NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«БОИНГ» С КРЫЛЬЯМИ СОВЕТОВ
Задача для российского авиапрома: к 2015 году догнать и перегнать Америку
       
(Фото Сергея Кузнецова)
     
       
В феврале Владимир Путин объявил политическое решение: создать единую авиастроительную корпорацию (ОАК) путем объединения всех авиапроизводителей — как гражданских, так и военных. На днях глава Минпромэнерго Виктор Христенко представил на заседание правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам конкретный план объединения. На заседании были, по словам Христенко, согласованы все основные вопросы, и к 25 апреля окончательный документ должен лечь на стол президента на подпись.
       «ОАК будет производить в год на 2,5—2,8 млрд долл. продукции — в основном военной, и доля государства в корпорации будет 55—60%», — объявил Христенко. К 2015 году ежегодный оборот ОАК должен составить 8,2—8,5 млрд долл., если гражданское авиационное производство возрастет в 10 раз, а военное — в два раза. ОАК должна полностью обеспечить потребности России в военных и гражданских самолетах, а также поставлять их на экспорт, став полноценным конкурентом американской корпорации Boeing и европейской Airbus.
       В советское время был создан огромный авиационный производственный потенциал, который обеспечивал военными и гражданскими машинами не только СССР, но также советские страны-сателлиты в Европе, Азии, Африке и Америке. В год выпускали сотни машин, но после краха СССР военное авиапроизводство снизилось раз в десять, а пассажирские и транспортные самолеты после 91-го выпускались единицами.
       Несмотря на высокие импортные пошлины, многие российские авиакомпании всеми правдами и неправдами находят возможность покупать «Боинги» и «Аэрбусы». Российский авиапром на глазах теряет даже внутренний рынок, не говоря о конкуренции на мировом. «Новые» (разработанные еще в восьмидесятые) среднемагистральные самолеты марки «Ту» никак не удается устойчиво запустить в серию. Если оставить все как есть, то в самое ближайшее время российский авиапром погибнет окончательно и бесповоротно, будут потеряны сотни тысяч рабочих мест. Надо что-то делать, и быстро.
       В военном авиапроме ситуация несколько лучше. Некоторые авиазаводы и КБ, несмотря на резкое снижение валового производства, зарабатывают млрд долл. на поставках истребителей в Китай, Индию, Малайзию, Судан, Алжир. Общая идея создания ОАК состоит в том, чтобы после объединения «взять» деньги у более благополучного военного авиапрома и поделиться с гибнущей гражданской отраслью.
       Речь идет о достаточно серьезных, причем во многом теневых, деньгах. В 98-м тогдашний глава компании-госпосредника «Росвооружение» Евгений Ананьев (был тесно связан с МАПО «МИГ») рассказал мне, как на одном из наших огромных авиазаводов рабочие аккуратно разбирают до винтика истребитель МиГ-29 советского производства, чтобы потом другие рабочие в другом цехе того же предприятия в присутствии «военных представителей одной азиатской страны» собрали из тех же комплектующих «новый российский МиГ-29». (Сегодня Ананьев скрывается где-то от ареста. Итальянские власти выписали на него международный ордер, обвиняя во взятках и отмывании средств при продаже режиму Фухимори в Перу истребителей МиГ-29 в 98-м году.)
       Основная часть российского оружейного экспорта обеспечивается сегодня за счет научно-технических наработок советского времени, советского оборудования, обученного персонала, советских комплектующих и старого советского вооружения, которое для экспорта перекрашивают. Иностранные заказчики обычно не в претензии, поскольку получают исправно работающую технику. Кроме того, существует система фактически узаконенных взяток — «комиссионных» — для представителей страны-заказчика. Российская сторона, конечно, тоже довольна: распродажа советского добра создает сверхприбыли, которые по большей части укрываются от налоговых органов и негласно распределяются между торговцами оружием, госбюрократией и менеджментом оборонных предприятий.
       В конце 2001-го глава Счетной палаты Сергей Степашин напечатал в ведомственном журнале, что в 2000 году при общей стоимости экспорта вооружений в 3,7 млрд долл. в федеральный бюджет впрямую было отчислено от всего этого примерно 7000 долл. Другие оценки налоговых поступлений от оружейного экспорта (а это более чем наполовину продукция авиапрома) несколько выше, исчисляются десятками млн долл., но все равно мизерны. Сверхприбыли скрываются за счет бессовестного завышения издержек «производства» и стоимости комплектующих.
       Понятно, что руководители предприятий авиапрома по большей части крайне недовольны тем, что их сгоняют в ОАК: боятся, что концерн создается только для того, чтобы отчуждать большую, чем сейчас, долю в пользу Кремля и госбюрократии. Христенко исполнен оптимизма, но на пути создания ОАК еще много препятствий. Например, в ходе создания в 2003-м похожего монополиста — концерна ПВО «Алмаз-Антей» — дело дошло до того, что назначенного Кремлем в гендиректора Игоря Климова заказали и застрелили.
       Сама идея стать к 2015-му реальным мировым конкурентом Boeing и Airbus в гражданском авиастроении невыполнима по определению. Пока авиапром продолжал выпускать малыми партиями конечную продукцию, промышленность комплектующих, не имея устойчивых заказов, развалилась: оборудование распродано, заводы перепрофилированы, технологии утрачены. В прошлом году ульяновский «Авиастар» выпустил последний тяжелый транспортный Ан-124 «Руслан», доукомплектовав последними советскими комплектующими последний советский фюзеляж. На Ан-124 есть платежеспособный спрос, и принято на высшем уровне решение возобновить производство, но удастся ли это и сколько будет стоить новый-старый самолет, не утратит ли конкурентоспособность?
       «Новые» российские самолеты, собранные на советском заделе, обычно стоят дешевле западных, зато эксплуатационные расходы много выше. Сейчас, когда топливо так дорого, отечественные машины, бывает, даже даром брать в эксплуатацию невыгодно. Сама по себе закачка некоторых средств из госбюджета и из военного авиапрома через будущую ОАК в гражданскую отрасль не решит коренной проблемы некачественности конечного продукта и прогрессирующей утраты технологий.
       Единственная возможность для России не утратить полностью в будущем авиапроизводство — не пытаться с негодными средствами конкурировать с Airbus, а встраиваться в кооперативные цепочки западной промышленности. Если ОАК вдруг займется именно этим, то создавать корпорацию имеет смысл.
       
       Павел ФЕЛЬГЕНГАУЭР, обозреватель «Новой»
       
11.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 26
11 апреля 2005 г.

Новейшая история
Последний «ястребок» Як-3 был продан неизвестными в Санта-Монику (США)

Мир и мы
Павел Фельгенгауэр: Задача для российского авиапрома — к 2015 году догнать и перегнать Америку

Цена закона
Зурабов пришел по наши души?

Пилоты реформ просятся на посадку

Почему некто Зурабов решает, у какого врача лечиться детям?

Как американский посол защитил Россию…

Московский наблюдатель
Москва и слезы. Люди приехали за помощью, а получили…

Плата за жульё
Сергей Митрохин: Что будут есть люди, оплатившие 100% коммунальных услуг?

«Тушите свет!»
Новая формулировка закона о монетизации льгот: «Закон об изменении этого мира на лучший»

Наградной отдел
Сергей Михалыч: Рамзана Кадырова перевели из отряда приматов в разряд пернатых

Армия
Николай Донсков: Устав от издевательств старослужащих, моряки покинули учебку в Кронштадте

Расследования
Анна Политковская: Куда пропал лейтенант Корякин? И сидит не тот, и лежит кто-то другой

Суд да дело
Памятка прокурору: Кому достался «ЮКОС». И как его можно вернуть

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Владимира Краснова (zip-файл)

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Константина Ривкина (zip-файл)

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Карины Москаленко

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Тимофея Гриднева (zip-файл)

Речь Михаила Ходорковского в Мещанском суде г. Москвы 11 апреля 2005 г.

Власть и деньги
Новые подробности распродажи Черноморского побережья России

Как из российско-финской границы извлекли миллионную прибыль

Власть и люди
Смягчающие обстоятельства прапорщика Негодяева

Книга рекордов Гиннесса плачет по Андрею Кузнецову

Подробности
«Энергетических зайцев» призовут к ответу

Четвертая власть
В Удмуртии преследуют оппозиционную газету

Реакция
Работа над ошибками…

Общество
Светлана Алексиевич. Диктатура маленького человека, или Почему мы оказались совсем не там, где хотели?

Отдельный разговор
Иоанн Павел II. Человек земли над уровнем моря

Михаил Горбачев: Это был гуманист №1 нашего времени

Почему папа не приехал в Россию?

Первые лица
Михаил Горбачев: История продолжается без меня, но вместе со мной

Точка зрения
Александр Добровинский: Единственный эффективный способ борьбы с революцией — это её возглавить

После выборов
Яна Серова: На губернаторах Евдокимове и Лапшине обкатывают методы ручного управления

Краiна Мрiй
Зачистка «криминальной оппозиции». Многие в Украине считают, что другой здесь нет

Агент оранж. Представители российской олигархии в правящей элите новой Украины

Регионы
Воронежский губернатор рассказал, кто пилит промышленность России

Отделение связи
Обращение деятелей культуры к мэру Лужкову

Болевая точка
Письма из Беслана. «...И это помогло выжить»

Люди
Уркуят и Лиза Паль — жены Эльбруса

Наши даты
Михаилу Гаспарову — всего 70

Эрнст Неизвестный — художник Возрождения в эпоху Апокалипсиса

Сектор глаза
Борис Жутовский. Прогулка с художником по его выставке

Культурный слой
В петербурге у «Митьков» отбирают их мансарду

«Митьки» научили любить страну тогда, когда её никто не любил

Вольная тема
Алла Боссарт. Как, увидев Париж, можно не умереть в Лувре

Библиотека
Нина Звягина. «Что-то есть»

Сюжеты
Пранкеры в панике: после сюжета по ТВ их никто не боится

Магия бегемотов в Большеречье

Театральный бинокль
Небольшой театр. Рабочие мясокомбината репетируют «Золушку»

«Золотая маска». Веселье пенится «Балтикой»

Спорт
Новый чемпион России заставил себя полюбить

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100