NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СОАВТОР ПУШКИНА
Он не просто читает «Онегина», а сливается с Поэтом. Сергею Юрскому исполняется 70
       
Сергей Юрьевич в поставленных им "Стульях" Ионеску. (Фото Виктории Ивлевой)
       
       
Пригласил раз Сергей Юрьевич двоих московских приятелей — поэта и режиссера — в гости. Это еще в Ленинграде. Приходят. Наташа (Тенякова) открывает, кричит в глубь квартиры: «Сережа, к тебе!». Гости смешались, званы вроде как на семейный обед… Выходит Юрский в полной растерянности. Заходите, мол, коли пришли, только за хлебом сбегаю… Москвичи топчутся на пороге, молодые еще, перепуганные, ну пригласил маэстро да забыл, а мы, как дураки…
       Тенякова первой не выдержала, дверь распахнула — а там такое, ну буквально фламандский натюрморт, только без битой дичи!
       Юрский стал знаменитостью очень рано. И, в сущности, не стал ею никогда, как мало кто точно чувствуя предостережение Пастернака, что это некрасиво. Для актера слишком умный, для писателя слишком яркий и внимательный к чужому слову лицедей, Сергей Юрский как бы стеснялся сверкать, как сверкали все его партнеры по ЛБДТ. Он поставил перед собой белый зонт, как делают фотографы, чтобы свет был мягким и рассеянным. Чтобы высветить фон и пригасить себя. И от этого фигура его, смягчив очертания, вобрала в себя жар питерской художественной жизни, внутренний тлеющий жар, который согревал гриппозный город и делал его столь ненавистным для всех начальников.
       Театровед Марина Дмитревская сказала однажды, что «Юрский –это наше все». Как Володин, Юрский был брендом Ленинграда, его высоким духом, который в то же время веял, где хотел. Володин был свободен настолько, что избрал для себя роль районного алкаша. Юрский оценил эту свободу, первым начав читать со сцены лирическую, то есть абсолютно личную прозу Володина. «Я понял, что у меня тоже есть хобби. Это хобби — с кем-нибудь выпить». Юрский, литературоцентричный артист, знал, как непрост Володин со своим знаменитым «хобби». Вытворяя драматические чудеса на товстоноговской сцене, он закрывался белым зонтом голого писательского слова, разминая его на эстраде до горячего пластилина, почти до смолы, показывая скульптурность мысли.
       Этого не умел и не умеет делать никто в его жанре. Как всякий большой актер, Юрский умеет оборачивать свои недостатки достоинствами. И странную речь, свой неповторимый лающий голос он превратил в настоящий скульптурный инструмент, с помощью которого строит выпуклые литые конструкции слов. Одно время в Питере не было актера, который не пародировал бы Юрского. Но легче легкого пародировать форму. Невозможно спародировать дух. Голос и пластика Юрского — форма его духа. Хотя 99 артистов из ста, владея формой, легко этим обходятся.
       Когда я впервые увидела никому не известного Юрского по телевизору, меня пробрал детский озноб чуда. Это был какой-то телеспектакль про робота, по какой-то американской фантастике. Лет сорок пять прошло, а я помню это поразительное лицо, улыбку и голос, от которых буквально исходили плотные, вязкие волны загадки. Словно кукольная и человеческая природа слоилась и переливалась в этом небывалом существе.
       Потом мы узнали, что есть в Ленинграде такой Юрский, тридцатилетний актер, блестяще исполняющий роль старого грузина в знаменитой пьесе про Илико и Иллариона. Как ломились мы на его концерты в зале Чайковского! Юрские словесные периоды: Зощенко, Пушкин, Есенин, Пастернак, Володин… Ничего пленительней на эстраде, чем «Граф Нулин», я не слышала до сих пор. Каждая интонация полновесным золотом падала в зал, катилась по дощатой сцене и, точно монета, проваливалась в щели в полу: жаль безумно.
       Ну а потом — «Время, вперед!» и великий «Золотой теленок». Продолжая быть актером Товстоногова, Юрский стал актером Швейцера. Инженер Маргулис, Бендер, Импровизатор из «Египетских ночей». Казалось бы, что артист мог сделать сверх того, что делал он на сцене БДТ? Мог. Там Товстоногов создавал роль, как Бог создавал Адама в «Божественной комедии» Штока, где Юрский бесподобно смешно играл со своей первой женой Зинаидой Шарко.
       У Швейцера Юрский своим лающим голосом заговорил как бы от себя. Обреченный и гениальный Бендер, неистовый и гениальный Импровизатор — роли, почти свободные от лицедейской формы, дух, богатый настолько, что не может выразить себя полностью.
       Мир Юрского все время требует новых каналов выражения. Конечно, это литература, куда ж без нее мыслящему человеку. Конечно, это режиссерские опыты, куда ж без них мыслящему актеру.
       И все же венцом душевного труда Сергея Юрского, именно не актерской судьбы, а души, кристаллом ее перенасыщенного раствора, я вижу моноспектакль «Евгений Онегин». Юрский не читает. Не играет. Не декламирует. Не имитирует. Он сливается с Пушкиным, он выступает Импровизатором и Соавтором, создателем мира. В этой уникальной работе артист и писатель Сергей Юрский сделал свое самое великое открытие. Он препарировал слово, вывел его на клеточный уровень и вычленил из его состава ген бессмертия.
       Дорогой Сергей Юрьевич! «Новая газета» поздравляет Вас с днем рождения, благодарит за честь, которую Вы оказали нам своим сотрудничеством, и уклоняется от юбилейных торжеств, поскольку это не Ваш жанр, как, например, Пушкина или того же Володина.
       
       Алла БОССАРТ, обозреватель «Новой»
       
14.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 18
14 марта 2005 г.

Первые лица
После прочтения документов прокуратуры Лихтенштейна есть вопросы к свидетелю: президенту России

Отделение связи
Открытое письмо судьи
О. Кудешкиной президенту
В. Путину


Суд да дело
Шаймиев даже не счел нужным ответить на вопросы суда

Пытки телефоном. «Заложнице» по делу «ЮКОСа» не дают общаться с детьми

Личное дело
Леонид Невзлин: Я здесь и… здесь. Изгнание как возвращение

Новости компаний
Иркутский бизнесмен Владимир Наумов создал антикоррупционный центр, поддерживающий журналистов

Голодовка — новое оружие пролетариата

На «ДОНу» штормит. Рабочие готовы бастовать до победного конца

Подробности
Тихий «Дан». Громкий скандал с русскими в Израиле

Саратовец продавал женщин в Германию сотнями

Мир и мы
Западным министрам финансов непонятно, что делает Россия в клубе богатых

Герман Греф опросил 158 иностранных топ-менеджеров

Экономика
Задарма родины. Что принесли государству три сделки по продаже акций ТНК?

«Тушите свет!»
Давайте жить скучно! Как в Европе

Армия
Кто сказал, что дембель неизбежен?..

Болевая точка
Анна Политковская: Молиться можно, но не часто. Бесланский синдром

Живая площадь. Главной оппозиционной силой в Осетии становятся матери

Кавказский узел
Возвращение к Шамилю. На чьей стороне раздающий награды Кремль?

За неделю до гибели Масхадова Европа обсуждала, как помочь России

Расследования
Ачемез Гочияев: Я хочу рассказать о взрывах жилых домов

«Уралмаш». В доме свидетеля не говорят о веревочках

Цена закона
Зачем и кому надо было убирать органы детской опеки с рынка жилья?

Митинги.Ру
Коррупция в ЖКХ вывела людей на улицы

Финансы
8 марта — праздник Клары Цветкин

Тупики СНГ
В Белоруссии составлен список разрешенных музыкантов

Молдавия: революция лоз. Переворота так и не случилось

Краiна Мрiй
Киев начал охоту на российский бизнес

Ситуация в Украине с точки зрения их политических и финансовых интересов

Анекдоты оранжевой революции не пощадили и Юлию Тимошенко

За рулем
Водителей заставят дышать

Модельный ряд женевского автосалона. Часть II

Специальный репортаж
Екатерина Гликман. Моя стыковка с БАМом. Часть III

Исторический факт
Гавриил Попов. Правда о союзниках

Свидание
Баскетболист Александр Сизоненко (рост — 2,45) рассуждает о высоком…

Кинобудка
Лариса Малюкова: В российском прокате — оскаровские призеры

Музыкальная жизнь
Марк Пекарский: Любые окультуренные звуки — это музыка

Театральный бинокль
Валер Новарина — рыцарь колесованного слова

Библиотека
Терпсихора в кроссовках

Полюбите Вавилон безбашенным

Культурный слой
Теперь шедевр можно собрать самому

Росимущество закрывает Музей народного искусства

Наши даты
Соавтор Пушкина. Сергею Юрскому исполняется 70

К сведению…
Исправление

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100