NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДИРИЖЕРСКАЯ ПАЛОЧКА СТАЛА ЭСТАФЕТНОЙ
Споры между Российским национальным оркестром и его дирижером решаются в Сан-Франциско
       
Владимир Спиваков, дирижировавший Российским национальным оркестром. (Фото — ИТАР-ТАСС)
      
       Публикация Юрия Данилина «Оркестр под управлением» (07.04.2005) о ситуации в Российском национальном оркестре (РНО) начала дискуссию о возможных путях выхода из кризиса в одном из лучших оркестров страны.
       
       
Михаил Плетнев, Владимир Спиваков, снова Плетнев, теперь Владимир Юровский… Пятнадцать лет Российского национального оркестра (РНО) отмечены не только бесспорными музыкальными достижениями, но и постоянной ротацией главных дирижеров. Почти всегда перемены в творческом руководстве коллектива сопровождаются если не скандалами, то весьма неприятными обстоятельствами, заявлениями и т.н. проблемными публикациями в российской прессе, где в который раз рассматриваются все те же видимые несуразицы. Например, оркестр — Российский, но в то же время — частный. Национальный, а живет в основном на деньги зарубежных спонсоров. Играет хорошо, однако Министерство культуры, несмотря на просьбы владельцев РНО, отказывается помочь коллективу материально…
       История началась, можно сказать, два дирижера назад. В сентябре 2002-го Владимир Спиваков — главный дирижер и художественный руководитель РНО — ушел с этих постов задолго до окончания своего контракта с Сергеем Марковым, директором и фактическим владельцем оркестра. Среди основных причин ухода Спивакова — записи и концерты, которые директор Марков организовывал за его спиной, бесправное положение музыкантов перед администрацией оркестра. А также чрезмерно малое количество выступлений РНО в России. («Американских спонсоров не интересуют концерты в нашей стране. Оркестр потому и Российский национальный, что должен больше выступать в России», — говорил Спиваков, прощаясь с музыкантами…) В общем, Владимир Спиваков чуть ли не первым понял, что между понятием «частный» и названием «Российский национальный» угнездилось слишком много противоречий, и покинул РНО, не желая участвовать в этом предприятии.
       Причинами ухода Спивакова всерьез прониклись в Министерстве культуры. Михаил Швыдкой, в то время глава Минкультуры, утверждал в одном из интервью: «Гордое имя Российский национальный вряд ли может принадлежать частному коллективу… Учредительная форма РНО в высшей степени сложна: за ним, по сути дела, стоит американская компания, что сразу же делает очень многие вещи неуправляемыми и непрозрачными». Сергей Марков, в свою очередь, соглашался с министром, что на западные инвестиции Российскому национальному оркестру жить негоже, и просил Минкультуры войти в состав учредителей РНО и принести оркестру два миллиона бюджетных долларов.
       Швыдкой, понятно, денег не дал: американцы, непрозрачность, неуправляемость. Более того, делом о гордом имени оркестра занялись юристы Минкультуры. Занялись — и отошли в сторону. Сегодня чиновники, если напомнить им о предмете, разводят руками: «Оркестр получил государственное разрешение на использование слова «Российский» в начале 90-х, оно у них бессрочное».
       Ситуация патовая, поскольку правы все. Владимир Спиваков до сих пор считает, что РНО должен больше работать для России и в городах России: «как любой оркестр, который несет имя нашей страны и звание «национальный». Сам Спиваков, впрочем, так и поступает: его Национальный филармонический оркестр России (НФОР) только в этом сезоне играл в Ростове, Краснодаре, Челябинске, Архангельске, Североморске, Сыктывкаре, Вологде, Перми, Уфе… Сергей Марков с этим тезисом полностью согласен, но все время просит на его обеспечение денег у государства. Последний раз — совсем недавно, когда менял Плетнева на Юровского: «Государство рано или поздно осознает ценность оркестра и примет более серьезное участие в его поддержке». А у Минкультуры желание серьезно поучаствовать в непрозрачном для него предприятии так и не проявилось. И марку «Российский» изъять из частного оборота там не могут.
       Выход, похоже, один. Навскидку примерно такой: объявить перерегистрацию для «частников», пользующихся наименованием «Российский». Хотя бы в сфере культуры. И ввести в качестве нового требования жесткую — российскую же — квоту: «Будьте добры, представьте за сезон столько-то концертов в нашей стране. И, пожалуйста, не только в столицах, поскольку Россия ими не ограничивается. Иначе — какой же у вас Российский оркестр?».
       Скорее всего, Сергей Марков вновь скажет, что денег у него нет, особенно на гастроли по России, и, как обычно, попросит госпомощи, которую на такое достойное дело выделить можно. С одним условием: финансовая деятельность Благотворительного фонда РНО — учредителя оркестра — будет проверена. За последние три-пять лет, но в тотальном режиме. Государство должно знать, с кем имеет дело и куда кладет свои деньги.
       Выдержат Сергей Марков и его предприятие такую проверку — хорошо, значит, все прозрачно и управляемо. Не выдержат — денег не видать, пусть выкручивается, как хочет, но квоту заполняет. Если директор Марков выкрутится — найдет дополнительных спонсоров или направит имеющиеся деньги на расширение концертной деятельности РНО в России, — вдвойне хорошо: и слушатели не в обиде, и государству не тратиться. Не выйдет Марков из ситуации — значит, вопрос с наименованием «Российский» решен. По крайней мере на территории России РНО не будет. Будет, например, НО — до тех пор, пока государство не пожелает ввести лицензию на наименование «национальный». На схожих условиях…
       И не надо говорить, что у государства нет денег на поддержку российской деятельности РНО, если в бумагах предприятия все в порядке. Например, на централизованное воспитание державного патриотизма они есть. И на военный телеканал «Звезда» — пожалуйста. И на создание благоприятного имиджа России за границей (пару лет назад была такая затея) деньги нашлись. На все что угодно — только не на возврат марки РНО в ситуацию, равно приемлемую и для государства, и для владельцев оркестра.
       А сделать это рано или поздно придется. Хотя бы для того, чтобы имиджу России не наносился ущерб. Чтобы музыкантов оркестра не выкидывали из гостиницы раньше положенного срока (так было на испанских гастролях; дирекция объяснила это «экономией»), чтобы они не питались похлебкой от Армии спасения (так было в США). Наконец, чтобы возможные споры между дирекцией РНО — Российского, национального — и его дирижерами решались не в одном из судов Сан-Франциско, как это прописано в их контрактах, а в пределах России.
       
       Юрий ВАСИЛЬЕВ
       
25.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 30
25 апреля 2005 г.

Отдельный разговор
Денежные потоки Академии наук не дают ФСБ покоя

Академик Кайбышев не подпускал сотрудников ФСБ к деньгам института

Оскар Кайбышев: Мне звонили и говорили «Мы вас закопаем»

Российские чекисты не успевают за глобальными тенденциями мировой науки

«Экспертизы» против ведущих ученых подписывают их коллеги-неудачники

Спецслужбам нужно оправдывать огромные расходы на свое содержание

Власть и люди
В гостях у «Сказки». Опера убойного отдела отправили в реанимацию очередную порцию людей

Председатель колхоза довел стариков до убийства коровы

Отделение связи
Как Жириновский маршалу отказал…

Армия
История гибели четырех солдат становится всё более запутанной

Прокуратура ЮВАО Москвы опубликовала список уклонистов в интернете

Министру обороны подчиняются даже цифры

Кавказский узел
Жители Ботлихского района Дагестана протестуют против размещения горно-стрелковой бригады

Расследования
Лишит ли себя Генпрокуратура иммунитета от уголовного преследования?

Поймав 15 лет назад Чикатило, прокуроры Ростовской области не могут остановиться

Вор в законе по кличке Мотыль снова за решеткой

Можно ли пришить убийство к нефтяной компании?

«Тушите свет!»
Воспаление сырьевых придатков, или «Апатит» приходит во время еды

Личное дело
Александр Городницкий: Победив внешний фашизм, мы оказались бессильны перед внутренним

Исторический факт
Со дня страшной трагедии армянского народа прошло 90 лет

Болевая точка
Кто украл «зеленую лужайку» в Чернобыле?

Приговорённые к вышке №16. Число пострадавших растет с каждым днём

План такой: «Спасайся кто может»

Власть и деньги
Владимирский централ. Отношения власти и бизнеса при Путине: либо делиться, либо на нары

Финансы
Цифровая техника. Теперь мы знаем, как делается государственная статистика

После выборов
В Костроме не смогли отказать президенту

Геополитика
Красноярский край в особо крупных размерах. Зачем губернатору Хлопонину объединяться с Эвенкией и Таймыром

Власть
Партии власти так и не разрешили нарастить крылья

Россия-2008
В 2008 году нам предложат выбирать между крылатым «медведем» и «коричневым» националистом

Точка зрения
Григорий Явлинский. «Дорожная карта» российских реформ

Плата за жульё
Срок бездействия. По нынешним законам квартиры дают только на пять лет

Тупики СНГ
Приказано уничтожить именем Республики Беларусь

Где хранит деньги «последний диктатор в Европе»?

У Америки свой счёт к Лукашенко

Краiна Мрiй
Украину пригласят вступить в НАТО. Формально

Черноморский флот поддаст Украине газу

Мир и мы
Шарон не получит дипломата в лице Владимира Путина

Первые лица
Где жил сын полицейского, ставший Бенедиктом VXI

Инострания
Почему мальтийцы сдувают пыль с каждого камушка…

Регионы
Блеск и нищета металла на пути из России в Европу

Воронеж. Людей снова загоняют в очередь

Специальный репортаж
Психологи предупреждают: многие куклы опасны для ваших детей

Спорт
«Крылья…» хотят советов

Сытые и голодные у шведского стола

Свидание
Аркадий Бабченко — инопланетянин из параллельной России

Аркадий Бабченко. «Десять серий о войне». Главы из повести

Библиотека
В издательстве «Время» вышла книга прозы нашего обозревателя Аллы Боссарт

Культурный слой
Почему идут тяжбы вокруг памятников архитектуры?

Дирижерская палочка стала эстафетной

Музыкальная жизнь
Возвращение на кухню: в России появились политические песни

Кинобудка
Мы — кавказские пленники

Покаяние за «Покаяние»

В Москве завершился Фестиваль британской анимации

Театральный бинокль
Русские мальчики играют «русских мальчиков»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100