NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТЕРПСИХОРА В КРОССОВКАХ
Елизавета Суриц. Балет и танец в Америке. Очерки истории. — Екатеринбург. Издательство Уральского университета
       
       
Это своевременная и просто написанная книга. Своевременная — потому что интерес к неклассическому танцу растет с каждым днем, и ликбез как увлеченных неофитов, так и заслуженных балетных мэтров актуален и востребован. Простота письма — следствие глубокой образованности автора, известнейшего балетного критика и ученого Елизаветы Яковлевны Суриц, отдавшей изучению американского балета и танца большую часть своей жизни в профессии.
       Пусть никого не смутит «американский ракурс», он оправдан, коль скоро речь идет о танце модерн, чья Родина — Америка. Суриц рассказывает о модерне не столько как искусствовед — сухо, аналитично, «с лорнетом» (хотя описанию и разбору наиболее эпохальных спектаклей посвящено немало страниц). Автор — остроумный публицист, веселый этнограф, бытописатель с прищуром.
       История жанра начата даже не с матери-основательницы модерна в танце Марты Грэм, а с описания танцевальных традиций коренного индейского населения Америки, с анализа потребностей колонизаторов в своей танцевальной культуре, с брошенных будто вскользь штрихов о секте трясунов, считавших танец средством очищения человека.
       Подробности первой главы «От истоков до 1920-х годов», во многом посвященной американским гастролям дягилевских «Русских сезонов», незаметно разворачивают диспозицию, чтобы ахнуть уже по всем следующим эпохам подряд: «Танец модерн (1910 — 1950)», «Американ Балле Тиэтр в 1930—1950 годах», «Русский балет Монте-Карло (1939 — 1962)», «Джордж Баланчин в США», «Во второй половине ХХ века», «Танец на эстраде, в мюзикле». Особенно ценны главы о зарождении танца модерн, о его развитии в 50—70-х годах прошлого века и о танце на эстраде — на русском языке литературы об этом ничтожно мало.
       «Предвестницы» вроде создательницы «гармонической гимнастики» Женевьев Стеббинс, подготовившие в конце XIX века расцвет танца модерн, конечно, не знали, что, восставая против мешающих дыханию корсетов, закладывают фундамент эмансипации женщин и — спустя столетие — мощному феминистскому движению. Просто в моде в очередной раз был культ естественности, культ тела, а в Америке в тот момент была наиболее благоприятная почва для формирования нового взгляда на танец. Чем не преминули воспользоваться Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Мод Аллан, Дорис Хамфри, Айседора Дункан — только последняя наиболее четко выразила бунтарский дух поколения «предвестниц» (и потому ее менее «засвеченным» коллегам уделено больше места). Страницы, посвященные описанию системы Марты Грэм, которой и сегодня пользуются современные танцовщики всего мира, заслуживают особого внимания — на русском языке днем с огнем не сыскать ничего подобного.
       Самая ценная глава — «Во второй половине XX века», рассказывающая о легендарных спектаклях мэтров современной хореографии Алвина Эйли, Алвина Николая, Мерса Канингема, Пола Тейлора, Мередит Монк, Триши Браун. Спектакль живет один вечер, и по большому счету от него ничего не остается, кроме засушенного букета и что-то поймавших строчек рецензии. Елизавета Суриц посмотрела исторические спектакли для нас, и мы теперь можем знать, что именно Канингем одним из первых начал ставить танец на внемелодийные концепции Джона Кейджа и отменил солистов — все танцовщики стали равно важными фигурами — чем не примененный на практике демократический принцип?..
       Сквозная мысль, пронизывающая книгу, — постепенное осознание того, что американский танцевальный модерн, возникший как оппозиция классическому балету, стал основой для самоидентификации тысяч молодых людей. Поводом для объединения — в профсоюзы, кружки, трасты, компании. По сей день американский современный танец не финансируется государством, существует на деньги частных фондов и неизменно остается символом солидарности и энтузиазма, как ни пусто могут звучать эти слова для нас.
       Начинавшийся с разрозненных попыток понять «американское» через приметы — Дикий Запад, города-небоскребы, спортивную и бытовую лексику, успешно пройдя период «абстракционизма» с помощью Баланчина, американский балет и танец пришли к взаимопониманию.
       Если бы российскому современному танцу, проходящему сейчас ускоренный курс самообразования, когда-нибудь удалось стать стимулом самоидентификации тысяч людей, о большем нельзя и мечтать. Ведь это означало бы, что каждому причастившемуся захочется создать «танец для себя», осознать свою жизнь как танец и пожелать станцевать ее красиво. В кроссовках, валенках, на пуантах или босиком — неважно.
       
       
Страстной бульвар, 10, магазин «Театральные книги».
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
14.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 18
14 марта 2005 г.

Первые лица
После прочтения документов прокуратуры Лихтенштейна есть вопросы к свидетелю: президенту России

Отделение связи
Открытое письмо судьи
О. Кудешкиной президенту
В. Путину


Суд да дело
Шаймиев даже не счел нужным ответить на вопросы суда

Пытки телефоном. «Заложнице» по делу «ЮКОСа» не дают общаться с детьми

Личное дело
Леонид Невзлин: Я здесь и… здесь. Изгнание как возвращение

Новости компаний
Иркутский бизнесмен Владимир Наумов создал антикоррупционный центр, поддерживающий журналистов

Голодовка — новое оружие пролетариата

На «ДОНу» штормит. Рабочие готовы бастовать до победного конца

Подробности
Тихий «Дан». Громкий скандал с русскими в Израиле

Саратовец продавал женщин в Германию сотнями

Мир и мы
Западным министрам финансов непонятно, что делает Россия в клубе богатых

Герман Греф опросил 158 иностранных топ-менеджеров

Экономика
Задарма родины. Что принесли государству три сделки по продаже акций ТНК?

«Тушите свет!»
Давайте жить скучно! Как в Европе

Армия
Кто сказал, что дембель неизбежен?..

Болевая точка
Анна Политковская: Молиться можно, но не часто. Бесланский синдром

Живая площадь. Главной оппозиционной силой в Осетии становятся матери

Кавказский узел
Возвращение к Шамилю. На чьей стороне раздающий награды Кремль?

За неделю до гибели Масхадова Европа обсуждала, как помочь России

Расследования
Ачемез Гочияев: Я хочу рассказать о взрывах жилых домов

«Уралмаш». В доме свидетеля не говорят о веревочках

Цена закона
Зачем и кому надо было убирать органы детской опеки с рынка жилья?

Митинги.Ру
Коррупция в ЖКХ вывела людей на улицы

Финансы
8 марта — праздник Клары Цветкин

Тупики СНГ
В Белоруссии составлен список разрешенных музыкантов

Молдавия: революция лоз. Переворота так и не случилось

Краiна Мрiй
Киев начал охоту на российский бизнес

Ситуация в Украине с точки зрения их политических и финансовых интересов

Анекдоты оранжевой революции не пощадили и Юлию Тимошенко

За рулем
Водителей заставят дышать

Модельный ряд женевского автосалона. Часть II

Специальный репортаж
Екатерина Гликман. Моя стыковка с БАМом. Часть III

Исторический факт
Гавриил Попов. Правда о союзниках

Свидание
Баскетболист Александр Сизоненко (рост — 2,45) рассуждает о высоком…

Кинобудка
Лариса Малюкова: В российском прокате — оскаровские призеры

Музыкальная жизнь
Марк Пекарский: Любые окультуренные звуки — это музыка

Театральный бинокль
Валер Новарина — рыцарь колесованного слова

Библиотека
Терпсихора в кроссовках

Полюбите Вавилон безбашенным

Культурный слой
Теперь шедевр можно собрать самому

Росимущество закрывает Музей народного искусства

Наши даты
Соавтор Пушкина. Сергею Юрскому исполняется 70

К сведению…
Исправление

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100