмуртии

Мир и мы
Активистов молодежного «ЯБЛОКА» не выпустили из страны

Примирившись после Ирака, США и «старая Европа» задумались над демократией в России

На встречу с Бушем Путин попал после Ющенко

Неужели Путин больше никогда не посетит Украину?

Армия
Когда не хватает зеленых, всплывают красно-коричневые

Государство делает вид, что платит военным. Военные — что служат

Сначала монетизацию льгот опробовали на военных

Плата за жульё
С 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс. Квартирный вопрос закрыт

Обстоятельства
Команда Фрадкова не способна работать в условиях кризиса

Власть
«Медведь» пойдёт в развалочку

Точка зрения
Станислав Рассадин: Неужели дискредитирована сама идея справедливости?

Александр Рыклин: Ответственность перед народом не имеет срока давности

Виктор Шендерович. О картошке, демократии, подготовке к 60-летию Победы и силах международного террора

Суд да дело
Судья Светлана Марасанова: Против присяжных выступают те, кто ищет лёгких путей в правосудии

Навстречу выборам
Никто никого не подслушивал. Это… инопланетяне!

Новости компаний
«Газпром» высокого давления

Регионы
Жалко гадов

Спорт
Дерлей станет старлеем. Бразилец и восемь португальцев — в «милицейской» команде «Динамо»

Библиотека
Пастернак — травка русской поэзии

Евтушенко и Вознесенский… Двое и все мы

Музыкальная жизнь
Синий троллейбус доехал до Кремля

Кинобудка
«Берлинале». Главные призы фестиваля получили африканский и китайский фильмы

Театральный бинокль
Жена полка — над полем боли. В войне победил не Сталин

Наше наследие: Арапчата из «Цирка»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100