NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТАНЦЫ НА ДВА ГОЛОСА
Екатерина ВАСЕНИНА. Российский современный танец. Диалоги. Emergency Exit, 2005
       
Обложка книги       
Помню совсем недавнюю иронию людей, при робком упоминании в разговоре «современного танца» требовавших немедленно обосновать его современность. Вспоминается и растерянность столичных зрителей, чье восхищение «Мойщиком окон» королевы немецкого выразительного танца Пины Бауш коченело на разделочном столе жанровых определений. Отныне гиподинамия общественного сознания, закосневшего в боях под колоннами Большого театра и на руинах выставки «Осторожно, религия!», лечится печатным словом. Появился первый аналитический труд — вышедшая в издательстве Emergency Exit книга нашего обозревателя Екатерины Васениной.
       Несколько лет назад Катя стала писать о современном танце как самоценном виде искусства, причем репортажи с затерянных в дремучей провинции фестивалей и неравнодушные интервью с хореографами заставили поверить в существование contemporary dance не только читателей, но и главного редактора. Теперь сложился динамический портрет явления — в действующих лицах.
       Первая книга о российском современном танце — сборник интервью с хореографами, продюсерами, организаторами танцфестивалей. Говорят Челябинск и Калининград, Красноярск и Новосибирск, Пермь и Архангельск, Петербург и Москва. «Творческая свобода не зависит от географии или социума. Она внутри человека. <…> Аутентичность — это авторство. Актуальность — это современность», — говорит в открывающем книгу интервью Геннадий Абрамов, руководитель факультета современного танца в Екатеринбургском гуманитарном университете.
       Всем персонажам сборника посчастливилось оказаться в ситуации, которая помогла осознать занятие танцем как смысл жизни: для Натальи Агульник таким условием оказалась удаленность Камчатки от традиций Большой земли, для Натальи Фиксель — либеральная среда новосибирского Академгородка, для Татьяны Багановой — творческая среда Свердловска начала 90-х.
       Линия модерн-танца была прервана в России в 1924 году специальным декретом о запрете пластических студий: без телесного закрепощения власть над умами невозможна, и каждый сегодняшний рассказ о вхождении в профессию, как это часто случается в России, — история обретения личности через жест, толерантности через самоограничение, почти что диссидентский путь к себе. Делатели российского современного танца умеют искать деньги и умеют жить без них, а их независимость от государства оборачивается тем, что в России до сих пор нет ни одного профессионального центра современной хореографии.
       Зато есть частные школы, где с детства учат жить в согласии со своим телом и душой, слушать их. Чтобы стробоскопический ритм жизни поколения «Дэнс, дэнс, дэнс» не тянул за собой экзистенциальную тоску по идентичности, от осколков которой так мается современный человек.
       Наши дети лазают по интернету вместо деревьев и повторяют «простые движения» поп-кумиров. Поэтому форма книги кажется единственно верной интонацией разговора — если уж требуется переводить движение в слова, то не пересказывать его, а распевать на два голоса. Танец — возможность обрести себя и постоянно меняться, шагать в ногу со временем и оставаться иноходцем. Хороший танцор считывает в природе пластические средства — как кинолог различает 150 видов сигналов в лае собаки.
       На карте российского танца есть место «Театру жестокости» Арто и американской школе Марты Грэм, джаз-модерну и перформансу, динамической йоге и танцтерапии. «В контактной импровизации интересно смотреть на тело, даже когда оно не двигается — интересно его пребывание. Тело всегда танцует, даже когда спит». Рассказывая о контактном джеме как маленькой модели мира, педагог Анджела Доний проговаривается о тех, кто решился заново прыгнуть в свое тело: «Люди приходят с телевизорами в голове, а уходят без».
       Дальше и «холоднее» всего от темы разговора, как ни странно, классический балет и спортивный танец, где выверенный рисунок почти не оставляет пространства для импровизации. А ближе всего к новейшему искусству, кажется, античность, с ее представлением о совершенном человеке как красиво организованном, мыслящем и свободном теле. О космической природе которого читаем у Мандельштама: «Дано мне тело/ Что мне делать с ним — таким единым и таким моим?».
       
       Подробнее о книге: www.ee-records.de
       
       Олеся КАШТАНОВА
       
31.03.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 23
31 марта 2005 г.

Власть и деньги
Депутаты потянулись работать с избирателями: в Чикаго, Буэнос-Айрес, Йоханнесбург

Кавказский узел
Анна Политковская. Милиция выяснила, как в Ингушетии пропадают бюджетные миллионы

Суд да дело
Дело «ЮКОСа». Администрация президента подсказала судьям приговор

Кадет получил больше, чем Буданов

Болевая точка
Вышла из печати книга «Корпункт в Беслане»

Власть и люди
Наталья Чернова: Инвалиды-афганцы Санкт-Петербурга могут не пережить монетизацию

Цена закона
Зачем министр здравоохранения ликвидирует уникальную педиатрическую систему?

Опыт предстоящей реформы: ЛОР должен сидеть в кресле гинеколога

Образование
Веселые диверсанты. Казанские школьники считают взорванные школы

Профессор Якобсон: Сокращение бесплатных мест в вузах считаю оправданным

Акция «Новой»: Абитуриент-2005

Разработаны рекомендации по предшкольному образованию: пятилетку — в три года

Митинги.Ру
В Москве не утихают митинги против реформы ЖКХ

После выборов
«Единая Россия» проиграла гибриду

Власть
Павел Вощанов: Виртуальный персонаж блестяще закрепился на самой вершине. Фантом-ас

Тупики СНГ
Дмитрий Фурман: Кто следующий в очереди на революцию?

Ирина Гордиенко: Молдавскому руководству выгодно оставаться «коммунистическим»

Краiна Мрiй
Евгения Пищикова на Украине Европы: Перед нами страна, которая в одночасье захотела почувствовать себя европейской

Армия
Военкоматы готовы забрать всех

Точка зрения
Александр Ф. Скляр: Пусть лучше псевдорокеры поют о цветочках, чем эстрадники — о войне

Четвертая власть
Российская элита хочет нажиться на «Ъ»?

Объявлен 5-й конкурс на соискание Премии Артема Боровика за 2005 год

Новости компаний
«Газпром» на шее. «Национальное достояние» может стать национальной катастрофой

Подробности
Спирт будут разбавлять на заправках?

Телеревизор
Михаил Дегтярь: Хочу руководить Первым каналом. А то смотреть нечего…

Спорт
В Эстонии о приезде нашей сборной напоминали стенды с изображением А. Опера, рекламирующего шампунь

Счет как расчет: «Динамо» – «Авангард» — 11:0.

Библиотека
Екатерина Васенина. «Российский современный танец»

Лилия Гущина. «Когда любовник моложе»

Андрей Пионтковский. «За Родину! За Абрамовича! Огонь!»

Кинобудка
Почему Голливуд не состоялся в России?

Вольная тема
Александр Генис. Миф пластилина

Дина Рубина. Картошка для мундира

Сектор глаза
Подгузники изобрели в IV веке до нашей эры. Они были стеклянными

К сведению…
Вниманию читателей: Подписка-2005

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100