NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВОССТАНОВЛЕНЫ ЦЕННОСТИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Гитлер приказал взорвать античные шедевры. Наши реставраторы восстановили их из черепков
       
       
Гитлер взорвал их в подземном бункере Берлина, Сталин засекретил их обгоревшие останки на шесть десятилетий, Ельцин открыл их миру в 1992 году. А нынешней весной без вести пропавшие шедевры античного мира очутились в центре Москвы: в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Археология войны».
       О том, как величайшие творения человеческого духа шли к людям, рассказывает ведущий научный сотрудник отдела искусств и археологии древнего мира ГМИИ, доктор искусствоведения Людмила АКИМОВА.
       
       
– В 1939 году, готовясь к войне, Гитлер приказал укрыть в недоступных местах ценности немецких музеев. Сначала это были сейфы банков, потом подземные бункеры в берлинском районе Тиргартен. Когда шесть лет спустя части Красной армии приблизились к Берлину, эсэсовцы взорвали сокровища. Наши солдаты сложили обгоревшие осколки древних ваз и статуй в обычные мешки и привезли в Москву. Они поступили к нам в музей, покрытые сплошной копотью, гарью, полностью обезображенные.
       Среди этих сокровищ есть замечательные находки из раскопок Олимпии, знаменитого древнегреческого святилища. В 1875–1883 годах немецкие антиковеды вели исследовательские работы в Греции. В то время уже существовал запрет на вывоз из страны античных ценностей, поэтому немцы вывезли свои находки под видом копий. Именно так они и значились в музеях Германии. Однако наши специалисты установили: это подлинники треногих котлов из святилища Зевса.
       — Неужели древнегреческие казаны представляют собой особую культурную ценность?
       — Несомненно, если знать их историю. Треногий котел — главная ритуальная вещь древнегреческого святилища. В нем варился огромный бык, символ Зевса. Каждый член общины, съедая кусок, приобщался к бессмертию олимпийских небожителей. До нашего времени не дошло ни одного целого котла. Части обнаружились лишь во взорванной коллекции, вывезенной из Берлина в 1945-м.
       — Как спустя тысячелетия «из пыли веков» заново собрать, например, глиняную амфору — даже вообразить трудно.
       — Ваза VI века до нашей эры была собрана из обгоревших, обугленных кусочков в Реставрационном центре имени Грабаря. Юлия Николаевна Устинова сначала выстраивала глиняный макет тулова вазы, затем подгоняла к нему оставшиеся куски. Утраты были очень велики — фрагменты не сходились друг с другом. Когда после долгих мучений тулово сосуда все же было собрано, оказалось, что горло вазы на него не садится! Юлия Николаевна догадалась: это типичный пример музейной реконструкции. Горло и правая ручка амфоры были воссозданы в XIX веке, их попросту прикрепили к древнегреческим осколкам! Некоторые специалисты предлагали собрать вазу в первоначальном виде, но после долгих споров решили оставить немецкий вариант. К тулову прикрепили горло и правую ручку XIX века. Казалось бы, самое трудное позади. Но нет — после приема вазы в музей неожиданно обнаружился ее недостающий осколок с изображением Селена. Устинова приняла решение снова расклеить вазу и собрать ее заново, включив найденный фрагмент, хотя до этого филигранно восстанавливала амфору полтора года.
       — Эта уникальная операция имеет аналоги в истории музейного дела?
       — Похожая история произошла в Археологическом музее Флоренции с древнегреческой вазой Франсуа из этрусского некрополя. В 1900 году служитель музея, недовольный низкой зарплатой, в пылу гнева разбил уникальное сокровище! Она рассыпалась на 600 кусков, многие из которых унесли с собой экскурсанты. Власти Флоренции через газеты попросили возвратить кусочки шедевра для последующего восстановления. И многие фрагменты были возвращены. После двух лет кропотливой работы древнегреческая амфора вновь появилась в экспозиции. Но тут произошло неожиданное — обнаружился еще один фрагмент! Сегодня он экспонируется отдельно. Просто повторить уникальную работу дважды во Флоренции не решились.
       — В музей имени Пушкина поступило несколько мешков с битой, обгоревшей керамикой, которой десятки тысяч лет от роду. Как вам удалось разглядеть в этом «хламе» утраченные реликвии?
       — Это профессиональный подвиг сотрудников музея — искусствоведов и реставраторов. Восстанавливали по старым немецким каталогам, по работам искусствоведов прошлого. Расскажу про танагрские фигурки. Их находили в погребениях городка Танагра, к югу от Афин. Это понятие стало символом изысканного стиля поздней классической древнегреческой скульптуры. Хрупкие девушки с веерами, зонтиками, венками в руках — печальные, нежные, красиво одетые, ярко раскрашенные. Голубые, розовые, золотые тона. Глиняные статуэтки были исполнены очень тонко и тщательно. Отдельно на каждую головку изготавливались глиняные прически. Надевались, потом раскрашивались.
       Филигранные статуэтки привезли к нам в безобразных наростах, без красок и форм. Очищать глиняные шедевры было даже сложнее, чем склеивать древние вазы! Пинцетиком, ваткой, специальным раствором Вадим Левко, наш специалист, возрождал миллиметр за миллиметром. Каждая крохотная фигурка — это больше полугода работы!
       — Какой шедевр пострадал сильнее других?
       — Лекифы — погребальные вазы 430–400 года до нашей эры. Эти сосуды считались двойником покойника и проходили через тот же погребальный обряд. Если покойного сжигали, то вместе с ним сгорал и сосуд. Поэтому попавшие к нам осколки были покрыты не только гарью гитлеровского бункера, но и копотью античного погребального костра. Очистить их от этой гари было очень сложно.
       — Во взорванной немецкой коллекции были только античные шедевры из глины?
       — В основном — да, но еще и замечательные работы из бронзы. Интересный экспонат — гермафродит, сын Гермеса и Афродиты. Древние греки времен Александра Македонского поклонялись этому божеству, считая его первочеловеком. Разделение на мужской и женский пол, согласно древним представлениям, произошло позднее. Бронзовая фигурка дошла до нас развинченной, обожженной. Но, как ни странно, именно огонь спас статуэтку от порчи. Попади гермафродит во влажную среду, образовалась бы корка, съедающая бронзу. Окалина, появившаяся после взрыва, оказалась меньшим из зол. Нашему реставратору Михаилу Тулубенскому пришлось много потрудиться, чтобы очистить статуэтку и заново собрать хрупкую конструкцию.
       — Мешки с осколками уникальной античной коллекции Берлинских музеев попали в Россию после 1945 года. Чего мы ждали целых 60 лет? Почему только сегодня наши специалисты приступили к реставрации этих сокровищ?
       — По приказу Сталина в 1948 году все вывезенные из Германии художественные ценности поступили в специальные хранилища и были строго засекречены. Я работаю в Пушкинском музее 26 лет, но никогда не подозревала о том, что наши фонды хранят эти сокровища. В мировых каталогах они числились как навсегда утраченные в результате Второй мировой войны. После 1992 года по распоряжению министра культуры Евгения Сидорова особые фонды российских музеев были открыты. Реставраторы и искусствоведы начали уникальную работу. Сегодня мы можем любоваться вновь обретенными античными шедеврами.
       — Потребует ли Германия возвращения сокровищ?
       — Это дело политиков. Ученые всего мира уже давно объединились для сохранения и изучения шедевров прошлого. Сокровища античного мира принадлежат истории человечества, в каком бы музее они ни хранились. Но по закону о перемещенных ценностях в качестве компенсаторной реституции спасенные нами сокровища должны остаться в России.
       
       Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА
       
16.05.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 34
16 мая 2005 г.

Суд да дело
Марина Филипповна Ходорковская. Мама в ожидании приговора сыну

Художник Павел Шевелев: Я вгонял прокурора в краски

Отделение связи
Почему Вы молчите, Борис Николаевич?

Обстоятельства
Конституционные судьи сделали своих коллег ещё более бесправными

Подробности
Прокуроры нашли жену Аяцкова в Москве

Провокация с доставкой на дом

Минус один народ

Мир и мы
Европа и Россия пока не дожили до медового месяца

Американские инвесторы свернули бизнес в России

Судьба российской дипломатии: делать заявления, от которых всё равно придется отказываться

Нам не нужна независимость от Грузии

Кавказский узел
Дзасохов и Зязиков запрещают оппозиционные митинги

Милосердие
Сереже Святкину нужны доноры!

Медицина
В России катастрофически не хватает препаратов от отравлений

Расследования
Удар по ядрам. Прокуратура США исполнила долг Генпрокуратуры России

Специальный репортаж
Летучие фракции. Когда дело не касается нефти, башкирские оппозиционеры куда-то испаряются

Навстречу выборам
Совет Федерации немножко поиграл в независимость

С введением нового закона о выборах Дума превратится в Верховный Совет

Борис Вишневский: Выбирайтесь к чёртовой матери

В преемники президента толкают нового питерца — Валерия Назарова

Власть
Чтобы окончательно закрепить депутата за партией, Путин предложил «императивный мандат»

Первые лица
21 мая — день рождения Андрея Дмитриевчиа Сахарова. Интервью с ним времен Съезда народных депутатов комментирует Михаил Сергеевич Горбачёв

Плата за жульё
Возвращаясь к напечатанному…

Московский наблюдатель
Столичный Комитет по туризму превращает бюджетные деньги в пыль и пускает её в глаза

Краiна Мрiй
Оранжевая пасха. На майские праздники киевляне святили пасхальные апельсины

Регионы
В Воронеже опять поймали организаторов взрывов

Чем закончилась осада мемориала в Калининграде

Технологии
Первый легальный миллионер Артём Тарасов: Я знаю, сколько могут зарабатывать российские ученые

Наши даты
Академик Никольский отметил вековой юбилей

Песни Башлачёва сейчас звучат как сверхновый завет

Библиотека
Владимир Авдевичев. «Майор Темляков». Рассказ

Вышла книжка Бориса Бронштейна

Вышла книга Николая Мамулашвили

Страна-пленница Александра Ревича

Отдельный разговор
Музей кино — живой. Поэтому и хотят отделить его душу от его тела?

Виктор Матизен: Страна, которая претендует на звание культурной, не может позволить себе такого

Александр Митта: Меня изумляло отсутствие коллег

Карен Шахназаров: СК должен отстаивать культуру, а не коммерцию

В архивах Музея кино теперь есть и переписка Михалкова

Киноманов сменят дроздофилы?

«Друзья Музея кино» ищут единомышленников

Кинобудка
Канны. Пир до последней звезды

Культурный слой
Восстановлены ценности Третьего рейха

Сектор глаза
Есть выставки, которые следует повторять

Музыкальная жизнь
Победа против террора

Спорт
Владимир Юрзинов — о музыкальных аспектах хоккея и о многом другом

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100