ДОРОГА ЛОЖКХА К ОБЕДУ
Что будут есть люди,
оплатившие 100% коммунальных услуг

В конце
марта состоялось заседание общественного совета
при Министерстве регионального развития, на
котором почти в полном составе присутствовали
лица, ответственные за реализацию коммунальной
реформы. В частности, глава данного министерства
Владимир Яковлев и Владимир Аверченко —
председатель Федерального агентства по
строительству и ЖКХ.
В качестве основного
докладчика от правительства выступил Сергей
Круглик — директор департамента строительства и
ЖКХ. Из его выступления следовало, что главная
задача, на которую навалилось сегодня
правительство в рамках реформы, — создание
системы предоставления нуждающимся адресных
субсидий.
Любовь
чиновников к данной теме объясняется просто: она
позволяет демонстрировать трогательную заботу о
малоимущих, нуждающихся гражданах.
Многочисленные подробности, которыми можно
обставить тему субсидий, позволяют отвлечь
внимание аудитории от неприятных вопросов:
почему так бурно растут тарифы, почему
отсутствует конкуренция на рынке коммунальных
услуг, почему не создаются новые ТСЖ и т.д.
Слушая наших чиновников,
можно подумать, что правительственная реформа
ЖКХ — чуть ли не благодеяние для бедных. На самом
деле все наоборот. Ведь адресные субсидии — это
обратная сторона монеты (в буквальном смысле),
которую все, в том числе и бедные, должны будут
выложить за коммунальные услуги после
упразднения дотаций предприятиям ЖКХ (перехода к
100-процентной оплате). Именно поэтому в
постановлении правительства № 444 «О
предоставлении субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг», принятом 30 августа прошлого
года, содержится абзац, рекомендующий регионам
«осуществить до 31 декабря 2005 года переход к
полному возмещению гражданами экономически
обоснованной стоимости жилищно-коммунальных
услуг». В переводе с бюрократического — перейти
к концу года к полной (100%) оплате этих услуг
населением.
Что на самом деле выгоднее
бедным: сравнительно низкие цены услуг,
дотируемые из бюджета, или цены очень высокие, но
предполагающие весьма небольшие денежные
выплаты? В № 12 «Новой газеты» за этот год я уже
показывал, что адресные субсидии иначе как
подачками назвать нельзя. Сейчас же я хочу
подробнее остановиться на вопросе о том, какое
количество граждан будет осчастливлено этими
подачками.
Недавнее исследование
ВЦИОМ дало сенсационные результаты. Оказывается,
43% россиян тратят на оплату коммунальных услуг от
четверти до половины совокупного дохода своей
семьи, 17% расходуют от половины до трех четвертей
дохода, 4% — три четверти совокупного семейного
дохода или даже более того.
Эти цифры обнажают
главный смысл коммунальной «реформы»,
проводимой правительством: если раньше в черную
дыру под названием ЖКХ вбухивались бюджетные
средства, то теперь в нее не менее яростно
вбухиваются деньги граждан. Правительство бодро
рапортует о росте доходов населения, но забывает
при этом добавить: весь этот рост без остатка
уходит в коммунальные платежи, которые растут
намного быстрее доходов. Получается, что вся
страна работает на ЖКХ, а ВВП удваивается для
того, чтобы оно могло «сводить концы с концами».
Другой вывод, который
напрашивается из исследования ВЦИОМ, является
катастрофическим для всей идеологии адресных
субсидий. Опрос показал, что на них может
претендовать больше 60% населения! Это в среднем
по России. А в депрессивных регионах за
субсидиями могут явиться до 90% граждан. Не
окажется ли так, что расходы на работу столь
громоздкой системы будут сопоставимы с
нынешними дотациями коммунальщикам?
Не окажется по очень
простой причине: реальным правом на субсидии
воспользуется только незначительная часть
граждан. Кто-то не пробьется через частокол
бюрократических рогаток, окружающих это право,
кто-то сочтет безнадежным даже пытаться это
сделать. Кто-то посчитает унизительным
обращаться к государству за подачками, а кто-то
просто не имеет информации о своих правах.
Существует и такая
категория граждан, которые предпочитают мороке с
субсидиями просто не платить, несмотря на угрозу
быть выселенными из квартиры. Именно поэтому, по
официальным данным, правом на получение субсидий
сегодня воспользовались всего 13% граждан, то есть
от социальной помощи «отфильтрованы» 3/4 реально
нуждающихся.
Это означает, что три
четверти бедных людей в стране абсолютно
беззащитны перед безудержным ростом тарифов.
Сегодня его хоть как-то смягчают коммунальные
дотации. С окончательным переходом от дотаций к
субсидиям данный «буфер» исчезнет. Конца же
этому росту не предвидится, поскольку, увлекшись
созданием системы адресных субсидий,
правительство даже не думает приступать к
решению ключевых проблем ЖКХ: монополизма,
отсутствия коллективного домоуправления, учета
потребляемых ресурсов.
В начале марта 2005 года
партия «ЯБЛОКО» обратилась к премьер-министру
Фрадкову с письмом, в котором говорилось, что
одновременное проведение реформы льгот и
переход к 100-процентной оплате услуг ЖКХ
населением может через год привести к социальной
катастрофе. Мы потребовали отменить опасный
пункт постановления № 444, а 27 февраля в поддержку
этого требования нами был проведен митинг у
Белого дома.
На заседании
общественного совета я вновь повторил это
требование, подчеркнув, что его невыполнение
может обернуться в 2006 году не только социальным
взрывом, но и коммунальными катастрофами.
Отвечая мне, Владимир Яковлев заявил, что
соответствующий пункт постановления будет
пересмотрен. Возникает надежда, что в
правительстве еще остались вменяемые люди,
способные как минимум скорректировать безумную
реформу. Эта надежда умрет, если в ближайшее
время обещание министра не будет выполнено.
Сергей МИТРОХИН,
зампред-седателя партии «ЯБЛОКО,
специально для «Новой»
11.04.2005
|