NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТОРГОВЦЫ ПЕТРУШКОЙ
Как Петросян и Ко возрождают традиции русского блудного театра
       
(Рисунок С. Аруханова)       
Всякий раз, как доводилось мне думать о программе «Аншлаг», нетелевизионная победительность этого блестящего собрания юмористов волновала меня — я думала о путешествиях «Аншлага» по стране.
       Вот что я представляла. Летними сумерками плывет по Волге пароход. А на берегу лежит в духмяном разнотравье периферийный мечтательный юнец, одурманенный очередной фантазией, смотрит на этот неведомый ему пароход, на бледные его огни и думает: «Оказаться бы там, уплыть бы тотчас от будничного свинства, от пошлости…». И вот мгновенным кинематографическим рывком, винтом, сквозняком (будто бы) юнец приникает к иллюминаторному окну и смотрит. Мужики в бермудских трусах (а то и в балетных пачках) пляшут, трясут животами. Девица Елена Воробей в комическом ужасе, подхватив юбки, скачет меж столами. «Хю-хю-хю», — одобрительно смеется гранд-дама Регина Дубовицкая. (Отвратительное прозвище дамы, к которому автор «Новой газеты» не имеет никакого отношения, — Дубина Реговицкая.) Галдеж, жеребятина. Это снимается передача ««Аншлаг» на Волге», это торопится к своим провинциальным поклонникам популярнейшее зрелище, чтобы порадовать всю страну острой, перченой шуткой.
       Легко говорить про «Аншлаг» гадости — зрелище само подставляется. Тем более легко после мифологического заседания правительства (от 17, кажется, декабря 2004 года), на котором передача «Аншлаг» была предана публичной анафеме. Министр обороны Сергей Иванов сказал, что пора прекратить «дебилизацию населения» и прикрыть программу, а министр культуры Соколов воскликнул: ««Аншлаг» — это бешеные деньги!». Бешеные деньги сразу заинтересовали журнал «Форбс», и он нынешним февралем напечатал о рынке юмора информативную, но скучную статью.
       Скучную лишь потому, что так и не стало явным, откуда эти бешеные деньги берутся, а ведь приключения денег так же интересны, как и приключения людей! Конечно, продюсер «Аншлага», а нынче и продюсер г-на Петросяна г-н Достман может считаться монополистом рынка смеха. Конечно, передача перемежается очень дорогой рекламой; конечно, концерты по всей стране собирают народную копеечку; конечно, высокие знакомства и популярные товарищи, телевизионные персонажи для представительства и получения налоговых льгот широко используются, но ведь это только деньги шоу-бизнеса... Меж тем была идея, что на рынке юмористических передач вертятся еще и политические денежки.
       
       
Интересно все-таки живет наша страна — нет чтобы юмористическая передача критиковала правительство… Наоборот, правительство критикует юмористическую передачу, да еще, что самое страшное, справедливо.
       В том смысле, что пошлость удивительная, черт знает что они там несут.
       А что именно несут они в массы? Я бы на месте политологов хотя бы создала список наиболее часто встречающихся культурных, литературных и прочих персонажей — героев, на которых базируется умственная и эмоциональная жизнь страны (по версии «Аншлага», «Кривого зеркала», «Смехопанорамы»).
       Тем более что, по данным геллаповского агентства, аудитория «Аншлага» — 60 миллионов человек.
       Итак, интеллектуальное, культурологическое (да и политическое) давление на рядового потребителя следует производить по таким реперным точкам:
       1. Пушкин («Вы знаете, что Лермонтов написал эротический роман «Имение Пушкина в Михайловском»?, «А за ваучеры мне кто деньги отдаст, Пушкин?»).
       2. Лермонтов (см. Пушкин, «Лермонтов был мизантропом, как Чубайс»).
       3. Чубайс (кот Чубайс, «лампочка Чубайса»).
       4. Анна Каренина (законодательница мод, придумала «туфли на платформе», упоминается как сумасбродка часто в преддверии 8 Марта («Лучше бы бросилась не под паровоз, а под Вронского»).
       5. Питер Пэн (шутка заключается в шаловливом чередовании глухих и звонких согласных «т — д»).
       6. Тургеневская девушка (оказалась не девушкой, иногда упоминается относительно Хакамады: «Если тургеневская девушка сделала себе харакири — кто она?»).
       7. Чайковский (Кофейковский).
       8. «Любовь к трем апельсинам» («Любовь к трем абрикосам»). Имеется в виду групповуха с несколькими кавказцами. Очень смешно.
       Именно эти восемь имен и названий имеет смысл использовать в грядущих выборных кампаниях — все остальное не сработает.
       Конечно, есть еще и бытовые персонажи, спутники будней: гаишник, сантехник, менеджер, режиссер-гомосексуалист. Об этом — позже. Видите ли, юмористы — люди особенные, чутко реагируют на всякие общественные изменения. Порукой тому — сайт группы «Новые русские бабки». На сайте — озорная анкета, бабкины декоративные биографии. Фамилии: Цветочек и Нигматуллина. Место рождения: деревня Узюково великой страны Россия. Вопрос: любимый президент? Ответ: Путин.
       
       
Должна признаться, что телевизионный юмор занимает меня давно.
       Я отдаю дань талантищу ОСП-студии, радуюсь грамотным социологическим находкам сценаристов «Моей прекрасной няни», с удовольствием смотрю КВН, в рамках которого принцип «смейся сначала над собой» дошел до такого совершенства, что даже сборная команда Чечни способна постно посмеяться над зачистками федералов.
       Но все это юмор, так сказать, лакированный. Для среднего класса. А тут шестьдесят миллионов в знаменателе раздумья. Чтобы понять Петросяна и «Аншлаг», я прочла академическое издание «Русские скоморохи».
       Вот поглядите: то был цех фигляров, «устраивающих «позоры и глумы». Главные «смехи» были в чем: «блуд мысль держати и срачицы и межиножия показывати и краткополие носити». Это имеет прямое отношение к телесному низу (о котором так любят упоминать еле образованные люди в связи со всякими карнавалами), к бермудам, к пародии на танец маленьких лебедей — «скудные смехи». Русский блудный театр имел два направления — «медвежьи вождения» и «Петрушку». Вождения медведя по деревням продолжались до начала двадцатого века. «Медведь, приведенный в деревню, рождал такую тревогу, какой не случалось видеть при проезде значительнейшего лица или при разных торжествах» (священник Шиманский, 1827 г.).
       Почему? Медведь как бы олицетворял власть: генерала, генерал-губернатора, полицмейстера. Глумление над медведем являло собой начало политической народной сатиры. «Медведь смотрится в зеркало» — водит перед лицом кукишем; «медведь пишет письмо государю» — закрывает глаза лапами и возится по земле. Все это (сейчас) не имеет никакого отношения к цирку, а вот к «Аншлагу» — самое прямое. Молодой Галкин, Игорек Христенко — господа, пытающиеся заработать политической сатирой, — ведут себя именно и только как медведи. Имитируют тон, интонацию, говор, а вот то, что составляет самый объект пародии — слова и их смысл, — совершенно не интересует наших пародистов. Они как бы понимают, что власть интересна только властной интонацией, но не мыслью и не словом.
       Что же до Петрушки — современный Петрушка, конечно, г-н Петросян. Театр Петрушки, как театр «Дель Арте», должен иметь известных персонажей. Вот они в русском скоморошьем театре — рогоносец, попадья, купец, маршалка.
       Был прелестный русский «петрушечный» фарс «Царь Соломон и Маршалка». Призывает Соломон Маршалку к себе и говорит: «Отчего ты, древесинца, битву проиграл?». А Маршалка поворачивается задом и пукает. Это и есть весь сюжет. (В сущности, это сюжет всех исторических передач Центрального телевидения, вся философия военно-исторического телевидения!) Петросян — Петрушка двадцать первого века. Персонажи нового петрушечного театра простые — кавказец, украинец, рогоносец. Коломбина Степаненко — свекровь, теща; Пьеро — инженер, «Запорожец», зятек.
       Наступает на Москву Широкая Масленица. В четверг Масленой недели будет проведен конкурс «Красавица Красной площади». А в пятницу — конкурс «Лучшая русская теща». Это значит: «Аншлаг» и «Кривое зеркало» опять победили.
       
       Евгения ПИЩИКОВА
       
10.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 17
10 марта 2005 г.

Кавказский узел
Перемирию и переговорам — конец. «Масхадовым» станет Басаев

Кто убил Аслана Масхадова?

Отдельный разговор
Новый поворот в деле «врачей-шахидок»: теперь их обвиняют в использовании химического и бактериологического оружия

Ингушские женщины встретились с сенатором Торшиным: «Снимите с нас этот тяжелый крест!»

Плата за жульё
О неожиданных последствиях нового жилищного законодательства

Как одолеть новый Жилищный кодекс

Митинги.Ру
Радужная оболочка. Что увидел президент в докладах об отмене льгот?

Идущие на смену «идущим» приветствуют монетизацию

Протест, который не слушали

Суд да дело
Клятва бюрократа. Прокурор Шохин вдруг обязался чтить закон

Армия
Солдаты умирают от неразделенной любви. Так говорят генералы

Дума за 7 дней отберет у пожарных отсрочки от армии

Инострания
Герой Италии. Вся страна хоронила агента спецслужб

Краiна Мрiй
Раскроют ли дело об отравлении Ющенко к приезду Путина?

Личное дело
Дамы с соб@чкой. Образ русской женщины в электронном виде

Секрет фермы

Финансы
Пыльная работа. Чистая прибыль — 38100 рублей в месяц

Общество
Полеты Муравья, или Почему «ОСП-студия» отказалась от гонорара

Регионы
Заказчик убийства прошел через кабинет президента

Саратовские стройки очистят от строителей

Анонс
Рабочие строительной фирмы — против работодателей

Глава Молдавии — против «оранжевой чумы»

Спорт
Их вбросили, а они забили. Наши хоккеисты побеждают даже на отечественных протезах

Точка зрения
Торговцы Петрушкой. Как Петросян и Ко возрождают традиции русского блудного театра

Музыкальная жизнь
Юрий Лоза: Эстрады нет. Есть местечковый бизнес

Библиотека
Беллы голос

Театральный бинокль
В Москве прошел спектакль русского молодежного театра из Риги

Беларусь замечает своих драматургов только после премьер в Москве

«Болт» не заболтали

За рулем
Модельный ряд женевского автосалона

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100