NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЛЮБОВЬ ЕЩЕ БИТЬ МОЖЕТ
Ален Делон и «Лики любви» завершают свою карьеру в Москве. Знаменитый актер сыграет в спектакле «Русские горки», а десятый юбилейный фестиваль стал последним в столице, следующий пройдет в Сочи
       
Кадр из фильма "9 песен"
      
       Любовный жар льдов
       Сама любовная тема, похоже, нисколько и никогда не связывала руки отборщику Сергею Лаврентьеву. Попробуйте отыскать фильм с ампутированной любовью: к женщине, маме, канарейке, родине, в конце концов. И кто скажет, что это не любовь, пусть бросит камень в хитроумных организаторов форума.
       Нынешние «Лики…» отличались акцентированным европейским уклоном. Хорватский «Всадник» (конфликт ислама и христианства середины XVIII века, связанный в узел любовной истории), социальная драма из Болгарии «Испепеленные», сербско-черногорская версия истории зарождения чувства «Когда я вырасту, я стану кенгуру», австрийский «Антарес» про обрывки связей, которые герои пытаются собрать-склеить. Наиболее сильная часть программы — предсказуемо из стран Скандинавии. В шведской психодраме «Если я обернусь» режиссер Бьёрн Рунге представляет действительность как сеть, связанную из монотонных будней и дежурного отпуска. Герои фильма пытаются тоталитарную предсказуемость прорвать. Датская «Вилла «Паранойя», словно сеанс психоанализа, заставляет взглянуть на близких повнимательнее: а те ли они, за кого мы их принимаем?
       Один из главных магнитов программы — «Найсландия». Мэтр из Исландии Фридрих тор Фридрикссон способен распалить экран «Жаром льдов» (так называлась одна из его картин). В его фильме «Дни кино» герои через кинематограф открывают мир. Жители выдуманной страны Найсландия закрывают мир… через телевидение. Одинокие люди живут в клетках-квартирках, пригвожденные к экрану. Жениться — значит лечь на диван и медленно умирать у телевизора. Природу эти тележители воспринимают как источник информации для прогноза погоды. И только юные герои с задержкой в умственном развитии озадачены вопросом о смысле жизни. Сам поиск ответа на трудный вопрос и становится не фикцией реальности, замороженной в сотнях «голубых ящиков», а жизнью. В ней любовь нередко приносит нестерпимую боль…
       Зато пыльная костюмная драма Рихарда Бланка «Казанова» так и не сумела преодолеть телевизионной скудной форматности (изначально фильм предполагался для ТВ). Развлекало лишь русское участие в лице двух Екатерин: Стриженовой (в пышном гранатовом наряде она предстала одной из искусительниц философствующего любовника, размышляющего о бренности любви в тюрьме Дворца дожей) и Екатерины Великой — точнее, ее жалкого подобия, орущего, словно рыночная торговка: «Хочу его!».
       
       Розовая комедия или документальное порно?
       Над фестивальной программой витал старый анекдот. Встречаются два режиссера: «О чем снимаешь?» — «О любви». — «Мужчина и мужчина?» — «Нет». — «Женщина и женщина?» — «Нет». — «Так ты документалист!». Фестиваль «Лики любви» сочинен во славу подобного «документального» кино о любви между женщиной и мужчиной. Однако в его программе встречаются и «недокументальные» фильмы. Например, «Она ненавидит меня».
       Угнетенные (темнокожие, социальные низы, а теперь и секс-меньшинства) знают: Спайк Ли — мятежный афроамериканец — защитит их. Его называют доктором Америки, он безошибочно ставит диагнозы, вскрывает тайные нарывы общества. Но вот пыл бунтаря несколько поутих, Ли снял комедию. Похоже, взял тайм-аут перед новым натиском на правительство. Тайм-аут особенный, в духе Ли.
       Герой этой социальной сатиры Джек — идеальный пример для опеки. Во-первых, темнокожий. Во-вторых, несправедливо уволенный мафиози-шефом. Тут-то выброшенному в хаос города безработному протягивает руку бывшая невеста Фатима. Став лесбиянкой, бизнес-леди уговаривает Джека поделиться сперматозоидами с ней и ее возлюбленной Алекс. Сеанс «связи» — 10 000 долларов. Зато теперь десятки «розовых пар» Америки обретут надежду на завтра в потомках темнолицего Джека (вот оно — будущее политкорректной страны).
       В общем, конец мужскому тоталитаризму, в том числе и на экране. Анимационная сцена зачатия не избежала влияния аналогичного эпизода из комедии Вуди Аллена. Есть тут пародия и на скульптурного Брандо в «Крестном отце» (ее блистательно исполнил Джон Туртурро, сыгравший главу итальянского мафиозного клана), и на десяток других криминальных хитов сразу. Комедия Спайка Ли не потакает вкусам публики. Она — переперченная издевка над американским лицемерием в вопросах секса, заигрыванием с нацменьшинствами, голливудскими «любовными соплями». Между тем в консервативных Штатах от 6 до 14 миллионов детей живут с однополыми родителями. Так что Джек поневоле стал демиургом, сотворившим бесчисленное число очаровательных крошек.
       «Лики любви» всегда рады возможности шокировать публику. В роли enfant terrible нынешнего киносезона выступил Майкл Уинтерботтом. Его «9 песен» — самый скандальный фильм года. Заявлено кино как экспериментальное. Концерт альтернативных британских групп равномерно чередуется со сценами реальных половых актов между актерами Кираном О'Брайном и Марго Стилли. И то, и другое снято без купюр.
       Уинтерботтом обвиняет современное искусство в ханжестве, ибо сексуальные сцены составляют порой основу любовных отношений. И цензоры Британского кинематографического совета посчитали, что откровенные сцены в ленте «оправданы с точки зрения контекста». И вот представьте себе многолюдный зал Дома кинематографистов, внимающий экрану, на котором эротика явно вылезла в зону порнографии. Режиссер показывает физиологию: тела и музыки. И то, и другое — вопрос техники, атрибуты будней. Недаром режиссер начинал как документалист. Да и продолжал неплохо. Ведь это тот самый Уинтерботтом — надежда британского кино, сделавший фильм об афганских беженцах «В этом мире» (главный приз «Берлинале»). Теперь российские зрители имеют возможность решить, что это: арт-хауз или вариант порно, не осененный печатью метафизики и искусства? В Сан-Себастьяне Уинтерботтом получил приз за лучшую операторскую работу. Видимо, оператор оказался увлеченным человеком.
       
       «Море» — снаружи и внутри…
       Программу «Ликов…» окружила морская стихия. Открылся фестиваль музыкальной драмой Кевина Спейси «У моря». Завершился смотр, пожалуй, самой обласканной картиной года — «Море внутри» Алехандро Аменабара (многочисленные европейские награды, «Золотой глобус», «Оскар»).
       Меж фильмами программы даже сложился некий диспут. Датская «Вилла «Паранойя» Эрика Клаусена — выступление против эвтаназии, «Море внутри» — убедительнейшее художественное высказывание «за». История основана на реальных событиях (Рамон Сампедро почти 30 лет боролся за право уйти из жизни). Рамон подает государству прошение о смерти. Он не хочет влачить унизительное существование паралитика, не способного шевельнуть пальцами. Он отстаивает свое право на достойную смерть, он уже совсем к ней привык, как к подружке. Теперь смерть — всего лишь часть его жизни. Хавьер Бардем — выдающийся актер — играет прежде всего достоинство. Прикованное к постели, но столь величественное, что не возникает сомнений — в его героя на самом деле могли влюбляться женщины. Влюбляться настолько, чтобы разделить его философию: любить — значит помочь умереть.
       
(Фото — EPA)       У нынешних «Ликов…» — лицо Алена Делона
       В качестве специального гостя на фестиваль прибыл главный кинолюбовник ХХ века Ален Делон. Ему уже под семьдесят. Но позови седовласый стройный мсье — и его не заставят ждать миллионы созданий слабого на вид пола в возрасте от 18 и выше… Он сделал головокружительную карьеру, сыграв десятки ролей не только в приключенческом кино, но и в интеллектуальных опусах Висконти, Антониони, Клемана. Сегодня он печально кивает: «Они все ушли из жизни. Нет тех, которые научили меня профессии». Возможно, поэтому 8 лет назад он прекратил сниматься в кино. «Сегодня кино вытеснило, уничтожило телевидение». Хотя сам прекрасно знает про себя, что он — последняя из легенд кино прошлого века. Ну как не поинтересоваться: что чувствует «эталон»?
       — Случилось так, что вы — больше чем актер. Для публики вы — символ мужчины, Франции, красоты.
       — Спасибо, мадам.
       — Пытались ли вы преодолеть плен этой блистательной красоты? Уйти в острый жанр, в характерные роли?
       — Дело в том, что все, о чем вы сказали, и является моей профессией. Ее суть. Я актер, но я и публичное лицо. Видите, я представляю кино моей родины даже здесь, сейчас. Что значит для меня быть символом? Представлять Францию за границей не только в области кино? Это часть работы. Или жизни. Но и честь. Вы правы, я не только актер. Все гораздо проще, чем вам кажется, только люди понимают одни и те же вещи по-разному. Мне повезло в карьере. Работал, когда хотел и с кем хотел…
       Но, подумав, Делон признался, что одна мечта его жизни не осуществилась. Ему всегда хотелось сыграть с Марлоном Брандо. Хоть эпизод с подносом и репликой: «Кушать подано». К сожалению, со смертью Брандо мечта умерла.
       «Сегодня я здесь, потому что я — такой, какой есть». В апреле он привезет в Москву спектакль «Русские горки», который будет играть на сцене Театра Маяковского (где когда-то творила его великая соотечественница Сара Бернар).
       «Русский продюсер Игорь Беляев пригласил меня. Я согласился. Для меня важен приезд в Москву, как для любого актера. Потом с огромным удовольствием я скажу: «Я играл на московской сцене». Мне оказана честь этим предложением. Это замечательное завершение карьеры».
       А еще Делон пытался вспомнить многочисленные «лики любви» своей бурной во всех отношениях жизни. И в конце концов признался: «Если вспоминать, то у моей любви есть точный образ — Роми Шнайдер».
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
21.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
21 марта 2005 г.

Расследования
Продолжение расследования о роли огнеметов «Шмель» в бесланской трагедии

«Норд-Ост». Газ не спасал от взрыва

Воспоминания заложницы о днях, проведенных в «Норд-Осте»

Воспоминания бывшего посла Казахстана в России о переговорах с террористами

Отделение связи
Обращение к президенту
В. Путину: «Примите справедливое решение»!


Кавказский узел
Георгий Хаиндрава: Предложения Сергея Багапша очень любопытны

Павел Фельгенгауэр: России придется уйти с Кавказа

Когда деревья будут большими…

Первые лица
Чу Гевара. Покушение на Чубайса, или Зачем из полковника ГРУ лепят народного героя

Суд да дело
Фабриканты со звездочками. Комментарий Леонида Невзлина о «деле «ЮКОСа»

Заканчивается процесс по делу о выставке «Осторожно, религия!»

Власть
Зачем им столько власти? Даже нефть бьет Фонтанкой

Власть и деньги
Социолог Владимир Римский: Дать взятку проще, чем следовать букве закона

Власть и люди
Милиция московской подземки получит стеклянные домики

Уже полгода силовики держат в страхе Тверскую область

Митинги.Ру
Вместо того чтобы успокоить пенсионеров, пермский ОМОН их избил

Ковровое письмометание

Плата за жульё
Если наехал бульдозер… Чтобы отстоять свои дома, нам пригодится опыт сержанта Павлова

Специальный репортаж
Новый русский. Антошка Нечаев появился в деревне Жвалово вопреки реформе здравоохранения

Краiна Мрiй
Один плюс один. Украинский телеканал сделал встречу Путина с Березовским возможной

Встреча Ющенко с российскими олигархами — жест отчаяния?

Ющенко тесно в кресле Кучмы

Регионы
Украинцы «погубили» саратовский завод

Экономика
Результаты исследований ООН и Всемирного банка: Россию посчитали за Тобаго

Финансы
Финансовые институты по-прежнему опасаются рисков

Навстречу выборам
Выборы в Воронежской области: «Единая Россия» — против всех

После выборов
Вятский губернатор не спешит сниматься на билет партии власти

Гудков подает сигнал. Вместе с ним из «Единой России» уйдут 19 депутатов

Новейшая история
Пятнадцать лет назад в России прошли первые свободные выборы

Исторический факт
65 лет трагедии в Катыни. Уголовное дело прекращено

Армия
ЧП на российско-эстонской границе

Мир и мы
Как себя чувствует «русская мафия» в Лондоне?

Четвертая власть
Алексей Венедиктов: Я не увольняю за несогласие с редакционной политикой

Точка зрения
«На донышке». Алла Боссарт о судьбах интеллигенции

Интернет
«Cultu.ru» — до самых до окраин. Столичный театр и провинциальный зритель встречаются в Сети

Отдельный разговор
Дети Розенталя в лучах софистов. Отрывок из либретто Владимира Сорокина, которое не читали, но обсуждают

Библиотека
Россия — в центре внимания Парижского книжного салона

Страна Геннадия Русакова по имени Татьяна

Под сенью девушки с веслом…

Пригласительный билет
Программа 6-го Всемирного Дня поэзии

Кинобудка
У нынешних «Ликов…» — лицо Алена Делона

Алексей Сидоров и его бой с тенью «Бригады»

Кинофильм «Ночной дозор» чуть не выгнали с фестиваля

Спорт
Прыжок через китайскую стену

У России дефицит «бронзы»

Почему главного тренера сборной Украины вынудили подать в отставку…

Наши даты
Александр Паникин. 19 марта ему исполнилось бы 55 лет

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100