NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЭТОТ БОССАРТ
В серии «Высокое чтиво» издательства «Время» вышла книга прозы нашего обозревателя «Скрэббл»
       
Алла Боссарт. (Фото Артема Геодакяна)       
В своей «Теории прозы» Виктор Шкловский привел пример главенства художественных законов над здравым смыслом и причинно-следственными отношениями.
       В финском эпосе «Калевала» есть такой формообразующий элемент: вторая строка строфы повторяет первую, но не буквально, а посредством синонимов. Ну что-то вроде:
       Буря мглою небо кроет,
       Боссарт гонит нам пургу...
       А у числительных, как известно, синонимов нет. Поэтому в «Калевале» совершенно закономерно (с точки зрения художественной, а не формально-логической) появилось такое двустишие:
       На шестую ночь она скончалась,
       На седьмую умерла…
       Так вот, если судить прозу Аллы Боссарт по тем художественным законам, которые она сама для себя приняла — по законам жанра «босс-арт», — приговор получится оправдательным. С поставленными — и разными в разных разделах книги («Повести Зайцева», «Новый русский бестиарий», рассказы и «Гипсовые крылья») — художественными задачами она справилась, проявив прекрасное чувство языка, наблюдательность, изобретательность и остроумие.
       Проза первых трех разделов книги Боссарт карнавальная, хотя и психологическая тоже, наверняка постмодернистская — об этом свидетельствует обилие и прозрачных, и скрытых, скорее даже композиционных, цитат. Причем читается все это легко, на одном дыхании.
       Но, пожалуй, если бы в книге были только рассказы (по самому, на мой взгляд, сильному из них «Скрэббл» она и названа), «Повести Зайцева» и «Бестиарий», она бы не поднялась выше уровня современной «продвинутой» прозы. А что про эту прозу — за редчайшими исключениями — можно сказать?..
       Много лет назад Юрий Тынянов написал, что психологическая повесть стала бульварным жанром. Боюсь, то же самое сейчас произошло и с многочисленными постмаркесовскими попытками магического реализма…
       Но, на счастье, есть в книге Боссарт документальная повесть «Гипсовые крылья». Вот она-то и поднимает «Скрэббл» над игрой в бисер. Хорошо мне знакомый человек — отец Владимир Вигилянский, ушедший в священники из журналистов, — интереснее (и зримее «прописан»), чем выдуманный — принявший духовный сан психиатр Марлен из рассказа «Город на букву М». А реальный сосед-алкоголик, сочувствующий несчастью автора, сам вызывает больше сочувствия, чем «типизированный» — повесившийся обитатель котельной и тоже, натурально, алкоголик Володя Лескин из рассказа «Скрэббл». Понятно, что задачи разные и интонация соответственно разная, и все же, все же…
       «Гипсовые крылья» несколько лет назад из номера в номер печатались в «Новой газете». Но оттого, что несколько лет прошли и теперь эта документальная повесть под книжной (и надо сказать, очень симпатичной) обложкой, она ничего не потеряла. Ни острота переживания не стала менее острой, ни испытание людей на способность к состраданию (и вообще человечность) не стало менее захватывающим.
       Может быть, сейчас время документальной прозы. Литературное освоение происходящего с нами нуждается не столько в типизации, обобщениях и необходимых для них масках, сколько в эмпатии, вчувствовании, мгновенном осознании непреображенной реальности — преображается она уже этим осознанием.
       И еще одно. Как научные открытия происходят зачастую на стыках разных наук, так художественные, возможно, — на стыках разных жанров. И вдруг окажется, что журналистика и литература вовсе не такие антагонисты? А художественные законы, которые автор признает для себя обязательными, могут включать в себя и документальную точность…
       
       P.S. На днях в «Петровиче» состоялась презентация книги Боссарт на пару с «Избранным» ее супруга поэта Игоря Иртеньева. Вел вечер остроумный Вадим Жук, сравнивший эту парочку с Гиппиус и Мережковским. Выступали Юрий Рост, Александр Кабаков, Михаил Мишин. Все дружно хвалили фразу Никиты Михалкова, поставленную на заднюю обложку «Скрэббла»: «Вечно этот Боссарт напишет какую-нибудь ерунду». А потом пели Елена Камбурова и Любовь Полищук. Все происходящее совсем не походило на скучный литературный вечер. А литература присутствовала — не только благодаря прочитанным Иртеньевым стихам, но и произнесенному Боссарт рассказу.
       
       Олег ХЛЕБНИКОВ
       
25.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 30
25 апреля 2005 г.

Отдельный разговор
Денежные потоки Академии наук не дают ФСБ покоя

Академик Кайбышев не подпускал сотрудников ФСБ к деньгам института

Оскар Кайбышев: Мне звонили и говорили «Мы вас закопаем»

Российские чекисты не успевают за глобальными тенденциями мировой науки

«Экспертизы» против ведущих ученых подписывают их коллеги-неудачники

Спецслужбам нужно оправдывать огромные расходы на свое содержание

Власть и люди
В гостях у «Сказки». Опера убойного отдела отправили в реанимацию очередную порцию людей

Председатель колхоза довел стариков до убийства коровы

Отделение связи
Как Жириновский маршалу отказал…

Армия
История гибели четырех солдат становится всё более запутанной

Прокуратура ЮВАО Москвы опубликовала список уклонистов в интернете

Министру обороны подчиняются даже цифры

Кавказский узел
Жители Ботлихского района Дагестана протестуют против размещения горно-стрелковой бригады

Расследования
Лишит ли себя Генпрокуратура иммунитета от уголовного преследования?

Поймав 15 лет назад Чикатило, прокуроры Ростовской области не могут остановиться

Вор в законе по кличке Мотыль снова за решеткой

Можно ли пришить убийство к нефтяной компании?

«Тушите свет!»
Воспаление сырьевых придатков, или «Апатит» приходит во время еды

Личное дело
Александр Городницкий: Победив внешний фашизм, мы оказались бессильны перед внутренним

Исторический факт
Со дня страшной трагедии армянского народа прошло 90 лет

Болевая точка
Кто украл «зеленую лужайку» в Чернобыле?

Приговорённые к вышке №16. Число пострадавших растет с каждым днём

План такой: «Спасайся кто может»

Власть и деньги
Владимирский централ. Отношения власти и бизнеса при Путине: либо делиться, либо на нары

Финансы
Цифровая техника. Теперь мы знаем, как делается государственная статистика

После выборов
В Костроме не смогли отказать президенту

Геополитика
Красноярский край в особо крупных размерах. Зачем губернатору Хлопонину объединяться с Эвенкией и Таймыром

Власть
Партии власти так и не разрешили нарастить крылья

Россия-2008
В 2008 году нам предложат выбирать между крылатым «медведем» и «коричневым» националистом

Точка зрения
Григорий Явлинский. «Дорожная карта» российских реформ

Плата за жульё
Срок бездействия. По нынешним законам квартиры дают только на пять лет

Тупики СНГ
Приказано уничтожить именем Республики Беларусь

Где хранит деньги «последний диктатор в Европе»?

У Америки свой счёт к Лукашенко

Краiна Мрiй
Украину пригласят вступить в НАТО. Формально

Черноморский флот поддаст Украине газу

Мир и мы
Шарон не получит дипломата в лице Владимира Путина

Первые лица
Где жил сын полицейского, ставший Бенедиктом VXI

Инострания
Почему мальтийцы сдувают пыль с каждого камушка…

Регионы
Блеск и нищета металла на пути из России в Европу

Воронеж. Людей снова загоняют в очередь

Специальный репортаж
Психологи предупреждают: многие куклы опасны для ваших детей

Спорт
«Крылья…» хотят советов

Сытые и голодные у шведского стола

Свидание
Аркадий Бабченко — инопланетянин из параллельной России

Аркадий Бабченко. «Десять серий о войне». Главы из повести

Библиотека
В издательстве «Время» вышла книга прозы нашего обозревателя Аллы Боссарт

Культурный слой
Почему идут тяжбы вокруг памятников архитектуры?

Дирижерская палочка стала эстафетной

Музыкальная жизнь
Возвращение на кухню: в России появились политические песни

Кинобудка
Мы — кавказские пленники

Покаяние за «Покаяние»

В Москве завершился Фестиваль британской анимации

Театральный бинокль
Русские мальчики играют «русских мальчиков»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100