NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДЕТИ РОЗЕНТАЛЯ В ЛУЧАХ СОФИСТОВ
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)
   
       
Что делает культурную новость общественным событием — злободневное содержание или художественное качество, звездные имена или размах рекламной кампании?
       В последнее время все чаще кажется, что за изготовление культурных сенсаций взялась организация «Идущие вместе», руководствуясь собственным эстетическим вкусом, очень средним образованием и нехитрым рецептом «Найти имя писателя Сорокина в информационном потоке и подать жареным к барскому столу под соусом «порнография».
       Накануне самой ожидаемой премьеры сезона Большой театр вынужден не только клеить афиши, но и оправдываться на бумаге. Распространять официальное заявление с объяснением, что произведение на музыку Десятникова в постановке известнейшего театрального режиссера Эймунтаса Някрошюса (кстати, первая опера, заказанная ГАБТом за долгие годы) «не содержит ненормативной лексики и сцен порнографического содержания».
       А Государственная Дума не верит на слово руководству государственного театра, главного экспортного бренда отечественной культуры, и — с подачи единоросса Сергея Неверова — дает своему Комитету по культуре задание бдительно перечитать либретто.
       За неделю до первого публичного показа оперы (текст не публикуется, прессу на репетиции не пускают) в прямом телеэфире обсуждают: оскверняет ли главную сцену страны либретто скандального писателя? Обличительная риторика обвинения сводится к хрестоматийному «сам не читал, но скажу».
       Даже с учетом курса на обновление репертуара и эксперименты с репертуарной политикой невозможно представить, что Большой театр заинтересован в пиаре, поджаренном на голубом сале (хотя Анатолий Иксанов и благодарит депутата за «дополнительную рекламу»). Чего не скажешь о наших общественных деятелях и политических силах, которые прикрывают собственное идейное бессилие критикой чужого творчества.
       Понимая, что судить об опере вне сценического и музыкального контекста по меньшей мере затруднительно, мы хотим предоставить читателям возможность полагаться на самостоятельное мнение, чтобы не принадлежать к тем, кто клеймит либретто Сорокина, не прочитав из него ни строки, и публикуем (с разрешения автора) отрывок из первоисточника. Судите сами, да несудимы будете.
       
       P.S. Дискуссию о произведении Десятникова — Сорокина предлагаем начать после премьеры оперы.
       
       Отдел культуры
   
       
Владимир СорокинВладимир СОРОКИН
ДЕТИ РОЗЕНТАЛЯ
Отрывок из либретто, которое не читали, но обсуждают
       
       Профессор Розенталь, бежавший из нацистской Германии в СССР, работает над программой клонирования (в либретто оно также называется «дублированием»). К началу первой картины он уже клонировал Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Джузеппе Верди и Модеста Петровича Мусоргского и занят созданием дубля Вольфганга Амадея Моцарта. Перед вами — картина вторая.
       
       Вторая картина
       Веранда дачи Розенталя. Празднично накрытый стол. Над столом — два одинаковых портрета Моцарта. Под одним портретом даты: 1756—1791. Под другим одна дата: 1976. Подле второго портрета стоит пустая детская колыбель. Входит няня с букетом свежесрезанных цветов, ставит их в вазу.
       
       НЯНЯ:
       Охти мне, Господи!
       Цветы чуть не забыла я!
       
       Входят три подавальщицы с вином и закусками, ставят их на стол.
       
       НЯНЯ:
       Торопитесь, девушки,
       Торопитесь, милые!
       Скоро уж приедут
       Родненькие наши!
       
       ПОДАВАЛЬЩИЦЫ:
       Везут крошку
       На лошадке стальной!
       По столице,
       Да по чистой мостовой!
       На стальной лошадке
       Крошка сидит,
       Во все стороны
       Прилежно глядит:
       Видит крошка
       Столицу Москву,
       Видит город наш
       Счастливый и родной,
       Видит правильных
       Советских людей,
       Видит Ленина
       И Кремль золотой,
       Видит партии
       Великой дела,
       Видит Счастье
       Наших солнечных дней!
       
       Входит Чайковский. Он взволнован.
       
       НЯНЯ:
       Петруша, ты?
       Ты…
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня, няня!
       (Бросается няне на грудь.)
       
       НЯНЯ:
       Голубчик!
       Что с тобой?
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Волнуюсь что-то.
       
       НЯНЯ:
       Трепещет твое сердечко!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Я брата Моцарта увижу скоро.
       
       НЯНЯ:
       Так это счастье!
       Четвертый братик будет у тебя!
       Ты радоваться должен!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Я радуюсь, но…
       трепещу ужасно!
       
       НЯНЯ:
       Пошто трепещешь ты,
       Петруша?
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петруша!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня, няня!
       На Моцарта молился я.
       Он богом был.
       Моим кумиром,
       Бесплотным духом
       Музыки святой!
       Теперь он — человек!
       И в этой колыбели
       Кричать и плакать
       Будет по ночам!
       Ах, Боже мой,
       Как сложен мир!
       Как страшно в нем
       И странно!
       
       НЯНЯ
       (Обнимает Чайковского):
       Петруша, успокойся.
       Ты тоже в этой
       колыбельке
       Лежал и плакал.
       Что ж с того?
       Я всех вас по ночам
       качала
       Да нянчила:
       Тебя, улыбу,
       Вагнера-крикуху,
       Сопелку-Верди,
       Мусоргского-плаксу.
       Вы все сосали грудь мою.
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Жаль, не хватило
       Моцарту-малютке
       У нашей няньки молока.
       
       НЯНЯ:
       Стара, стара я стала, Петя!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петя!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петя!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня!
       
       НЯНЯ:
       Петя!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, няня
       Добрая моя!
       
       Стоят, обнявшись.
       Слышен приближающийся шум, оживленные голоса людей.
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Уж едут!
       
       НЯНЯ:
       Небесная Царица!
       Слава Богу!
       
       Входит Розенталь с младенцем Моцартом на руках в окружении дублей, генетиков и прислуги.
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Друзья!
       Сегодня
       На Земле
       Родился Моцарт!
       
       ВСЕ:
       Слава великому Розенталю!
       
       НЯНЯ:
       Тише!
       Испужаете младенца!
       ВСЕ:
       Тише! Тише!..
       Слава великому Розенталю!
       
       Няня забирает Моцарта у Розенталя, баюкая, укладывает в колыбель, качает. Все окружают колыбель.
       
       ВЕРДИ:
       Bello bambino!
       Как сладко спит!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Какой он беззащитный.
       
       ВАГНЕР:
       Все дети таковы.
       
       МУСОРГСКИЙ:
       И я когда-то был таким же.
       
       ВЕРДИ:
       Он самый младший
       среди нас!
       Вот если б стал веселым
       самым!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Как умилительно дитя!
       Ах, я себя таким не помню!
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Зато мы с няней помним
       каждого из вас.
       (Обнимает няню.)
       
       МУСОРГСКИЙ:
       А помнишь, папа,
       Как встречали Верди?
       Седьмого мая?
       Я был ребенком тогда!
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Меня в тот день ужалила оса!
       
       ВАГНЕР:
       А Мусоргского привезли зимой.
       С Чайковским мы учились
       в пятом классе…
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Мороз тогда стоял
       трескучий!
       Младенец был закутан
       В одеяла.
       
       НЯНЯ:
       Внесла его я,
       как кочан капусты!
       А он — возьми да обмочи
       Наскрозь три одеяла кряду!
       (Все смеются. Няня прикладывает палец к губам. Обнимает Вагнера и Чайковского.)
       А вас родили за год
       до войны.
       Тогда была я молодая.
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       На всех хватало молока…
       Но где игрушки наши,
       Которые нам
       Сталин подарил?
       Вот Моцарту бы
       в них играть!
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Живы по сей день.
       Открывается шкаф. На сцену выходят плюшевый мишка, оловянный солдатик и балерина. Игрушки танцуют.
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ах, прелесть!
       
       ВАГНЕР:
       Das ist fantastisch!
       Во дворце Кремлевском
       На елке Сталин
       Подарил их нам.
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Вы помните тот вечер?
       Тот вечер…
       
       ЧАЙКОВСКИЙ:
       Ты воскресил нас тайно?
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Да.
       Я должен был работать
       Над программой
       Дублированья масс
       И воскрешать
       стахановцев суровых.
       Но вы дороже
       миллионов дублей.
       Они — обычные, земные.
       Вы — избранные,
       Вы — неба дети.
       
       ВАГНЕР,
       ЧАЙКОВСКИЙ,
       ВЕРДИ,
       МУСОРГСКИЙ:
       Мы — избранные,
       Мы — неба дети…
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Я воскресил вас тайно,
       Против воли
       Великого вождя.
       
       Возникает изображение Сталина, выступающего на партийном съезде.
       
       СТАЛИН: Товарищи, нужно ли нам воскрешать писателей, ученых, композиторов и философов прошлого? Я думаю, что не нужно. Потому что они уже сказали свое слово. А нам с вами надо думать о будущем. Нам нужны наши, советские писатели, ученые и композиторы. Метод дублирования — не игрушка, а инструмент. И необходимо правильно использовать этот инструмент. Чтобы дублирование служило трудовому народу. (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Трудовому народу,
       Трудовому народу,
       Трудовому народу,
       Трудовому на…
       
       Возникает изображение Хрущева, выступающего с трибуны.
       
       ХРУЩЕВ: Успехи советского дублирования заставили многих империалистических шавок навсегда заткнуться. Мы вырастили человека коммунистического будущего, товарищи! (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Мы вырастили человека,
       Мы вырастили человека,
       Мы вырастили человека…
       
       Возникает изображение Брежнева, выступающего с трибуны.
       
       БРЕЖНЕВ: Дальнейшее углубление и совершенствование технологии дублирования передовиков производства, рационализаторов, инженеров, тружеников колхозов и совхозов, партийных и профсоюзных активистов, защитников Отечества, комсомольских вожаков, работников службы быта, руководителей министерств и ведомств, представителей творческой интеллигенции послужит дальнейшему повышению экономического и оборонного могущества нашей Родины, росту благосостояния советских людей. (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Слава резервам роста,
       Слава резервам роста,
       Слава резервам роста,
       Резервам роста — слава!
       
       Возникает изображение Андропова, выступающего с трибуны.
       
       АНДРОПОВ: Необходимо планомерно и последовательно увеличивать темпы дублирования особо отличившихся работников правоохранительных органов и органов государственной безопасности. (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Увеличим темпы,
       Увеличим темпы,
       Увеличим темпы, увеличим!
       
       Возникает изображение Горбачева на трибуне.
       
       ГОРБАЧЕВ: Товарищи! И теперь по поводу дублирования. Пора партии заявить со всей ответственностью: последние десять, а то и пятнадцать лет мы с вами дублировали совсем не тех, кого надо было дублировать. Пора это дело перестраивать, чистить от плесени застоя. И чистить будем, товарищи, решительно и по-партийному! (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Чистить,
       Решительно чистить,
       Решительно чистить,
       Решительно…
       
       Возникает изображение Ельцина на трибуне.
       
       ЕЛЬЦИН: Я вам честно скажу, что у Российского государства нет денег на дублирование. Это — раз. И два: хватит, понимаешь, заниматься нам этой сталинской ерундой! (Бурные аплодисменты.)
       
       ГЕНЕТИКИ:
       Хватит, понимаешь,
       Хватит, понимаешь,
       Хватит, понимаешь,
       Хватит!
       
       ВАГНЕР,
       ЧАЙКОВСКИЙ,
       МОЦАРТ,
       ВЕРДИ,
       МУСОРГСКИЙ:
       Нас не хотели.
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Я хотел вас.
       
       ДУБЛИ (канон):
       О, как я одинок
       в этом мире!
       
       РОЗЕНТАЛЬ:
       Дети мои!
       
       Внезапно возникает большой портрет Розенталя в траурной рамке с траурной лентой. Под портретом даты: 1910—1992. Звучит траурный марш.
       
       ДУБЛИ:
       Отец!
       Ты ушел.
       Навеки!
       Странный мир
       Окружает нас!
       Где наше место
       На этой земле?
       
       ГОЛОС: У государства нет денег на ваше содержание.
       
       
21.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
21 марта 2005 г.

Расследования
Продолжение расследования о роли огнеметов «Шмель» в бесланской трагедии

«Норд-Ост». Газ не спасал от взрыва

Воспоминания заложницы о днях, проведенных в «Норд-Осте»

Воспоминания бывшего посла Казахстана в России о переговорах с террористами

Отделение связи
Обращение к президенту
В. Путину: «Примите справедливое решение»!


Кавказский узел
Георгий Хаиндрава: Предложения Сергея Багапша очень любопытны

Павел Фельгенгауэр: России придется уйти с Кавказа

Когда деревья будут большими…

Первые лица
Чу Гевара. Покушение на Чубайса, или Зачем из полковника ГРУ лепят народного героя

Суд да дело
Фабриканты со звездочками. Комментарий Леонида Невзлина о «деле «ЮКОСа»

Заканчивается процесс по делу о выставке «Осторожно, религия!»

Власть
Зачем им столько власти? Даже нефть бьет Фонтанкой

Власть и деньги
Социолог Владимир Римский: Дать взятку проще, чем следовать букве закона

Власть и люди
Милиция московской подземки получит стеклянные домики

Уже полгода силовики держат в страхе Тверскую область

Митинги.Ру
Вместо того чтобы успокоить пенсионеров, пермский ОМОН их избил

Ковровое письмометание

Плата за жульё
Если наехал бульдозер… Чтобы отстоять свои дома, нам пригодится опыт сержанта Павлова

Специальный репортаж
Новый русский. Антошка Нечаев появился в деревне Жвалово вопреки реформе здравоохранения

Краiна Мрiй
Один плюс один. Украинский телеканал сделал встречу Путина с Березовским возможной

Встреча Ющенко с российскими олигархами — жест отчаяния?

Ющенко тесно в кресле Кучмы

Регионы
Украинцы «погубили» саратовский завод

Экономика
Результаты исследований ООН и Всемирного банка: Россию посчитали за Тобаго

Финансы
Финансовые институты по-прежнему опасаются рисков

Навстречу выборам
Выборы в Воронежской области: «Единая Россия» — против всех

После выборов
Вятский губернатор не спешит сниматься на билет партии власти

Гудков подает сигнал. Вместе с ним из «Единой России» уйдут 19 депутатов

Новейшая история
Пятнадцать лет назад в России прошли первые свободные выборы

Исторический факт
65 лет трагедии в Катыни. Уголовное дело прекращено

Армия
ЧП на российско-эстонской границе

Мир и мы
Как себя чувствует «русская мафия» в Лондоне?

Четвертая власть
Алексей Венедиктов: Я не увольняю за несогласие с редакционной политикой

Точка зрения
«На донышке». Алла Боссарт о судьбах интеллигенции

Интернет
«Cultu.ru» — до самых до окраин. Столичный театр и провинциальный зритель встречаются в Сети

Отдельный разговор
Дети Розенталя в лучах софистов. Отрывок из либретто Владимира Сорокина, которое не читали, но обсуждают

Библиотека
Россия — в центре внимания Парижского книжного салона

Страна Геннадия Русакова по имени Татьяна

Под сенью девушки с веслом…

Пригласительный билет
Программа 6-го Всемирного Дня поэзии

Кинобудка
У нынешних «Ликов…» — лицо Алена Делона

Алексей Сидоров и его бой с тенью «Бригады»

Кинофильм «Ночной дозор» чуть не выгнали с фестиваля

Спорт
Прыжок через китайскую стену

У России дефицит «бронзы»

Почему главного тренера сборной Украины вынудили подать в отставку…

Наши даты
Александр Паникин. 19 марта ему исполнилось бы 55 лет

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100