NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВЕСЕЛЬЕ ПЕНИТСЯ «БАЛТИКОЙ», или ТРИ СЕСТРЫ ДОН ЖУАНА
Дневник «Маски»: драматическая гастрольная программа
       
"Три сестры". (Фото — "Золотая маска")
      
       
«Золотая маска» всегда совмещает в себе два понятия: конкурс лучших спектаклей России минувшего сезона и фестиваль лучших гастрольных спектаклей в Москве.
       Гастрольная программа… хлопотная, деловая, затратная функция, перемещение художественных миров чуть не волоком по просторам родины чудесной (особенно в 1990-х, когда надолго накрылись медной оркестровой тарелкой все и всяческие внутрироссийские гастроли!) — вот эта культуртрегерская деятельность «Золотой маски» всегда была важнейшей для театрального процесса.
       Из Якутска привозили «Короля Лира» и блистающую золотом таежных мехов, ревущую над Мамоновским переулком горловым пением мистерию «Олонхо». Из Екатеринбургского ТЮЗа — «Каштанку» Вячеслава Кокорина и рвущую душу слободскую инкарнацию «Ромео и Джульетты» (режиссерская работа Николая Коляды). Из Омского драмтеатра — крепкий, с отличной сценографией спектакль «Брат Чичиков» и цирковое «Приглашение на казнь» в постановке Олега Рыбкина.
       Из Новосибирска — подлинную «Коппелию» Петипа в реконструкции Сергея Вихарева. Из баварского Эрлангена — ну неподъемный, со сложнейшей машинерией (в одном из шестнадцати отсеков помещалась действующая кузница бога Гефеста!) замечательный спектакль Русского инженерного театра AXE Sine Loco (в Баварию театр откочевал в 1990-х из питерского сквота на Пушкинской, 10).
       А вот еще открытие гастрольной программы «Маски»: Евгений Гришковец «Как я съел собаку». Калининград. Уже кажется, что Гришковец был всегда. (И начинает казаться, что всегда был одинаковым.) А он — «Приз критики» 1999 года.
       Целую обойму достойных имен открыли эти «гастроли» за одиннадцать лет.
       Но архивы «Золотой маски-2005» (по крайней мере драматических ее номинаций) мы вряд ли будем перечитывать с тем же умилением.
       Драматическая гастрольная программа вышла этой весной малоудачной.
       Самым приемлемым из малоудачных был спектакль Омского драматического театра «Король умирает» Ионеско в постановке Вячеслава Кокорина. Много чего заложено в тексте. Экзистенциальная беда нарастающей дряхлости, обрыва связей с миром: каждый — король, и королевство, данное человеку в ощущениях, погибает вместе с ним…
       Но и другие аналогии есть в этой пьесе из золотого фонда театра абсурда: отчаяние оскудевшей земли, на которой почему-то уже и салат не растет; обрубленные границы и одряхление войска; старики, которым никто не платит за прежний труд; школы королевства, где остались всего 45 подростков — те, кого «по глупости или лености» не взяли жить ни в одну сопредельную страну…
       «Три сестры» Евгения Марчелли (Тильзит-театр, Советск) — случай иной. Гремит романс про рыжую осень и пустые пляжи, фонограмма полна романтическо-гнусавой хрипотцы — точно бывший каэспэшник нашел себя в «новые времена» в ресторане. Андрей Прозоров делает предложение Наталье, распластав ее на честном советском пианино «Заря» (под крупом барышни дребезжит клавиатура). Блатной брутальной многозначительности полон Вершинин (номинант, между прочим!). Веселье в этом доме пенится, как «Балтика». Но единственная, кажется, реплика, прозвучавшая точно, с искренним негодованием: «Отец наш, царствие ему небесное, угнетал нас воспитанием!». («Угнета-ал! Угнета-ал!» — подхватывают три сестры: и кулаком под ребра братцу!)
       …Это похоже на театр Юрия Погребничко «с точностью до наоборот». В театре «ОКОЛО дома Станиславского» с отчаянной силой умеют находить в нелепой, неблагообразной, хорошо знакомой повседневности белое каление Чехова и Достоевского. Марчелли же точно напал на чеховский текст с хрестоматийным криком: «Он мал, как мы! Он мерзок, как мы!». На что немедленно хочется дать и хрестоматийный ответ: «Не так, как вы! Иначе!».
       Где бы ни впитал спектакль безвылазную вульгарность оживляжа, худо то, что он санкционирует и благословляет зрителя оставаться при ней же.
       Еще бравурнее звучит рык «Он мерзок, как мы!» в спектакле Александра Морфова «Дон Жуан» Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Рецензенты неуверенными голосами писали о традиции «площадной ренессансной комедии». Однако на сцене прочитывается скорее традиция передачи «Аншлаг». Достойного петербургского актера Александра Баргмана, играющего нераскаянного севильского грешника, точно весь репетиционный период держали взаперти, насильственно кормя через трубочку клипами Филиппа Киркорова. Тяжкая участь для приличного человека — но сработало. Самодовольный мачо в алых штанах, хохочущий на сцене, просто не может иметь ни тайных страхов, ни угрызений совести, ни проблемы загробного воздаяния. В мире, где гуляет, хлопая девиц по округлостям, хамя слугам и надгробиям, напоминая о малиновых пиджаках начала 1990-х, этот Дон Жуан, нет ни неба, ни суда «по записанному в книгах». И вновь: самое неприятное — аншлаги и энтузиазм московского зала.
       «Дон Жуан»—лайт, дающий публике санкцию забить на все, кроме самых сиюминутных потребностей, — встречен был широким зрителем очень тепло.
       Такие вещи встречаются в коммерческой антрепризе. У тех заблудших душ, что вечно кружат, в афишах ЦДК железнодорожников.
       …Но ведь «Маска» тем и хороша, что с ее энергичной помощью в 1994 — 2005 гг. вновь «уважать себя заставил» совершенно иной, настоящий театр!
       Впрочем, последний гастрольный спектакль драматической программы — «Макбет» Ионеско Саха-театра (Якутск) в постановке Сергея Потапова, выпускника РАТИ 2003 года, — вновь вернул нас в пространство настоящего театра — и настоящей «Маски». О «Макбете» и об итогах фестиваля — в следующем номере «Новой».
       
       Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
       
11.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 26
11 апреля 2005 г.

Новейшая история
Последний «ястребок» Як-3 был продан неизвестными в Санта-Монику (США)

Мир и мы
Павел Фельгенгауэр: Задача для российского авиапрома — к 2015 году догнать и перегнать Америку

Цена закона
Зурабов пришел по наши души?

Пилоты реформ просятся на посадку

Почему некто Зурабов решает, у какого врача лечиться детям?

Как американский посол защитил Россию…

Московский наблюдатель
Москва и слезы. Люди приехали за помощью, а получили…

Плата за жульё
Сергей Митрохин: Что будут есть люди, оплатившие 100% коммунальных услуг?

«Тушите свет!»
Новая формулировка закона о монетизации льгот: «Закон об изменении этого мира на лучший»

Наградной отдел
Сергей Михалыч: Рамзана Кадырова перевели из отряда приматов в разряд пернатых

Армия
Николай Донсков: Устав от издевательств старослужащих, моряки покинули учебку в Кронштадте

Расследования
Анна Политковская: Куда пропал лейтенант Корякин? И сидит не тот, и лежит кто-то другой

Суд да дело
Памятка прокурору: Кому достался «ЮКОС». И как его можно вернуть

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Владимира Краснова (zip-файл)

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Константина Ривкина (zip-файл)

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Карины Москаленко

Дело «ЮКОСа»: Выступление адвоката Тимофея Гриднева (zip-файл)

Речь Михаила Ходорковского в Мещанском суде г. Москвы 11 апреля 2005 г.

Власть и деньги
Новые подробности распродажи Черноморского побережья России

Как из российско-финской границы извлекли миллионную прибыль

Власть и люди
Смягчающие обстоятельства прапорщика Негодяева

Книга рекордов Гиннесса плачет по Андрею Кузнецову

Подробности
«Энергетических зайцев» призовут к ответу

Четвертая власть
В Удмуртии преследуют оппозиционную газету

Реакция
Работа над ошибками…

Общество
Светлана Алексиевич. Диктатура маленького человека, или Почему мы оказались совсем не там, где хотели?

Отдельный разговор
Иоанн Павел II. Человек земли над уровнем моря

Михаил Горбачев: Это был гуманист №1 нашего времени

Почему папа не приехал в Россию?

Первые лица
Михаил Горбачев: История продолжается без меня, но вместе со мной

Точка зрения
Александр Добровинский: Единственный эффективный способ борьбы с революцией — это её возглавить

После выборов
Яна Серова: На губернаторах Евдокимове и Лапшине обкатывают методы ручного управления

Краiна Мрiй
Зачистка «криминальной оппозиции». Многие в Украине считают, что другой здесь нет

Агент оранж. Представители российской олигархии в правящей элите новой Украины

Регионы
Воронежский губернатор рассказал, кто пилит промышленность России

Отделение связи
Обращение деятелей культуры к мэру Лужкову

Болевая точка
Письма из Беслана. «...И это помогло выжить»

Люди
Уркуят и Лиза Паль — жены Эльбруса

Наши даты
Михаилу Гаспарову — всего 70

Эрнст Неизвестный — художник Возрождения в эпоху Апокалипсиса

Сектор глаза
Борис Жутовский. Прогулка с художником по его выставке

Культурный слой
В петербурге у «Митьков» отбирают их мансарду

«Митьки» научили любить страну тогда, когда её никто не любил

Вольная тема
Алла Боссарт. Как, увидев Париж, можно не умереть в Лувре

Библиотека
Нина Звягина. «Что-то есть»

Сюжеты
Пранкеры в панике: после сюжета по ТВ их никто не боится

Магия бегемотов в Большеречье

Театральный бинокль
Небольшой театр. Рабочие мясокомбината репетируют «Золушку»

«Золотая маска». Веселье пенится «Балтикой»

Спорт
Новый чемпион России заставил себя полюбить

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100