NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕ ЗАБОЛТАЛИ
Д.Д. Шостакович. «Болт». Хореография Алексея Ратманского. Большой театр
       
Шестеренки и поршни самого производственного балета. (Фото Екатерины Беляевой)
       
       
За Ратманским тянется шлейф удач. Сначала прошел «Светлый ручей», скандально гонимая партитура Шостаковича. Теперь, через два года, — «Болт». Хореограф не раз подчеркивал, что его интересует балетная музыка этого композитора с ее формальными поисками и яркой театральностью. В изощренности «Болта» сегодня не усомнишься (дирижер — Павел Сорокин).
       Однако самому Шостаковичу успеха не досталось, так как ленинградский спектакль 1931 года был снят. Собственно, за то, за что страдали в то время спектакли Мейерхольда, графика конструктивистов, балеты Лопухова. Те, без чьих имен невозможен русский авангард: просто про искусство они говорили языком искусства. Союз Шостаковича — Лопухова стал роковым: ни от «Болта», ни от «Светлого ручья» не осталось и следа. Композитор перестал писать балеты, а хореограф лишился руководства балетной труппой. Так распорядилось время.
       Однако история распорядилась так, что в другое время в другой стране и в другом театре шестеренки и поршни «Болта» задвигались. Мир завода как царство утопии ожил. Из пьяницы и саботажника-прогульщика герой превратился в жертву коллективного сознания, в непризнанный своим временем талант.
       Дениса танцует молодой талантливый Денис Савин (артисты Большого танцуют героев, названных по их имени, как это было придумано еще в 30-х). И из всей разношерстной компании «положительных» работников завода и «отрицательных» посетителей пивной симпатию Денису отдаешь с самого начала.
       Поначалу он выбивается из общего ритма трудовой гимнастики. Затем во время смены оставляет рабочий станок в переживаниях от разрыва с подружкой (Настю линейно точно сделала Анастасия Яценко). Когда его выгоняют с работы, он решает подложить в станок маленький болтик, чтобы остановить работу завода.
       Этот зачин предшествует драме и сюжетной развязке: нашего героя ловят и выводят на чистую воду, а его малолетнего дружка берут на воспитание ударники производства.
       Комичную пару статному Савину составил миниатюрный, застрявший в ролях шутов Морихиро Ивата. Савин с Ивата — настоящая находка «Болта». Что ж, дезорганизующий элемент ликвидирован — жизнь продолжается! И вроде бы ничего не изменилось. Но самое интересное — за кадром, в картине сна.
       Традиционные для балета уходы в «сон» приостанавливают действие и дают возможность развернуть кордебалетные композиции. Так поступил и хореограф-конструктор Ратманский, погрузив второе действие балета в приключенческий сон Ивашки.
       С этого стоит начинать знакомить с балетом мальчиков, если мамы хотят отвести их в балетное училище (обычно детей ведут на «Щелкунчика» или «Спящую красавицу» — спектакли сложных структур). Второй акт строится из дивертисмента «Морской конференции» и танцев Красной армии — как тут было не усмотреть насмешки над величием страны и не запретить спектакль, в котором все увидели себя со стороны!
       В пелене выплывают настоящие корабли с трубами, дымом и колышущимися волнами. В красном тумане чередой по сцене пролетают в противогазах осоавиахимовцы (кто не помнит популярную в советское время организацию!), на роликах проезжают самокатчики, взлетают ввысь авиаторы, врываются в пляске краснофлотцы и женским канканом ударно на вас идет конница Буденного. Остроумности и изобретательности нет предела, это зрелище смотрится на одном дыхании.
       Дубль-балет разыгрывается и на пустой сцене, в него играют сварщики-роботы работы художника Семена Пастуха и художника по свету Глеба Фильштинского. Сложившийся дуэт сработал на все сто и сделал свое дело. Такой объемной, занимающей приличную часть сцены, конструкции Пастуха балетный театр не знал с самих времен конструктивизма!
       Роботы оживают и двигаются, когда с завода уходят все, когда начинается их ночная жизнь: не напоминает оживших игрушек, танцующих по ночам? Во сне Ивашка видит солдатиков, на заводе задвигались четырехметровые монстры: приснился ли этот утопический абсурд в детстве трем мальчикам — Алексею Ратманскому, Семену Пастуху и Глебу Фильштинскому, — не знаю.
       Но сегодня им удалось свои фантазии материализовать на сцене Большого. За достоверность ручаюсь.
       
       Варвара ВЯЗОВКИНА
       
10.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 17
10 марта 2005 г.

Кавказский узел
Перемирию и переговорам — конец. «Масхадовым» станет Басаев

Кто убил Аслана Масхадова?

Отдельный разговор
Новый поворот в деле «врачей-шахидок»: теперь их обвиняют в использовании химического и бактериологического оружия

Ингушские женщины встретились с сенатором Торшиным: «Снимите с нас этот тяжелый крест!»

Плата за жульё
О неожиданных последствиях нового жилищного законодательства

Как одолеть новый Жилищный кодекс

Митинги.Ру
Радужная оболочка. Что увидел президент в докладах об отмене льгот?

Идущие на смену «идущим» приветствуют монетизацию

Протест, который не слушали

Суд да дело
Клятва бюрократа. Прокурор Шохин вдруг обязался чтить закон

Армия
Солдаты умирают от неразделенной любви. Так говорят генералы

Дума за 7 дней отберет у пожарных отсрочки от армии

Инострания
Герой Италии. Вся страна хоронила агента спецслужб

Краiна Мрiй
Раскроют ли дело об отравлении Ющенко к приезду Путина?

Личное дело
Дамы с соб@чкой. Образ русской женщины в электронном виде

Секрет фермы

Финансы
Пыльная работа. Чистая прибыль — 38100 рублей в месяц

Общество
Полеты Муравья, или Почему «ОСП-студия» отказалась от гонорара

Регионы
Заказчик убийства прошел через кабинет президента

Саратовские стройки очистят от строителей

Анонс
Рабочие строительной фирмы — против работодателей

Глава Молдавии — против «оранжевой чумы»

Спорт
Их вбросили, а они забили. Наши хоккеисты побеждают даже на отечественных протезах

Точка зрения
Торговцы Петрушкой. Как Петросян и Ко возрождают традиции русского блудного театра

Музыкальная жизнь
Юрий Лоза: Эстрады нет. Есть местечковый бизнес

Библиотека
Беллы голос

Театральный бинокль
В Москве прошел спектакль русского молодежного театра из Риги

Беларусь замечает своих драматургов только после премьер в Москве

«Болт» не заболтали

За рулем
Модельный ряд женевского автосалона

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100