NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«CULTU.RU» — ДО САМЫХ ДО ОКРАИН
Столичный театр и провинциальный зритель встречаются в Сети
       
(Рисунок С. Аруханова)       
23 марта, в преддверии Дня театра, на просторах российской Сети стартует очень мощный просветительский проект. Такой «театральной среды» нигде в мире еще не было.
       Первой ласточкой был интернет-фестиваль «Театральная паутина». В октябре 2004 г. зрители могли смотреть «Семейное счастие» «Мастерской Петра Фоменко», «Лулу» «Геликон-оперы», балеты Евгения Панфилова, спектакли театра «Тень» (его зал-шкатулка вмещает лишь пятерых зрителей), петербургской труппы «Комик-трест» — из любой точки мира, где есть PC и Сеть с выделенной линией. Инициаторами были крестные российского театрального интернета, перерастающего в интернет-театр, постоянные руководители менеджерских и продюсерских семинаров Елена ЛЕВШИНА и Игорь ОВЧИННИКОВ.
       «Cultu.Ru» — их новый проект. Старая идея просветительства принимает в нем самые современные формы. Технических аналогов в мире пока нет. Как, наверное, и нет страны, которой было бы так необходимо просвещать свое население и связывать его в единую нацию.
       Интернет станет здесь чем-то вроде черных тарелок радиорепродукторов 1930-х. Только контент будет решительно иной! С марта 2005 года, каждую среду, круглосуточно «Cultu.Ru» будет транслировать лучшие российские спектакли рубежа веков.
       23.03.2005 в интернет выйдут легендарные «Мещане» Г.А.Товстоногова с актерскими работами Евгения Лебедева, Кирилла Лаврова, Людмилы Макаровой. Через неделю — «Ханума» Товстоногова, гимн старому Тифлису на музыку Гии Канчели. В апреле вслед за спектаклями БДТ в Сеть выйдут спектакли МХАТа эпохи Олега Ефремова, затем — Ленком Марка Захарова, спектакли Петра Фоменко, Льва Додина, серия трансляций «Школы и направления современного отечественного театра».
       Каждую «театральную среду» «Cultu.Ru» мы будем анонсировать. Технические условия «приема» объяснены на сайте www.cultura.ru. А о сути и перспективах проекта рассказывает профессор Елена ЛЕВШИНА.
       
       Справка «Новой»
       Елена Александровна ЛЕВШИНА — математик по первому образованию, доктор искусствоведения, профессор. С 2000 года — ректор Государственного института инновационных программ повышения квалификации работников культуры ИНТЕРСТУДИО (Санкт-Петербург, www.interstudio.ru). Одна из ведущих специалистов России по менеджменту культуры в его современных формах. Член редакционного совета International Journal of Arts Management. Председатель совета проекта «Cultu.Ru».
       
       
– Мы начинали делать театральные сайты. Приехали в Петрозаводск. В театре пожаловались: прежде студенчество ходило постоянно, в 1990-х перестало. Я спросила: а вы представлены в Сети? На официальном сайте Республики Карелия не нашлось страницы театров. Но когда мы открыли сайт, там висел репертуар двухлетней давности.
       Именно тогда я поняла: любой молодой человек, который считает себя очень современным (потому что компьютерную мышку поймал!), всегда ищет в интернете себя: свой город, свой образ. И если видит, что театры в Сети «не живут», начинается отслоение: «Я не такой! Я продвинутый!».
       Мы предложили театрам Петрозаводска эксперимент. Общими усилиями со специалистами из университета, с другими культурными силами города театры создали сайт «Comart», обыграв и слово «арт», и слово «комар». (А их в Карелии очень много!) «Comart» стал давать информацию о туристических маршрутах Карелии, о современном искусстве, о том, что происходит в театрах, музеях региона. Сайт заработал очень хорошо!
       И студенты Петрозаводска вернулись в театры. К удивлению многих.
       Вот этого хотелось бы добиться и в других регионах.
       Интернет соединяет все способы передачи информации, кроме запаха. Он, несомненно, станет самым мощным мультимедийным средством. И очень скоро!
       В Сети театр нашел такое средство воспитания грамотного зрителя, какого не имел никогда прежде. Соль проекта именно в том, чтоб привести людей в залы. И — предварительно! — научить их смотреть.
       — Длинный разговор… Но всегда в России культурная элита, блаженно одержимая идеей просветительства, умела вытягивать из огромной массы народонаселения «своих». Часто лучших. Ведь юный Дягилев прибыл в Петербург в статусе провинциального кузена из Перми. Сверстники, Бенуа и Философов, активно его просвещали. Результаты известны всему миру. Проект «Cultu.Ru» — прямое продолжение этой традиции, замечательное средство вытянуть «узкого» зрителя из рядов «широкого». И следующее поколение профессионалов — из тех же рядов.
       В потенциале — даже средство преодолеть нашу необъятную географию, сгладить дикие культурные перепады. Кстати, и смягчить гримасы грядущей образовательной реформы для сотен и тысяч. Вы ведь создаете не виртуальную, а альтернативную информационную среду для регионов.
       И еще: нигде нет сейчас таких острых, граждански напряженных мессиджей, как в театре. «Мамапапасынсобака», «Терроризм» должны увидеть многие. Для вразумления. А видит московская публика в малых залах.
       — У проекта действительно большие просветительские перспективы. Мы будем апробировать разные способы представления спектакля. Сейчас попросили Кирилла Юрьевича Лаврова рассказать о четырех спектаклях БДТ, которыми открывается проект. Получилась, по-моему, блестящая запись: Лавров сумел и объяснить зрителям, что именно они увидят, и увлечь их!
       На сайте будет выложена и иная информация, «объясняющая» спектакль.
       Мы планируем мастер-классы. Очень благодарны Анатолию Александровичу Васильеву: он согласился поэкспериментировать в интернете, провести показы там. И предложил «Cultu.Ru» драгоценный подарок: есть возможность восстановить видеозапись его спектакля «Серсо».
       Будут мастер-классы, посвященные музыкальному театру. «Cultu.Ru» предполагает освещать и художественную жизнь. Наверное, не столько полотна, сколько акции. В силу специфики Сети это будет интереснее. Обязательно будет серия передач, посвященных кино. А дальше — увидим!
       — Фестиваль «Театральная паутина» выявил удивительные тенденции. «Арифметика» показов: средняя интернет-аудитория спектаклей составляла 2000 душ. Это большой оперный зал или 10–20 показов на камерной сцене. География была не хуже: США, Германия, Япония, Урал, Сибирь, губернские города России… Даже Югра. Какие сети сейчас будет использовать «Cultu.Ru» для трансляций?
       — Мы объединяем три сети. Две спутниковые и наземный интернет. В телекоммуникационной системе «КультураComSat» Федерального агентства по культуре и кинематографии уже сейчас 60 трансляционных центров. В основном в губернских городах. Но и в малых тоже.
       Холдинг МЦФЭР — вторая спутниковая сеть. Основные направления МЦЭФР — консалтинг, повышение квалификации менеджеров, издание деловой литературы. Их сеть центров охватывает 25 городов (будет сорок) и используется для интернет-трансляции финансовых, экономических семинаров. Но по средам центры МЦФЭР будут транслировать спектакли.
       Плюс наземный интернет: конечно, принимать спектакли на модем почти невозможно. Но по выделенной линии — трансляция качественная. «Стоимость просмотра» будет равна стоимости трафика. Для иностранных зрителей мы снабжаем спектакли английскими субтитрами: по опыту «Театральной паутины» скажу, что эти трансляции, вероятно, будут смотреть и профессионалы театра, и студенты-слависты, и русское зарубежье.
       — Кто еще помогает проекту? И каков масштаб затрат?
       — Конечно, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Союз театральных деятелей РФ. Дизайн разработала студия Артемия Лебедева — наш партнер с 1996 года, со времен создания сайта «Theatre.Ru», которым руководит Игорь Овчинников, театралы этот сайт хорошо знают.
       О расходах: я даже не все цифры знаю — многое просто берут на себя партнеры. Выполняют технически и финансируют.
       Но на первом же совещании я предупредила всех участников: «Cultu.Ru» никогда не будет взимать деньги со зрителя. Зритель платит провайдеру за трафик — да! Но как только пойдут разговоры о взимании денег со зрителя «за контент» — я выхожу из проекта.
       «Театральная паутина» была безгонорарным фестивалем. И сегодня мы компенсируем все расходы театров, берем на себя все расходы, связанные с производством интернет-версии, с рекламой, с трансляцией. Восстанавливаем записи, поднимаем их качество — и потом дарим копию театру. Чтобы он тоже владел такой качественной копией своего спектакля. Вот на этом наши финансовые взаимоотношения на сегодня кончаются.
       Мы ведем переговоры с «Золотой маской» об интернет-трансляции одного-двух спектаклей, приезжающих в Москву на фестиваль-2005 из регионов, сейчас определяемся, прорабатываем технические возможности.
       Что бы мы очень хотели развить — возможность транслировать через «Cultu.Ru» спектакли российской театральной провинции. С их родной сцены.
       Я как специалист, который много лет ездит по российской театральной провинции, давно молча ужасаюсь: на моей памяти столько великолепных спектаклей, которых никто не видел! И это так обидно…
       Конечно, мы многое уже никогда не восстановим. Но тем, что появляется вновь, мы будем заниматься. И лучшие спектакли показывать в Сети.
       Тут, правда, оговорю: не все, к сожалению, зависит от нас… Необходимо, чтобы город и сам театр были готовы к записи по техническим параметрам.
       — А региональные фестивали вы не собираетесь транслировать?
       — Мы надеемся сотрудничать с «Чеховскими сезонами» в Ялте.
       — Я помню ваше четкое, емкое, спокойное выступление в СТД в октябре 2004 года. Именно вы анализировали проект бюджетной реформы и «поверх эмоций» зала объяснили творческому сообществу, в чем суть новаций, в чем их опасности, чем они могут обернуться.
       Вы постоянный участник «согласительной комиссии» при переговорах СТД с Министерством экономического развития и торговли. В какой стадии переговоры с МЭРТ, удалось ли внести коррективы?
       — На сегодняшний день я бы сказала, что произошел перелом в наших отношениях с МЭРТ. Перелом к лучшему в поиске решений, которые бы устраивали все стороны. Были четыре спорные проблемы. На последней встрече в МЭРТ мы нашли возможности их решения. Нашли, как записать, закрепить в законе гарантии государства по финансовой поддержке художественной культуры. Нашли решение острой проблемы — по чьей воле будет осуществляться изменение организационно-правовых форм учреждений культуры и социальной сферы. От принципа «вас не спросят — вам вынесут вердикт» уже ушли. Найдена формула согласия организации и учредителя.
       Мы очень беспокоились о том, чтобы учреждения культуры не потеряли имущество, необходимое им для деятельности. И здесь найдено решение.
       СТД тесно сотрудничает с Союзом музеев РФ, у них много своих проблем. Важнейшая — необходимо закрепить законодательно обязанности государства по финансированию сохранения культурных ценностей, по реставрации и пополнению коллекций.
       Четвертый вопрос — о наблюдательных советах — тоже нашел решение, приемлемое для организаций культуры.
       — А налоги на землю и здания, непосильные для сферы культуры?
       — Это параллельный сюжет. Это в сфере действия Налогового и Земельного кодексов. Здесь нам тоже надо будет вести планомерную работу. Но я знаю, что в исполнительной власти России есть люди, которые понимают суть проблемы.
       — Вы заметили на пресс-конференции перед стартом «Cultu.Ru»: «Не надо порицать «чужое». Надо предлагать и продвигать свое, то, что нам дорого. Это лучший способ выражения своей позиции и системы ценностей». Вы говорили о контенте, который принесет в Сеть «Cultu.Ru». К переговорам «вокруг бюджетной реформы» этот принцип пригоден?
       — Думаю, да. Диалог общественности и власти устанавливается очень непросто. Но он может быть установлен. И уже идет, собственно…
       
       Беседовала Елена ДЬЯКОВА
       
21.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
21 марта 2005 г.

Расследования
Продолжение расследования о роли огнеметов «Шмель» в бесланской трагедии

«Норд-Ост». Газ не спасал от взрыва

Воспоминания заложницы о днях, проведенных в «Норд-Осте»

Воспоминания бывшего посла Казахстана в России о переговорах с террористами

Отделение связи
Обращение к президенту
В. Путину: «Примите справедливое решение»!


Кавказский узел
Георгий Хаиндрава: Предложения Сергея Багапша очень любопытны

Павел Фельгенгауэр: России придется уйти с Кавказа

Когда деревья будут большими…

Первые лица
Чу Гевара. Покушение на Чубайса, или Зачем из полковника ГРУ лепят народного героя

Суд да дело
Фабриканты со звездочками. Комментарий Леонида Невзлина о «деле «ЮКОСа»

Заканчивается процесс по делу о выставке «Осторожно, религия!»

Власть
Зачем им столько власти? Даже нефть бьет Фонтанкой

Власть и деньги
Социолог Владимир Римский: Дать взятку проще, чем следовать букве закона

Власть и люди
Милиция московской подземки получит стеклянные домики

Уже полгода силовики держат в страхе Тверскую область

Митинги.Ру
Вместо того чтобы успокоить пенсионеров, пермский ОМОН их избил

Ковровое письмометание

Плата за жульё
Если наехал бульдозер… Чтобы отстоять свои дома, нам пригодится опыт сержанта Павлова

Специальный репортаж
Новый русский. Антошка Нечаев появился в деревне Жвалово вопреки реформе здравоохранения

Краiна Мрiй
Один плюс один. Украинский телеканал сделал встречу Путина с Березовским возможной

Встреча Ющенко с российскими олигархами — жест отчаяния?

Ющенко тесно в кресле Кучмы

Регионы
Украинцы «погубили» саратовский завод

Экономика
Результаты исследований ООН и Всемирного банка: Россию посчитали за Тобаго

Финансы
Финансовые институты по-прежнему опасаются рисков

Навстречу выборам
Выборы в Воронежской области: «Единая Россия» — против всех

После выборов
Вятский губернатор не спешит сниматься на билет партии власти

Гудков подает сигнал. Вместе с ним из «Единой России» уйдут 19 депутатов

Новейшая история
Пятнадцать лет назад в России прошли первые свободные выборы

Исторический факт
65 лет трагедии в Катыни. Уголовное дело прекращено

Армия
ЧП на российско-эстонской границе

Мир и мы
Как себя чувствует «русская мафия» в Лондоне?

Четвертая власть
Алексей Венедиктов: Я не увольняю за несогласие с редакционной политикой

Точка зрения
«На донышке». Алла Боссарт о судьбах интеллигенции

Интернет
«Cultu.ru» — до самых до окраин. Столичный театр и провинциальный зритель встречаются в Сети

Отдельный разговор
Дети Розенталя в лучах софистов. Отрывок из либретто Владимира Сорокина, которое не читали, но обсуждают

Библиотека
Россия — в центре внимания Парижского книжного салона

Страна Геннадия Русакова по имени Татьяна

Под сенью девушки с веслом…

Пригласительный билет
Программа 6-го Всемирного Дня поэзии

Кинобудка
У нынешних «Ликов…» — лицо Алена Делона

Алексей Сидоров и его бой с тенью «Бригады»

Кинофильм «Ночной дозор» чуть не выгнали с фестиваля

Спорт
Прыжок через китайскую стену

У России дефицит «бронзы»

Почему главного тренера сборной Украины вынудили подать в отставку…

Наши даты
Александр Паникин. 19 марта ему исполнилось бы 55 лет

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100