NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МОДА НА ЧЕРНО-ЖЕЛТОЕ КИНО
Главные призы фестиваля получили африканский и китайский фильмы
       
Кадр из фильма "Павлин"
     
       
Шокирующие. Обескураживающие. Странные. Самые мягкие из эпитетов итогов 55-го «Берлинале». Последняя пресс-конференция напоминала подписание мирного договора, фиксирующего проигрыш в войне. Кино как вид искусства безоговорочно потерпело поражение на многих направлениях. Представитель уважаемого европейского киноиздания сформулировал общий вердикт журналистов: «Мы примем к сведению ваше мнение», — горько заявил он жюри.
       
       
Главной проблемой нынешнего юбилейного фестиваля стала вовсе не программа, которой, как обычно, недовольны многие из моих коллег, а жюри. Столь явный судейский непрофессионализм форумы подобного класса себе не позволяют.
       Все это — результат более чем странного «кастинга». Какая необходимость призывать к рулю арт-смотра папу «Годзилы» Роланда Эмериха, германского режиссера, прорвавшегося в заветные дали многомиллионного блок-бастерного кино? Зачем комплектовать судейскую команду сразу тремя очаровательными актрисами, занятыми больше фестивальными фотосессиями, нежели неприятной аналитической работой?
       Из этой блистающей нарядами тройки — германская актриса Франка Потенте («Беги, Лола, беги»), литовка Ингеборга Дапкунайте и китаянка Линг Бай, — выделялась последняя. Беспредельными мини и безлимитно обнаженным прекрасным телом. Казалось, милая девушка перепутала рабочий просмотр с районом красных фонарей, по которому вполне уместно фланировать в «купальниках». К этой веселой компании присовокупили 75-летнего Нино Черрути, дизайнера модной одежды, главу собственного дома моды, и украинского писателя Андрея Куркова, популярного в Европе, да и сама Украина сейчас в моде (в отличие от России). Завершает список датский продюсер Барендрехт, фирма которого занимается дистрибуцией китайского кино.
       Так что китайская сторона не прогадала. Два голоса в жюри — и семейная сага «Павлин» получает Гран-при жюри («Серебряный медведь»). Это режиссерский дебют знаменитого оператора Гу Чангвэя, работавшего с классиками Чжаном Имоу и Ченом Кайге. Снято красиво, с точки зрения режиссуры и драматургии выдержан стандарт соцреализма. История рабоче-крестьянской семьи из маленького городка неторопливо прослеживается на протяжении семи лет.
       Еще более ангажированным выглядит решение возглавляемого Эмерихом коллектива — отдать сразу две из девяти наград более чем скромной картине «София Шоль: последние дни». София Шоль — легендарная в ГДР антифашистка. Сестра нашей Зои Космодемьянской. Члены подпольной группы «Белая Роза» — сестры нашей «Молодой гвардии». По эстетике фильм близок картине Герасимова, словно не прошло и 57 лет. Схваченная фашистами в момент расклеивания на стенах мюнхенского университета антифашистских листовок, студентка не выдала товарищей и была гильотинирована. Шесть последних дней Софии, допросы, воспоминания, суд. И финальная героическая речь немецкой Ульяны Громовой: «Сегодня вы арестовываете нас, но завтра ваши головы полетят с плеч долой!».
       Если можно смириться с поощрением вполне качественной работой актрисы Юлии Йенч («Медведь» — за лучшую женскую роль), то награда за режиссуру (рядом с блестящими работами Сокурова, Цай Мин-ляна, Роберта Гедигяна опус Марка Ротемунда выглядит экзерсисом старательного, но не слишком одаренного школяра) — решение явно политическое. Во-первых, германскую ленту поощрили, во-вторых, юбилей Победы отметили.
       Похожая картина — в распределении других наград. Казалось невозможным обойти стороной блестящую работу Мишеля Буке в фильме «Прогуливающийся по Марсову полю». Актер совершил невероятное: используя гротескно-трагический рисунок роли, достиг полной идентичности образу и характеру президента Франции Миттерана. Не боясь быть смешным, по-старчески беспомощным, продемонстрировал силу духа, интеллекта и личности. Эстеты, правда, предрекали победу японскому актеру Иссеи Огата, сумевшему влить в меха кино «терпкое вино» театра кабуки (фильм «Солнце»). Но жюри продемонстрировало очередной кульбит, отметив 17-летнего Лу Тейлора Пуччи, здорово сосавшего палец в фильме «Сосунок» (более пристойное название для проката «Дурная привычка»). Незамысловатая история воспитания чувств забылась уже в вечер показа. А обаятельный юный актер в качестве номинанта на главный приз мог приглянуться только Роланду Эмериху. Да и американцев никак нельзя было оставить без приза.
       Эстетического новатора Цай Мин-ляна отчего-то наградили за сценарий, скромнейший из камней в ожерелье радикального «Капризного облака» (плюс приз имени Альфреда Бауэра, вручающийся традиционно начинающим кинематографистам, а не лауреатам «Золотых львов»). Самый скандальный фильм конкурса — повествование о трудных буднях порноиндустрии. «Тяжелый» ежедневный съемочный процесс прерывается нежданно-негаданными музыкально-хореографическими вставками из попсы 70-х. (Цай Мин-лян продолжает решительный микст музыки и секса, предпринятый Уинтерботтомом в «Девяти песнях».)
       В роли изнуренной работой порнозвезды любимый актер режиссера Ли Кан-Шен. Смесь радикального эстетического эксперимента с порноштампами, доведенными до абсурда. Лучшая из сцен — совокупление с арбузом. Супергерой плотоядно проникает в его мякоть, его спутница, зажав арбуз между ног, визгливо стонет. Кордебалет отплясывает эротический танец вокруг монумента Ким Чен Ира, как у шеста в стриптиз-шоу. Кажется, каменный вождь с трудом выдерживает этот натиск. Мин-лян издевается не только над трафаретом арт-хауза и эротического кино, но и над ожиданиями критиков. В первых фразах рецензий на его фильмы непременно упоминается обилие воды, которая потоками несет с экрана чувственность, настроение. В «Капризном облаке» воды нет. Натурально. Она даже из кранов не капает. Герои на протяжении всей картины заливают воду в пластмассовые бутылки… Наверное, запасаются на следующие картины режиссера.
       
Африканская Кармен пела на церемонии закрытия 55-го "Берлинале"       
Стоит ли удивляться тому, что главный приз фестиваля получила южноафриканская «Кармен…», картина невероятно темпераментная («Новая» писала о ней в предыдущих репортажах), но, заметьте, снятая еще одним дебютантом, театральным режиссером Марком Дорфордом. Он был потрясен решением не менее журналистов. Оказывается, кино снимать вовсе не сложно, набрал команду профи, перешел на экзотический язык экскоза — и «Золотой Медведь» тебе обеспечен. Главное же открытие «Берлинале» — кинематограф Африки — вовсе никакое не открытие. Программа «Планета Африка» из года в год проходит на фестивале в Торонто. И, что особенно любопытно, в 2001 году на этом канадском форуме уже была показана африканская «Кармен»… родом из Сенегала.
       Вердикт фестиваля ранга Берлинского, даже при судейской чудаковатости, как правило, свидетельство неких процессов, довлеющих над европейским кино (шире — евросообществом вообще). В данном случае озадачивает присуждение приза палестинской картине «Рай сейчас» («Новая» уже писала о ней). «Голубой ангел» — награда лучшей европейской ленте года, определяющей тенденции развития кино. Присуждение приза фильму Хани Абу-Ассаду, эстетически выверенному, однако оправдывающему терроризм, выглядит либо необдуманным шагом, либо очередным заигрыванием европейцев с арабским фундаментализмом.
       Демонстративное же игнорирование явного лидера конкурса — сокуровского «Солнца» — вызвано несколькими причинами. Известно, что некомпетентное жюри даже не рассматривало слишком интеллектуальный опус в качестве претендента на награду. К тому же Россия явно выпала из зоны интересов и направления моды европейских форумов. Сегодня в Берлине «носят» африканские наряды. В следующем сезоне ждем обойму «оранжевых» фильмов из Украины (где только их взять?).
       Заметьте, как все просто. Нет представителя Франции в судействе — нет и существенного приза. При том, что французское кино обозначено в конкурсе качественно и количественно мощнее других кинематографий (5 картин), и фильму «Мое сердце биться перестало» Жака Одиара предрекали одну из главных наград. Впрочем, прав был Сэмюэль Батлер: «Доводы большинства действуют плохо. Притязания — куда лучше».
       Твердить, что итоги фестиваля — лотерея, бессмысленно и неверно. Все понимают: фестиваль, даже класса «А», — смесь политики, лоббирования и уровня профессионализма (не только отборщиков, но и жюри). Жаль, что в жюри нынешнего смотра не было замечено ни одного выдающегося или хотя бы уважаемого в мировом киносообществе кинематографиста. А мудрецы учат: «Не показывайте нам вердикт, покажите судью».
       
       P.S. Один российский фильм в Берлине все же был отмечен. «Итальянец» Андрея Кравчука («Новая» писала о нем в предыдущем номере). Картина вполне достойная, хотя для современного российского кино традиционная, заслужила специальное упоминание официального жюри детского конкурса, а главное — Гран-при детского жюри.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
24.02.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 14
24 февраля 2005 г.

Проспект Медиа
Пособие для бедных мыслью

В «шпорах» рождается истина

Марат Гельман: Цензуры нет. Есть редакционная политика

Редакторы снова взялись за монтажные ножницы

Как работает фабрика телецензуры

Сергей Канаев: Профессия журналиста стала рабской

Игорь Стадник: Патриотический антиамериканизм раскручивался до банального просто

Владимир Кара-Мурза: Первые признаки цензуры побудили основать НТВ

Испытание сроком. Что думают журналисты НТВ, ТВ-6 и ТВС спустя четыре года после встречи с президентом

Глава русской службы Euronews Петр Фёдоров — о цензуре на своём канале

Четвертая власть
1 доллар тиражом миллион экземпляров

Кавказский узел
Во время перемирия, объявленного Масхадовым, силовики устроили соревнование: кто лучше докажет, что перемирие невозможно

Штурм квартир в Нальчике и Карачаевске: итоги спецопераций

Расследования
Возвращение сентября. В Беслане найдено захоронение…

В Благовещенске продолжаются репрессии

Митинги.Ру
Благовещенск настроен на долгую борьбу

В Ижевске назначен день осады Госсовета Удмуртии

Мир и мы
Активистов молодежного «ЯБЛОКА» не выпустили из страны

Примирившись после Ирака, США и «старая Европа» задумались над демократией в России

На встречу с Бушем Путин попал после Ющенко

Неужели Путин больше никогда не посетит Украину?

Армия
Когда не хватает зеленых, всплывают красно-коричневые

Государство делает вид, что платит военным. Военные — что служат

Сначала монетизацию льгот опробовали на военных

Плата за жульё
С 1 марта вступает в действие новый Жилищный кодекс. Квартирный вопрос закрыт

Обстоятельства
Команда Фрадкова не способна работать в условиях кризиса

Власть
«Медведь» пойдёт в развалочку

Точка зрения
Станислав Рассадин: Неужели дискредитирована сама идея справедливости?

Александр Рыклин: Ответственность перед народом не имеет срока давности

Виктор Шендерович. О картошке, демократии, подготовке к 60-летию Победы и силах международного террора

Суд да дело
Судья Светлана Марасанова: Против присяжных выступают те, кто ищет лёгких путей в правосудии

Навстречу выборам
Никто никого не подслушивал. Это… инопланетяне!

Новости компаний
«Газпром» высокого давления

Регионы
Жалко гадов

Спорт
Дерлей станет старлеем. Бразилец и восемь португальцев — в «милицейской» команде «Динамо»

Библиотека
Пастернак — травка русской поэзии

Евтушенко и Вознесенский… Двое и все мы

Музыкальная жизнь
Синий троллейбус доехал до Кремля

Кинобудка
«Берлинале». Главные призы фестиваля получили африканский и китайский фильмы

Театральный бинокль
Жена полка — над полем боли. В войне победил не Сталин

Наше наследие: Арапчата из «Цирка»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100