NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«Кино, которое мы потеряли»
МЫ — КАВКАЗСКИЕ ПЛЕННИКИ
Фильм Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» вышел на экраны в 1996 году — с тех пор пронеслась целая эпоха. Эпоха двух войн
       
(Фото — bodrov-films.by.ru)
      
       
Пересматривая «Кавказского пленника» сегодня, испытываешь натиск смешанных чувств. Что-то ушло, что-то уже кажется наивным, лезут в глаза какие-то просчеты (немножко туристической экзотики, немного драматургической рыхлости во второй половине истории). Но довлеет щемящая ностальгия. Удивление от горьких предчувствий и точных предвестий близкого будущего.
       В самом деле: «Замысел «Кавказского пленника», — рассказывал постановщик, — родился, когда войны в Чечне еще не было.
       Он не знал, на каком пороге
       Он стоит и какой дороги
       Перед ним откроется вид,
       — перенеся к нему строки Анны Ахматовой».
       И мы с вами тоже не знали.
       Не знали, что за первой чеченской войной грядет вторая, что спланированный полководцем Грачевым блиц-криг обернется нескончаемостью, что «мочить» боевиков вообще не так-то просто и не повсюду, а «замочить» очередного главаря в тайном логове удастся за миллион долларов наводчику.
       Не знали позора поражений. Не знали гнетущих цифр убитых, раненых, безнадежно травмированных (да и по сей день не знаем). Не знали про Буденновск, «Норд-Ост», Беслан.
       Не знали и мы, и он, отец, Бодров-старший, не знаем и сегодня, когда прошли надежды раскрыть зловещую тайну гибельного ущелья, почему в своей сатанинской злобе ледник избрал жертвой и поглотил самого юного и обаятельного из всех кавказских пленников? Младшего Бодрова, идеального юношу.
       Фильм предвестий. Но, однако, к началу съемок «Кавказского пленника» уже распался «союз нерушимый республик свободных». Уже бурлила Абхазия, напоминая, что кавказский взрывной котел укрощать была способна лишь советская тоталитарная мощь оружия, надзора и подкупа. Картина опережала реальные события и еще не работавшие в самой жизни ситуации захвата пленных, рабства, выкупов, шантажей, издевательств, жестокости.
       Забегая вперед? Но разве у России не было векового опыта? Разве Кавказ и пленение не сопряжены в русской литературной традиции?
       Счастливое обращение сценаристов к классическому названию, предложенному еще Пушкиным в романтической поэме 1821 года и Л.Н. Толстым в одноименном рассказе, — сюжет-архетип восстанавливал связь эпох. И герои кинобестселлера Сергея Бодрова, наши современники и общие знакомцы призывник Ваня Жилин и доброволец Саша, невольно встраивались в череду тех, кого издавна ссылали в кавказские горы на верную гибель, кто добровольно отправлялся туда сражаться и умирать, кто бежал из «страны рабов, страны господ» в поисках свободы. Вслед за поручиком Лермонтовым, который сначала потерял под бедной солдатской палаткой лучшего друга Александра Одоевского, а потом сам погиб от пули у кавказской горы Машук. Вслед за Бестужевым-Марлинским, рядовым, убитым в бою с горцами на мысе Адлер, вслед за воевавшим в Чечне и Дагестане Александром Полежаевым «в черной бурке на коне» (А. Галич) бредут милые тени, дорогие образы и за ними наши сегодняшние киногерои.
       Фильм «Кавказский пленник» — по мотивам Льва Толстого, но именно и только «по мотивам». Двое пленных и попытка побега с помощью девочки-татарки — взят лишь каркас рассказа.
       Действие, разумеется, перенесено в современность: призывной пункт, где в бешеном темпе («годен!», «годен!») отправляют на войну; засада на опасной кавказской дороге; аул, для которого захват подбитых русских и обращение их в рабство стали доходным бизнесом. Узкие улочки, где вечерами под заунывную песню гонят на водопой мохнатых баранов и прочую живность, где в саклях идет скрытая и загадочная для чужих своя жизнь.
       Великий оператор Павел Лебешев снял натуру вдохновенно. Изрезанные синими ущельями каменные громады, «престолы природы», фантастический ландшафт. За мощными воротами-стражами — прифронтовой мусульманский город-форпост, он же гигантский рынок с ночной криминальной торговлей оружием и наркотиками — коварный, хитрый Восток.
       Пленники, скованные цепью, брошены в яму. Это еще вполне «уютная» яма, не в такой, а в глубокой грязной щели окажутся в «Войне» Балабанова спустя шесть лет полубезумная англичанка Маргарет и — волей судеб — в исполнении того же Сережи Бодрова тяжело раненный пленный капитан Медведев. Здесь же, в «Кавказском пленнике», не контраст трусости одного и храбрости другого, что волновало Л. Толстого, а взаимоотношения двух людей, разных по возрасту, характеру, судьбе, их трудное сближение, человечность в античеловеческих условиях, любовь и ненависть — вот что читается в новой версии темы-фетиша. Два потрясающих портрета, вписанных в чужой мир, мир войны, по-своему самодостаточный.
       О Сергее Бодрове слишком больно говорить. Его лучезарная улыбка теперь навеки освещает российский экран, став трагической точкой ушедшего десятилетия.
       К своему кавказскому пленнику (у Толстого — Костылину) Меньшиков уже заслужил славу одного из первых актеров нового времени, объемно, исчерпывающе, за душу хватая противоречивыми чувствами в «Утомленных солнцем».
       Здесь же при немногословии текста узнавалась и судьба потрепанного жизнью детдомовского сироты. В матерщиннике и вруне проступала иная сущность — некоего романтического героя, добровольного изгнанника, бежавшего на Кавказ от самого себя, духовного брата кавказских пленников ХIХ века, а не скучного толстовского «старшего». Таков необычайной насыщенности подтекст роли у Меньшикова. И погибшего задарма Сашу нестерпимо жаль.
       Вокруг двоих — другие знаменательные фигуры. В Абдуле, владельце пленных, узнаем тех самых аксакалов в высоких каракулевых шапках, кого мы хотели «мочить». Страшновато смотрится его безжалостный горец-абрек и господин. Но ведь его сына, нашего пленного, мы убили — здесь неукоснительная объективность. Поистине открытием правды видится появление на Кавказе русской матери, еще молодой, но усталой, боевой, отчаянной, готовой вытащить — и ведь вытащила! — от басурман своего Ваню. Актриса Валентина Федотова дает абрис нового женского типа, к несчастью, распространенного в новой России, — не вдовы, нет, солдатской матери, преимущественно матери-одиночки, которая одна в жестокой борьбе с жизнью взлелеяла и потеряла свет и смысл существования на пороге прощания с молодостью.
       В фильме еще немало лирического, чувствительного, больше, чем в суховатом толстовском рассказе-оригинале, но в согласии с романтическим настроем поэзии ХIХ века. Подобно коньяку — кавказскому напитку — с годами фильм приобрел крепость настоя, приблизив, по-новому, трагично осветив казавшиеся хрестоматийными строки:
       Как сладкую песню
       отчизны моей
       Люблю я Кавказ…
       
Лермонтов
       
       Нея ЗОРКАЯ
       
25.04.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 30
25 апреля 2005 г.

Отдельный разговор
Денежные потоки Академии наук не дают ФСБ покоя

Академик Кайбышев не подпускал сотрудников ФСБ к деньгам института

Оскар Кайбышев: Мне звонили и говорили «Мы вас закопаем»

Российские чекисты не успевают за глобальными тенденциями мировой науки

«Экспертизы» против ведущих ученых подписывают их коллеги-неудачники

Спецслужбам нужно оправдывать огромные расходы на свое содержание

Власть и люди
В гостях у «Сказки». Опера убойного отдела отправили в реанимацию очередную порцию людей

Председатель колхоза довел стариков до убийства коровы

Отделение связи
Как Жириновский маршалу отказал…

Армия
История гибели четырех солдат становится всё более запутанной

Прокуратура ЮВАО Москвы опубликовала список уклонистов в интернете

Министру обороны подчиняются даже цифры

Кавказский узел
Жители Ботлихского района Дагестана протестуют против размещения горно-стрелковой бригады

Расследования
Лишит ли себя Генпрокуратура иммунитета от уголовного преследования?

Поймав 15 лет назад Чикатило, прокуроры Ростовской области не могут остановиться

Вор в законе по кличке Мотыль снова за решеткой

Можно ли пришить убийство к нефтяной компании?

«Тушите свет!»
Воспаление сырьевых придатков, или «Апатит» приходит во время еды

Личное дело
Александр Городницкий: Победив внешний фашизм, мы оказались бессильны перед внутренним

Исторический факт
Со дня страшной трагедии армянского народа прошло 90 лет

Болевая точка
Кто украл «зеленую лужайку» в Чернобыле?

Приговорённые к вышке №16. Число пострадавших растет с каждым днём

План такой: «Спасайся кто может»

Власть и деньги
Владимирский централ. Отношения власти и бизнеса при Путине: либо делиться, либо на нары

Финансы
Цифровая техника. Теперь мы знаем, как делается государственная статистика

После выборов
В Костроме не смогли отказать президенту

Геополитика
Красноярский край в особо крупных размерах. Зачем губернатору Хлопонину объединяться с Эвенкией и Таймыром

Власть
Партии власти так и не разрешили нарастить крылья

Россия-2008
В 2008 году нам предложат выбирать между крылатым «медведем» и «коричневым» националистом

Точка зрения
Григорий Явлинский. «Дорожная карта» российских реформ

Плата за жульё
Срок бездействия. По нынешним законам квартиры дают только на пять лет

Тупики СНГ
Приказано уничтожить именем Республики Беларусь

Где хранит деньги «последний диктатор в Европе»?

У Америки свой счёт к Лукашенко

Краiна Мрiй
Украину пригласят вступить в НАТО. Формально

Черноморский флот поддаст Украине газу

Мир и мы
Шарон не получит дипломата в лице Владимира Путина

Первые лица
Где жил сын полицейского, ставший Бенедиктом VXI

Инострания
Почему мальтийцы сдувают пыль с каждого камушка…

Регионы
Блеск и нищета металла на пути из России в Европу

Воронеж. Людей снова загоняют в очередь

Специальный репортаж
Психологи предупреждают: многие куклы опасны для ваших детей

Спорт
«Крылья…» хотят советов

Сытые и голодные у шведского стола

Свидание
Аркадий Бабченко — инопланетянин из параллельной России

Аркадий Бабченко. «Десять серий о войне». Главы из повести

Библиотека
В издательстве «Время» вышла книга прозы нашего обозревателя Аллы Боссарт

Культурный слой
Почему идут тяжбы вокруг памятников архитектуры?

Дирижерская палочка стала эстафетной

Музыкальная жизнь
Возвращение на кухню: в России появились политические песни

Кинобудка
Мы — кавказские пленники

Покаяние за «Покаяние»

В Москве завершился Фестиваль британской анимации

Театральный бинокль
Русские мальчики играют «русских мальчиков»

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100