NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СКАЗКИ ЕГО ПАЛИТРЫ
Посол России на 200-летнем юбилее Ханса Кристиана Андерсена — единственный наш лауреат Гран-при Андерсеновской премии художник Борис Диодоров
       
(Рисунок Бориса Диодорова)
       
       
Текущий год объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена: 2 апреля мир отметил 200-летие сказочника. России очень повезло: каждое государство выбирает к юбилею своего сказочного посла, а у нас он уже есть. Причем в каждом доме. Потому что настоящего дома без детей и детства без «Снежной королевы» не бывает — как книг Андерсена на русском без иллюстраций Бориса Диодорова. Любимого книжного графика нескольких поколений читателей, отца Винни Пуха и Нильса, единственного российского лауреата Гран-при премии имени Х. К. Андерсена, президента Андерсеновского фонда в России — в общем, титулованного волшебника.
       И только сказочными обстоятельствами можно объяснить то, что и в советские годы, и в последующее десятилетие культурного забвения, и при нынешнем коммерческом оскале издательского рынка Диодоров делает одно и то же — творит средневековую по духу по духу мистерию книги.
       К юбилею изданы две книги Андерсена—Диодорова: одна — стараниями художника в московском издательстве, другая — во Франции, по рекомендации министра просвещения. Борис Аркадьевич подготовил к изданию подарочный альбом, где под одной обложкой собрались все русские иллюстраторы Андерсена, и «Автограф Пушкина» — рассказанную переводчиком Андерсена Л.Ю. Брауде историю о том, что Ханс Кристиан всю жизнь хранил подаренный ему росчерк Александра Сергеевича. Борис Аркадьевич говорит, что с удовольствием поработал бы с Пушкиным, но так уж складывается, что любовью всей жизни стал датский сказочник.
       
(Фото Сергея Касьянова)       Наша справка:
       Борис Аркадьевич ДИОДОРОВ родился в Москве в семье художника, рисовать начал с детства под впечатлением от иллюстрированных сытинских изданий из библиотеки своего деда. Окончил ф-т живописи Московского художественного института им. Сурикова, где занимался в творческой мастерской М.И. Курилко — главного художника Большого театра. Из более чем трехсот книг, проиллюстрированных художником за сорок лет в книжной графике, большая часть — сказки. Широкая известность пришла к художнику после появления книги С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в 1979 году.
       За последние 20 лет Диодоров получил все значительные премии мира в области книжной графики: в том числе серебряную медаль на Международной выставке-ярмарке книги в Лейпциге (1982), Гран-при премии им. Х.К. Андерсена за иллюстрации, диплом I степени российского конкурса «Искусство книги» за юбилейное издание сказок Андерсена в 2004 году.
       
       — Вы говорите об организации юбилейных мероприятий как о своих первостепенных обязанностях, а о самой награде — как о не столько профессиональной, сколько общегуманитарной. Получение приза сильно изменило вашу жизнь?
       — Это просто утвердило меня в сокровенной мысли: если верить в сказку, она случается в жизни. Сюжет-то абсолютно сказочный: настоящая принцесса в родном городе Андерсена вручает мне приз его имени. Предшествовала ему история не менее чудесная: в одночасье я потерял все документы — на квартиру, на машину. Дня четыре мы с женой безуспешно переворачивали в квартире все ящики и секретеры, а потом жена мне наказала: «Иди в церковь и проси прощения, что так долго там не был». (Для меня очень важно, что Андерсен был глубоко верующим человеком.) Возвращаюсь — и в первом же открытом ящике обнаруживаю пропажу, причем демонстративно положенную сверху. Рассердился на жену: думал, розыгрыш…
       Через пять минут — звонок из посольства: «Вы не будете против выдвижения на премию Андерсена?». На вручении я говорил о том, что с детства считал Андерсена русским писателем — он так рано приходит в каждое детство, что все его считают своим.
       — Каждый лауреат получает пожизненное право приезжать на ежегодные торжества за счет Дании — и вот вы в очередной раз собираетесь в Оденсе. Для Дании Андерсен — как для нас Пушкин: «наше все». Казенный отечественный юбилей прошелся по стране шагами командора, а как обстоят дела в Датском королевстве?
       — Мы с остальными девятью лауреатами уже стали друзьями, встречаемся как родные люди. На высоком королевском приеме официоза не чувствуется, поражает демократичность и общение всех гостей на равных. В ратуше вместе столовались, в огромном, как кремлевский, зале было накрыто столов двенадцать, не больше, а посередине — шведский стол. И королева Маргрет II ходила к нему пешочком с тарелочкой. Я не видел ни охраны, ни автоматчиков, ни других привычных в нашей элите строгих лиц. Отдельная тема — как бережно относятся к музею Андерсена и сохранению его наследия, как неравнодушно работают над образовательными и просветительскими программами… Из Оденсе я давно привез крокусы, хотел посадить их рядом с памятным знаком Андерсену работы скульптора Бурганова, который мы предложили установить в детском парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Но из Хамовнической управы мне прислали бумагу с уведомлением о порядке установки памятников — оказалось, у нас столько запрещающих постановлений…
       — А почему до сих пор после долгих обсуждений во всех инстанциях так и не появился в Москве настоящий памятник Андерсену?
       — Мы со старшим Михалковым (Сергей Владимирович — президент национальной секции ЮНЕСКО по детской книге) решили написать Лужкову письмо с напоминанием о юбилее, чтобы заранее подготовиться. У нас же до сих пор нет ни скверика, ни клумбочки имени Андерсена. Оказывается, Крупская запрещала Андерсена, исключила его из школьных программ, потому что он не был борцом за права угнетенных и мировую революцию.
       Стало известно, что мэр наложил положительную резолюцию, но ответ мы с Михалковым так и не получили. Однажды в отделе культуры мэрии мне по телефону сказали: «Ну что вы так волнуетесь, как будто себе памятник ставите?!». Пишу статьи в газету «Не ссылайте Андерсена»: приходится защищать сказочника от Министерства культуры. Когда наконец заговорили об установке памятника, условия конкурса объявили только за месяц?! Рукавишников и Тугаринов представили более или менее проработанные версии, а дальше — «вопрос обсуждается»…
       — Кажется, советским детям, которые выросли и забыли Андерсена, надо почаще его перечитывать…
       — Вклад Андерсена в детскую литературу можно сравнивать только с вкладом Толстого и Пушкина, «духовников детства». Это не «чепушинка», которой заполнены сегодня экраны и прилавки. Андерсен вообще из тех фигур мировой литературы, которые про себя все написали, хотя его почему-то до сих пор пытаются редактировать и издатели, и критики, и переводчики… В некоторых переводах есть сюжет, но нет тех заповедей, которые он нес маленькому читателю.
       В искусстве нельзя говорить «я есмь». Искусство — это служение, а не самоутверждение, и граница его там, где кончается пушкинская строка «И чувства добрые я лирой пробуждал».
       — А как вы оцениваете состояние отечественной детской литературы. Сегодня детство начинается не только с дюймовочек, а с покемонов…
       — Посмотрите, вот две мои книги. Одна вышла в Париже, министр просвещения выбрал ее для списка финансируемых бюджетом изданий как книгу, рекомендованную для воспитания вкуса у молодых людей, — эта программа поддерживается наряду с изданием учебников. И печально, что по полиграфическому качеству и оформлению эта книга лучше российского аналога. Сегодня в России хороший художник не может посвятить себя книге, он не может даже окупить материалы. Всю прибыль от дорогостоящих изданий получает распространитель. Посмотрите на оттенки иллюстраций — этот цвет приходится искать через десять травлений цинковой доски в кислоте, чтобы соседствующие краски жили в гармонии. А один мой печатник в типографии мне говорил: «Что-то у тебя жухловато получается» — и требовал красок поярче…
       Сделать книгу — для художника труд более серьезный, чем написать картину, потому что до авторского осмысления классики нужно дорасти личностно. Только когда работаешь ежедневно — работаешь легко и накопленная энергетика срывается с кончиков пальцев.
       Книга живет медленно — вместе с человеком. Люблю общаться с книгами наедине, гладить их по корешкам. Скоростное прокручивание по телевизору оторвано от той энергетики, которая кажется мне обязательной в искусстве.
       — Вам интересно что-то в современной живописи?
       — Слово «современный» я исключил из употребления. Всякое искусство называется современным, пока художник жив, а после его смерти начинают работать другие критерии. Смотришь на выставке — вроде бы все убедительно сконструировано, но уходишь и не знаешь, что вспомнить.
       — В конце 80-х вы в течение нескольких лет были главным художником «Детской литературы», где работал Илья Кабаков и которая наряду с другими детскими издательствами в застойные времена стала колыбелью концептуализма. Ваши увлечения как-то пересекались с экспериментами коллег-нонконформистов?
       — Кабаков делал замечательные книжные работы, я воспринимал его как продолжателя традиции Конашевича. Помню, Кабаков сделал отличный диплом: его «Тевье-молочник» долго висел у нас в столовой в Суриковском — живая, очень хорошая серия. А вот его концептуализм для меня, к сожалению, неинтересен. А в «Малыше» работал Эрик Булатов, в Минске жил Борис Заборов… Все они, можно сказать, почти мои однокурсники. Общался в кругу Франциско Инфантэ, Олега Целкова, Миши Дорохова, Льва Нусберга, который писал теоретические трактаты о кинетизме и опт-арте… Знаете, когда мы штудировали «О духовном в искусстве» Кандинского, я начал замечать, что там очень много умозрительного, математических доказательств, но от самих произведений я не получаю того, что получаю от общения с произведениями мастеров классического искусства. Те, кто считает, что искусство должно идти вперед, не согласятся со мной. Но я думаю, что искусство вневременно. Его призвание — быть! Как только за произведение стали платить как за вещь, как за картину в раме, оно стало товаром, стало подчиняться законам рынка, стало пытаться «нравиться».
       — Все-таки поразительно, как вам удалось пронести светлое восприятие жизни сквозь десятилетия работы в советском искусстве. Но иначе, наверное, не получится придумать персонажа которого ребенок признает своим?
       — Я не подстраиваюсь под детей, а разговариваю с ними на языке моего детства и стараюсь сохранить в себе эту бескомпромиссность и искренность — когда витаешь в облаках, мечтаешь только о самом дорогом и сокровенном. Делая для маленьких того же «Винни Пуха», я растворялся в этой теме. Понимал, что должен заново научиться, хотя бы мысленно, скакать на одной ноге и играть в его игры. А что касается профессиональных моментов — с детской книгой я всегда был к себе более требователен, чем в проходных, иногда несложившихся работах для взрослых.
       — Вы производите впечатление абсолютно счастливого человека. А у вас осталась какая-то творческая мечта, что-то нереализованное в профессии?
       — Мечта? Всегда есть следующая работа.
       
       Беседовала Наталия САВОСЬКИНА
       
04.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 24
4 апреля 2005 г.

Суд да дело
Родители Ходорковского: Пусть знают, что мы — железные

Речь адвоката В. Краснова в Мещанском районном суде г. Москвы 1 апреля 2005 года. (zip)

Анна Политковская: Лапин осужден, но так и не сдал пособников. Тёртый палач

Расследования
Банк сданных. Чем торгуют напротив здания МВД?

Тайны «плёнок Кучмы», или Эхо взрыва кассетной бомбы

Профессор Сидельников: Не верю, что Квачков устроил засаду на Чубайса

Армия
Александр Гольц: Не перевелись ещё на Руси на контрактную основу

Служили 64 товарища. Скандал в учебном центре Московского военного округа

Кавказский узел
Фатима Тлисова: У каждого малого народа есть вопросы к закону о местном самоуправлении

Болевая точка
Угрозы террориста не остановили учительницу Злату Азиеву

После выборов
Кабардино-Балкария: Прошел Нахушев. Хотя победил Шхагошев

Точка зрения
Леонид Баткин: Демократия должна создаваться на улицах, а не в кабинетах

Виталий Найшуль: Если лозунгом революции 1991 года была свобода, то теперь это будет справедливость

Общество
Страна, где ставят памятники тиранам, опасна для самой себя

Первые лица
Михаил Зурабов: Мы ничего не будем делать для привлечения инвесторов

Плата за жульё
Жилищный вопрос будет решен. Короткими очередями

Отдельный разговор
Владислав Сурков встретился с рокерами. Чтобы обсудить работу над собственным альбомом?

Михаил Козырев: Свобода — это вещь, которую очень легко потерять

Артемий Троицкий: Рок-н-ролл жив усилиями администрации президента

Владислав Сурков: «Буду бежать без оглядки…»

Власть и люди
В мае ожидается налет наркоконтроля на пенсионеров

Власть
Новое назначение Дмитрия Рогозина

Чем занимается Дума? Рассказывает Владимир Рыжков

Криволапый и хромой… «Медведь» стал сдавать позиции в регионах

Власть и деньги
Профессия — подписант. Сколько стоит депутатский запрос?

Четвертая власть
Очередной удар по команде Голембиовского

В Воронеже милиция зверски избила фотографа

Интернет
Контроль на связи. Правительство уничтожит конкуренцию на рынке телекоммуникаций?

Проспект Медиа
Глава русской службы радио «Свобода»: Мы уже два года ждём Владимира Путина

Наградной отдел
«Золотой гонг» отметил лучших

Краiна Мрiй
Донецкие своих не сдают

Евгения Пищикова. На Украине Европы. Часть II

Тупики СНГ
Похоже, СНГ испускает дух

Обстоятельства
Алексей Поликовский. Окно для души

Культурный слой
Борис Диодоров и сказки его палитры

Библиотека
Юрия Кублановского благословили два нобелевских лауреата

Театральный бинокль
Питерцы уже вышли на площадь

Сервиз «Смертей Тарелкина»

Програма фестиваля «Золотая маска»

Свидание
Юродственные души Ольги Лапшиной. Монолог немедийного лица

Спорт
Что будет делать хоккейная сборная без Билялетдинова?

«Лада» против «Динамо»-машины

Александр Вишневский: Пока ещё не поздно, Ярцев должен уйти

Алексей Полухин: Корпоративной футбольной команде не хватает грамотных управляющих

Московский наблюдатель
Бригады возвращаются

Сюжеты
Мамин сибиряк. В 200 километрах от Омска родился маленький бегемотик

К сведению…
Вниманию читателей: подписка-2005

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100