NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВИДА: ДЕПУТАТ ДЕКОРАТИВНЫЙ
С введением нового закона о выборах Дума превратится в Верховный Совет
       
(Рисунок С. Аруханова)
       
       
В 2002 году, после принятия нового Федерального закона об основных гарантиях, председатель ЦИК А.А. Вешняков пообещал, что это было «последнее серьезное изменение» избирательного законодательства. Прошло, однако, совсем немного времени, и мы имеем возможность наблюдать не просто внесение изменений в законодательство о выборах, а коренную, самую серьезную с 1993 года реформу российской избирательной системы. На минувшей неделе Совет Федерации одобрил новый закон о выборах депутатов Госдумы, ранее ею принятый. Осталось получить подпись президента, который этот закон сам и предложил.
       
       
Действующее до настоящего времени избирательное законодательство, хотя и обладало известными недостатками, в целом соответствовало международным избирательным стандартам, что неоднократно подчеркивал председатель ЦИК. Превращение в последние несколько лет российских выборов в демократическую декорацию осуществлялось в первую очередь циничным нарушением закона со стороны власти и отсутствием реальной защиты со стороны управляемых этой же властью правоохранительных органов и суда.
       Избирательное законодательство мешало постоянному надругательству над конституционным принципом о том, что выборы и референдум являются «высшим непосредственным выражением власти народа». Избранный в 2003 году состав Государственной Думы позволил начать решительное наступление на этот принцип, постепенно дезавуируя его не только de facto, но и de jure.
       Нынешний законодатель, следуя в фарватере президентской политики, в лучшем случае исходящей из ложного тезиса, что гражданское общество и партийную систему можно построить директивными методами, реформирует избирательное законодательство в интересах бюрократической системы. В 2004 году в рекордно короткие сроки были приняты законы, значительно урезавшие избирательные права граждан: «О референдуме РФ», сделавший практически невозможным инициирование референдума «снизу», и закон № 159-ФЗ, лишивший граждан права избирать руководителей субъектов Федерации.
       В самом конце 2004 года в Думу поступил разработанный ЦИК президентский проект нового закона о выборах депутатов Госдумы. В результате «доработки» в Думе этот законопроект приобрел еще более антидемократический характер. Депутаты умудрились, невзирая на противоречия с Конституцией и другими федеральными законами и не считаясь с позицией председателя ЦИК, внести в закон поправки, направленные на еще большее отстранение граждан от выборов и упрощение для собственной партии процедуры доступа к госдумовской кормушке.
       Депутатов не смутило, что новый закон о выборах депутатов Госдумы во многом противоречит еще действующему Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав…», который имеет приоритет в случае наличия противоречий. Однако долго ждать не пришлось: сразу после утверждения закона о выборах депутатов в Госдуму поступил законопроект, изменяющий 13 законов, в том числе и закон о гарантиях, подстраивающий их под новый (более частный) закон о выборах депутатов. Нет сомнений, что депутаты не только примут предложенные изменения, но и «поправят» там, где надо, «слишком либерального» Вешнякова.
       В чем же суть предпринятой реформы избирательного законодательства? Какие изменения позволяют нам говорить о том, что мы действительно имеем дело с контрреформой, серьезным отступлением от достигнутого в 90-е годы и от международных избирательных стандартов?
       
       Новации избирательного закона
       Самым глубоким сдвигом является переход от смешанной системы, при которой половина депутатов избирались в округах непосредственно населением, к полностью пропорциональной системе выборов в ГД. Это изменение идет вразрез с предпочтением, которое большинство избирателей отдают выборам конкретных лиц в округах.
       Впрочем, переход к полностью пропорциональной системе представляет собой опасность не сам по себе, а в совокупности с теми условиями, при которых он происходит. Неразвитая партийная система и слишком жесткий закон о партиях, отсутствие равноправия партий — участников избирательного процесса ведет к уничтожению политической конкуренции. Более того, введение пропорциональной системы усугубляется фактическим введением так называемого императивного мандата — возможности лишать депутатского мандата кандидата, не подчиняющегося предписаниям партийного руководства.
       При таких условиях Государственная Дума законодательно лишается своего главного качества — народного представительства — и возвращается к состоянию декоративных представительных органов (похожих на Верховный Совет СССР и некоторые средневековые сословные парламенты в их худшем варианте), выражающих интересы лишь одной политической корпорации. Это тем более скверно, поскольку верхняя, менее политизированная палата Федерального собрания не избирается, а фактически назначается той же политической корпорацией. С политологической точки зрения предлагаемые изменения — шаг к тоталитарному обществу при так называемой полуторапартийной системе, гарантирующей неуязвимость правительственной партии и «замораживание» развития гражданского общества.
       Стоит заметить, что лишение граждан права на самовыдвижение (пока что только на выборах в Госдуму) противоречит Федеральному закону о гарантиях избирательных прав, где это право прописано в явном виде. ЦИК пришлось выкручиваться из этой ситуации с помощью сомнительных юридических конструкций. Сначала была предусмотрена возможность соперничества отдельных кандидатов с партиями (представляете себе ситуацию, когда, например, гражданин Некто соревнуется с партией «Единая Россия»?). А затем ЦИК вносит в законопроект экзотическую норму о том, что любой гражданин может осуществить самовыдвижение путем обращения в любую партию. Только его там и ждали!
       Запрет избирательных блоков (не только на выборах в Думу, но и на всех выборах) направлен на устранение партий, представляющих интересы значительного числа граждан. Как известно, на выборах 2003 года в Думу прошли партии и блоки, представлявшие 70,7% избирателей. В выборах имели право участвовать 44 партии, 21 из них выступала на выборах в качестве избирательного объединения, 12 — в составе избирательных блоков. В Думу были избраны представители трех партий и одного блока. Блок «Родина» набрал 9% голосов избирателей, и неочевидно, что какая-либо из входящих в него партий (Партия российских регионов, Партия национального возрождения «Народная воля» и Социалистическая единая партия России «Духовное наследие») смогла бы по отдельности набрать более 5% голосов. За вычетом указанных 9% «представительность» Думы составляет 61,7%. Следовательно, если бы выборы 2003 года проводились без участия избирательных блоков, нынешний состав Думы, скорее всего, представлял бы лишь около 62% избирателей.
       С другой стороны, если грубо оценить результат избирательного блока как сумму полученных им голосов, то теоретически возможные блоки «ЯБЛОКО» — СПС, «ЯБЛОКО» — Партия пенсионеров и Партия социальной справедливости даже при том числе сторонников, которые поддержали их на выборах 2003 г., преодолели бы и семипроцентный барьер. Новый закон такую возможность исключает.
       Согласно законопроекту партиям, которые допущены к распределению мандатов, достаточно набрать в совокупности 60% голосов избирателей (похоже, это число установлено на основе опыта предыдущих выборов), то есть от представительства в Думе на законном основании могут быть отстранены до 40% активных избирателей. Чтобы парламент обладал необходимой представительностью, следовало бы установить, что в нем обязательно должны быть представлены партии, собравшие в общей сложности как минимум не 60, а 75% голосов избирателей.
       Требование о наличии не менее 100 региональных групп в федеральном списке трудно удовлетворить партиям, не имеющим отделений во всех регионах. И, напротив, оно легко может быть удовлетворено партиями, которые построены на основе административных или специальных (например, ФСБ или прокурорских) общероссийских структур. Возможность снять уже зарегистрированную партию с выборов, если количество региональных групп станет меньше чем 100, стимулирует технологии подкупа кандидатов. Совсем недавно на выборах в Думу Магаданской области уже была применена аналогичная технология, и нет сомнения, что она получит дальнейшее распространение.
       Заметим, что первоначально ЦИК предлагала установить нижний предел количества региональных групп равным 71 (и так уже повысив этот предел в 10 раз по сравнению с предыдущим законом), против чего активно выступили независимые депутаты. Однако единороссы, почувствовав в этой новации большой административный потенциал, не только отклонили поправку, но и увеличили предел до сотни, поставив все партии, кроме своей и, возможно, коммунистической, в очень сложное положение.
       Семипроцентный «заградительный барьер» (который впервые будет применен на следующих парламентских выборах) — излишне жесткое ограничение, существенно снижающее представительность Думы. Если исходить из показателя явки избирателей на думских выборах, это означает, что барьер не смогут преодолеть партии, получившие поддержку порядка
       4 млн избирателей.
       
       
Продолжение — в следующем номере
       
       Андрей БУЗИН, Виктор ШЕЙНИС
       
16.05.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 34
16 мая 2005 г.

Суд да дело
Марина Филипповна Ходорковская. Мама в ожидании приговора сыну

Художник Павел Шевелев: Я вгонял прокурора в краски

Отделение связи
Почему Вы молчите, Борис Николаевич?

Обстоятельства
Конституционные судьи сделали своих коллег ещё более бесправными

Подробности
Прокуроры нашли жену Аяцкова в Москве

Провокация с доставкой на дом

Минус один народ

Мир и мы
Европа и Россия пока не дожили до медового месяца

Американские инвесторы свернули бизнес в России

Судьба российской дипломатии: делать заявления, от которых всё равно придется отказываться

Нам не нужна независимость от Грузии

Кавказский узел
Дзасохов и Зязиков запрещают оппозиционные митинги

Милосердие
Сереже Святкину нужны доноры!

Медицина
В России катастрофически не хватает препаратов от отравлений

Расследования
Удар по ядрам. Прокуратура США исполнила долг Генпрокуратуры России

Специальный репортаж
Летучие фракции. Когда дело не касается нефти, башкирские оппозиционеры куда-то испаряются

Навстречу выборам
Совет Федерации немножко поиграл в независимость

С введением нового закона о выборах Дума превратится в Верховный Совет

Борис Вишневский: Выбирайтесь к чёртовой матери

В преемники президента толкают нового питерца — Валерия Назарова

Власть
Чтобы окончательно закрепить депутата за партией, Путин предложил «императивный мандат»

Первые лица
21 мая — день рождения Андрея Дмитриевчиа Сахарова. Интервью с ним времен Съезда народных депутатов комментирует Михаил Сергеевич Горбачёв

Плата за жульё
Возвращаясь к напечатанному…

Московский наблюдатель
Столичный Комитет по туризму превращает бюджетные деньги в пыль и пускает её в глаза

Краiна Мрiй
Оранжевая пасха. На майские праздники киевляне святили пасхальные апельсины

Регионы
В Воронеже опять поймали организаторов взрывов

Чем закончилась осада мемориала в Калининграде

Технологии
Первый легальный миллионер Артём Тарасов: Я знаю, сколько могут зарабатывать российские ученые

Наши даты
Академик Никольский отметил вековой юбилей

Песни Башлачёва сейчас звучат как сверхновый завет

Библиотека
Владимир Авдевичев. «Майор Темляков». Рассказ

Вышла книжка Бориса Бронштейна

Вышла книга Николая Мамулашвили

Страна-пленница Александра Ревича

Отдельный разговор
Музей кино — живой. Поэтому и хотят отделить его душу от его тела?

Виктор Матизен: Страна, которая претендует на звание культурной, не может позволить себе такого

Александр Митта: Меня изумляло отсутствие коллег

Карен Шахназаров: СК должен отстаивать культуру, а не коммерцию

В архивах Музея кино теперь есть и переписка Михалкова

Киноманов сменят дроздофилы?

«Друзья Музея кино» ищут единомышленников

Кинобудка
Канны. Пир до последней звезды

Культурный слой
Восстановлены ценности Третьего рейха

Сектор глаза
Есть выставки, которые следует повторять

Музыкальная жизнь
Победа против террора

Спорт
Владимир Юрзинов — о музыкальных аспектах хоккея и о многом другом

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100