NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

БОЙ С ТЕНЬЮ «БРИГАДЫ»
На экранах России — боевик автора скандального хита, который пытается состязаться с Голливудом
       
Кадр из фильма "Бой с тенью"
      
       
У Алексея Сидорова два имени. Одно — собственное, пока еще малоизвестное, другое — брендовое: «создатель «Бригады»… На экранах России новый хит «от создателя «Бригады» — «Бой с тенью».
       Он из Северодвинска, 12 лет в Москве. Отец — чемпион по боксу, дядя — мастер спорта. Своей провинциальной родословной нисколько не стесняется. Напротив, даже гордится…
       
Алексей Сидоров       — Сегодня на волне успеха в искусстве — недавние провинциалы. Об их особой энергии написано немерено. Вот и в новой картине вы снимаете Лену Панову, вашу землячку, Андрея Панина, выходца из Кемерова. Не кажется ли вам, что сегодняшняя Москва — город провинциалов?
       — Бальзак все сформулировал. А мы — почвенная страна. Миграция развита минимально. Особенно в сравнении с Америкой — средний американец меняет пять — семь мест жительства. Переехать из Златоуста в Тамбов? Только если военный или женишься. А так в Москву, в Москву… Причем какими-то взрывами. Андрюша Панин смешную историю рассказывал. Сидели в незнакомой компании, зашел разговор: кто откуда. «Из Кемерова». — «И я». — «И я». Андрей говорит: да в Кемерове всего тысяч 400. Кто ж там остался? Понятно, денег больше в Москве. Да и по самоощущению — классно. Нравится энергетика. Нельзя сказать, что положительная, умиротворяющая. Наоборот. Будоражащая. Заставляющая вскочить и бежать. Куда? Решаешь на бегу. Не знаю, откуда она берется. Геомагнитные поля, может. Столицы возникают на особых местах. Правильных. При этом интересно меняться вместе с Москвой.
       — Весь город в рекламных растяжках: «Фильм от создателя «Бригады». У «создателя» — ни имени, ни фамилии. Не обидно быть именем нарицательным?
       — Да нет, все нормально. Когда завязывалась рекламная кампания, продюсер Рубен Дишдишян сказал: «Леше будет неприятна реклама без его имени». Да ничего подобного. Кто знает Лешу Сидорова? Если б фильм от Никиты Михалкова, понимаю. «Бригада» — бренд, я не выпячиваюсь.
       — «Бригада» вызвала цунами яростных споров, разделив аудиторию на два лагеря. Не помню подобного противостояния. Вы как-то жаловались, что люди, чуждые вам, картину воспели, а некоторые, из близких по духу, фильм не приняли. Обвинили вас во всех смертных грехах, в том числе в растлении молодежи. И по совести сказать, герои ваши действительно обаятельно-привлекательные. Неудивительно, что девушкам, стремительно позабывшим, что они бандиты, хочется за них замуж. Вопрос: существовала ли для вас проблема ответственности, идеологии фильма?
       — Нужно различать два момента. Первый. Режиссер делает картину, чтобы заставить зрителя полюбить своего героя. Если героя не любят, картины, считай, нет. Второе. Никто никогда не может точно спрогнозировать результат фильма. Его воздействие, успех, качество восприятия всегда непредсказуемы, тайна. Положа руку на сердце, признаюсь, наверное, какие-то вещи я изменил, смягчил бы, если бы мог представить этот нечеловеческий успех. Скорее всего, косметические вещи…
       — Но не финал?
       — Ни в коем случае, концепцию оставил бы прежнюю. Потому что грош цена мне, если я, как хамелеон, буду лавировать под влиянием публики или прессы. Я сделал картину, за которую мне не стыдно. И в идеологическом смысле тоже, какая бы спорная она ни была. Хотя вижу ее слабые моменты.
       — Как раз о профессиональном качестве никто не спорил. А не было ли в ней провокации?
       — Никакой. Надеюсь, что у меня есть психофизическое понимание потребностей зрителя.
       — Но если бы заведомо знали о «причиненном вреде» хотя бы в виде размножившихся многочисленных «бригад», «парней из стали»…
       — Да где вы видите их на улицах?
       — Не знаю, гуляют ли они по проспектам, зато по телеканалам разгуливают их клоны. Вы породили тучу маленьких монстров — разнообразные «бригадки»…
       — В этом смысле, может, и стоит признать неправоту… Ну, правда, возник продукт, и сделал его я. И он отпочковался, родился, зажил своей жизнью. Рад за него, что стольких людей сподвигнул задуматься, поспорить. У меня ведь одна цель. Если при подобной инфляции культуры и информации у человека хотя бы секунд на пятнадцать вспыхнет искра сознания, попытка понять — что за мир вокруг, что за страна, в которой ты живешь, время… Хотя бы пока титры идут…
       — Возможно, самой большой ошибкой показа фильма на федеральном канале было отсутствие после его окончания масштабной публичной дискуссии с квалифицированными суждениями…
       — Хоть это и подрывает идею коммерческого показа, могу согласиться: это было бы неплохо.
       На ниве арт-хауза нас посещали редкие удачи, но в зону блокбастеров российскому кино был вход запрещен (и деньги другие, и мозги). Новый боевик Алексея Сидорова ($3,5 млн) — попытка доказать: «Можем!». География фильма — от сараев Одинцова до сверкающих крыш Лас-Вегаса. Фабулу пересказывать нельзя, в коммерческом кино она — главный манок. Жанр? Мелодрама на ринге экшна.
       Одновременно на рынок выходят компьютерная игра и саундтрек, в котором использованы музыка Алексея Шелыгина в обработке Triplex, хиты от Сереги и виолончельные пассажи от финской Apocalyptica.
       — Мне кажется, что «Бой с тенью» родился не только из закромов вашего семейного опыта, понимания боксерских традиций… Не только в продолжение «Бригады». Но на волне всех этих дебатов-рефлексий по поводу «Бригады»…
       — Не совсем так. История «Боя…» началась за полгода до той «Хиросимы» по поводу «Бригады». Мне предложили написать сценарий.
       — «Бригада» — зеркало времени всеобщего хаоса. «Бой…» — еще не выход, но попытка отыскать его. И героя.
       — Я не ищу героя. Каждый режиссер пытается нащупать болевые точки в организме общества. Нет, это теория. Мне интересно рассказать простую историю про боксера и девочку, в которую он влюблен. Начинается все всегда с простой вещи: как он прикуривает сигарету? Жест. Встреча. Что может случиться? Как перевернется вся жизнь? Как сложно и как важно держаться до конца. Остальные умственные формулировки — от лукавого.
       — Раз вы — филолог по образованию, сценарист своих картин — делаете коммерческое кино, значит, наступаете себе на горло, выбрасывая при написании «лишние» диалоги, атмосферные сцены. Какова степень свободы в рамках коммерческого заказа?
       — На самом деле режиссер-профессионал может обмануть любого продюсера. Расскажет ему, как снимет, а снимет иначе, потом объяснит, почему. Вопрос в степени взаимной ответственности. Никто не вправе мне указывать, как снимать. Можно советовать, обсуждать…
       — Колчин — борец за справедливость в буквальном и переносном смысле. Какова цена борьбы? Какие допуски возможны? Вот пример. Герою срочно нужны деньги на операцию. Он идет грабить банк. Банк плохого человека. Но — грабить! Перешагивание невидимых линий «добро-зло» придумано изначально?
       — Конечно, и вы точно это сформулировали. Этому картина и посвящена. Каждого персонажа истории, даже эпизода, я пытался снабдить какой-то собственной правдой, создать «многополярный мир», как любят говорить наши политбоссы. Важно осознание, что существует высшая справедливость. Все равно она осуществится, невозможно ее переломить, ей сопротивляться. Но есть и множество локальных справедливостей… или несправедливостей у каждого из нас, у персонажей картины.
       — «Локально» можно переступать? В силу обстоятельств…
       — Каждую секунду. Я мог бы не приехать на интервью, подвел бы вас, но принес бы пользу картине. Должен был смотреть две последние части с уточненным звуком. Это уступка. Точнее — выбор, сиюминутный, постоянный. Верный или ошибочный.
       — Знаю, вы — большой дока в боксерских реалиях. Что такое бокс — искусство побеждать? Убивать?
       — Остановимся на первом и главном слове: искусство. Как любое искусство — музыка, живопись — его невозможно свести к формуле. Для меня великий режиссер, танцор или великий боксер — люди одного класса. Есть вещи в картине, на которые обращаю внимание зрителя. Герой говорит девушке: «Я Киплинга люблю читать». — «Маугли?» — «Нет, про британских офицеров». Бокс родился в Англии как развлечение аристократов. Когда войн нет и в Индии тишь да гладь — такой способ самовоспитания. Какой-нибудь герцог виндзорский переодевался, шел в портовые кабаки инкогнито в поиске приключений, вступал в поединок с местными ребятами…
       Человек вбрасывает себя в гущу экстремальной жизни — на ринг. Возвращает к первобытному противостоянию. На пике возможностей, воли. Боксера к бою готовят три месяца. Представляете это нечеловеческое напряжение? Говорят, что в своей раздевалке перед выходом на ринг он — самый одинокий человек на земле. Никто не поможет. Ни папа-мама-товарищ-автомат… Один на один с собой. Жуть. Гонг, и уже нет выбора — бой. Самое трудное — дождаться гонга. Все боятся. И Тайсон, и Али. Независимо от степени зверства и агрессии.
       — «Бой с тенью» — боксерский термин, означает момент тренировки «сам с собой»…
       — Обычно им тренировка начинается и заканчивается. Это возможность почувствовать себя, тело, психику…
       — Плюс утвердившееся символичное значение… Кстати, про ваш «бой с тенью». Был момент, когда вы остались один, без продюсера, без денег на проект…
       — Было очень похоже на ожидание выхода на ринг…
       — Какие проблемы было сложнее решать: финансирования, съемок, поиска новых партнеров — или собственной неуверенности?
       — Всегда труднее разобраться с собой. Потом можно двигаться.
       — Есть способ?
       — Меньше алкоголя, который в подобном случае особенно притягателен.
       — Время-пространство нашей страны, нашего города похоже на ринг. Вы думаете, нынче к успеху без кулаков не прорваться?
       — Конечно, существуют мечты, пусть подсознательные, о некоей волшебной стране с молочными реками, кисельными берегами, жителями, дружелюбно пашущими и сеющими… Но в настоящий момент мы барахтаемся в очень жестком мире. Чем хорош бокс? Он воспитывает благородство, неспособность обидеть слабого, не использовать силу во зло. Может быть, это главное, что хотелось сказать. Если «Бригада» — фильм эпохи неуправляемой агрессии, то «Бой» — об управляемой силе. Хочется, чтобы зла было меньше, но пока есть агрессия, должны быть люди, способные заступиться за женщину в троллейбусе.
       — Все-таки победит не талантливейший-красивейший, не добрейший-умнейший — а сильнейший?
       — В человеческой жизни – да. Но тут мы вступаем в область метафизическую, религиозную. Природа человеческая и наша действительность не позволяют подставлять щеку подонкам… Пока… Сегодня. Здесь. В России. В Москве. Зло должно быть наказано. Каким образом? Один из путей описан в нашем фильме.
       
       Беседовала Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
21.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 20
21 марта 2005 г.

Расследования
Продолжение расследования о роли огнеметов «Шмель» в бесланской трагедии

«Норд-Ост». Газ не спасал от взрыва

Воспоминания заложницы о днях, проведенных в «Норд-Осте»

Воспоминания бывшего посла Казахстана в России о переговорах с террористами

Отделение связи
Обращение к президенту
В. Путину: «Примите справедливое решение»!


Кавказский узел
Георгий Хаиндрава: Предложения Сергея Багапша очень любопытны

Павел Фельгенгауэр: России придется уйти с Кавказа

Когда деревья будут большими…

Первые лица
Чу Гевара. Покушение на Чубайса, или Зачем из полковника ГРУ лепят народного героя

Суд да дело
Фабриканты со звездочками. Комментарий Леонида Невзлина о «деле «ЮКОСа»

Заканчивается процесс по делу о выставке «Осторожно, религия!»

Власть
Зачем им столько власти? Даже нефть бьет Фонтанкой

Власть и деньги
Социолог Владимир Римский: Дать взятку проще, чем следовать букве закона

Власть и люди
Милиция московской подземки получит стеклянные домики

Уже полгода силовики держат в страхе Тверскую область

Митинги.Ру
Вместо того чтобы успокоить пенсионеров, пермский ОМОН их избил

Ковровое письмометание

Плата за жульё
Если наехал бульдозер… Чтобы отстоять свои дома, нам пригодится опыт сержанта Павлова

Специальный репортаж
Новый русский. Антошка Нечаев появился в деревне Жвалово вопреки реформе здравоохранения

Краiна Мрiй
Один плюс один. Украинский телеканал сделал встречу Путина с Березовским возможной

Встреча Ющенко с российскими олигархами — жест отчаяния?

Ющенко тесно в кресле Кучмы

Регионы
Украинцы «погубили» саратовский завод

Экономика
Результаты исследований ООН и Всемирного банка: Россию посчитали за Тобаго

Финансы
Финансовые институты по-прежнему опасаются рисков

Навстречу выборам
Выборы в Воронежской области: «Единая Россия» — против всех

После выборов
Вятский губернатор не спешит сниматься на билет партии власти

Гудков подает сигнал. Вместе с ним из «Единой России» уйдут 19 депутатов

Новейшая история
Пятнадцать лет назад в России прошли первые свободные выборы

Исторический факт
65 лет трагедии в Катыни. Уголовное дело прекращено

Армия
ЧП на российско-эстонской границе

Мир и мы
Как себя чувствует «русская мафия» в Лондоне?

Четвертая власть
Алексей Венедиктов: Я не увольняю за несогласие с редакционной политикой

Точка зрения
«На донышке». Алла Боссарт о судьбах интеллигенции

Интернет
«Cultu.ru» — до самых до окраин. Столичный театр и провинциальный зритель встречаются в Сети

Отдельный разговор
Дети Розенталя в лучах софистов. Отрывок из либретто Владимира Сорокина, которое не читали, но обсуждают

Библиотека
Россия — в центре внимания Парижского книжного салона

Страна Геннадия Русакова по имени Татьяна

Под сенью девушки с веслом…

Пригласительный билет
Программа 6-го Всемирного Дня поэзии

Кинобудка
У нынешних «Ликов…» — лицо Алена Делона

Алексей Сидоров и его бой с тенью «Бригады»

Кинофильм «Ночной дозор» чуть не выгнали с фестиваля

Спорт
Прыжок через китайскую стену

У России дефицит «бронзы»

Почему главного тренера сборной Украины вынудили подать в отставку…

Наши даты
Александр Паникин. 19 марта ему исполнилось бы 55 лет

 

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100