NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПИР ДО ПОСЛЕДНЕЙ ЗВЕЗДЫ
Нынешние Канны вместо прошлогодних протестных криков сотрясает привычный вой фанатов
       
Азия Ардженто, Ким Гордон, Майкл Питт и режиссер Гас Ван Сент рассказали о последних лнях "Нирваны". (Фото — EPA)
       
       
В Каннах одеться по погоде решительно невозможно. Коварное солнце, навязав сарафаны и шорты, предательски сбегает за занавес из туч. Предусмотрительная Катрин Денев к открытому лиловому наряду подобрала пестрый меховой шарф. Публика, днюющая и ночующая на Круазетт, готова к длительной осаде звезд. Здесь, как в Греции, «все есть»: от удобных стремянок и биноклей (чтобы лучше видеть) до термосов, теплой одежды, зонтов и мини-шезлонгов. Надо беречь силы. Стоять под пальмами будут до «последней звезды».
       Любопытно, что понятия «переменчивый климат» и «облачно» точно характеризуют нынешний Каннский фестиваль. Впечатление, что устроители форума не совсем определились, в какую именно сторону плывет «лайнер»: в теплые края «чистого искусства» или во льды остросоциального кино.
       
       
Президент Жиль Жакоб пообещал, что награждать будут не за политическую актуальность, а за достижения в области кинематографа, тем самым будто извиняясь за прошлогодний вердикт, выдвинувший документальную сатиру «Фаренгейт 9.11» Мура в фавориты.
       По сравнению с прошлым годом нынешний фестивальный декор вовсе не располагает к социальному переустройству: «Прежде думать о родине, а потом — о кино». Канны не трясет от демонстраций, нет политзаявлений от мэтров (в прошлом году выступали и Мур, и Годар). Вместо протестных криков набережную сотрясает привычный вой фанатов. По децибелам можно с математической точностью определить, кто популярнее: Сальма Хайек или Скарлетт Йохансон. Однако председатель жюри непредсказуемый Эмир Кустурица, словно полемизируя с Жакобом, не только выступил в защиту фильма Мура, но и заявил, что понятие «эстетические достоинства» подразумевает и моральную оценку, и гуманитарные идеи.
       Эту внутреннюю полемику поддержала конкурсная программа первых дней. Отборщики клятвенно заявляли, что отдавали предпочтение высокохудожественным творениям вне политической ангажированности.
       Сомневаться в этом утверждении заставил «Нулевой километр» Хинера Салима, показанный одним из первых. История курда, которого вынуждают сражаться с иранцами, дабы избежать гибели от «своих» иракских вояк. Картина не лишена обаяния, в ней — запах диктатуры, ощущение уходящей из-под ног земли, выжженной радиоактивным солнцем войны. Однако местами фильм наивен и беспомощен. В «хеппи-энде» герои замирают от счастья — американцы начали вторжение в Ирак, стремясь уничтожить фашиствующего Хусейна… Как будто война может вылечить от войны.
       Но главным плацдармом режиссерских «экспедиций» стали темные закоулки внутреннего мира внешне благополучных современников. Девушка-подросток из минималистской японской картины Масахиро Кобаяши «Порка» (или «Черный день») — изгой в провинциальном городке. В ее бесстрастном лице прячется не только страх, но и смертельная опасность для близких людей. Или герои фильма-открытия «Лемминг», психологической шарады от Доминика Молля. Здесь все заворачивается с банального засора в кухонном стоке. Может ли такой пустяк испортить настроение молодой счастливой пары, ожидающей в гости шефа с супругой? Выясняется: в трубе непостижимым образом очутился лемминг — маленький хорек, обитающий в Норвегии. Известно, что в какой-то момент целые тучи леммингов начинают мигрировать, пересекают тундру и, достигнув реки или моря, бросаются плыть, пока, обессилев, не тонут. Подобный массовый синдром суицида вместе с хорьком пробирается в счастливую обитель молодых. Молль замешивает интонации Олби и Стриндберга, погружая их в тягучий хичкоковский морок, чтобы напомнить: «Не бойтесь смерти, ад внутри нас». А если вы ничего не боитесь, внимательно рассмотрите лицо спящего рядом на семейном ложе. Вы уверены, что хорошо его знаете?
       Аллен — вне конкуренции. «Матч-пойнт», с одной стороны, убедительно поддерживает реноме классика (остроумная криминальная комедия в рамках психологического эссе) и полностью его отвергает (впервые тема секса столь очевидна, а тема насилия столь нарочита). У стареющего маэстро — очередная новая муза. Сексапильная Скарлетт Йохансон в роли брошенной любовницы. Аллен демонстрирует, как при скрещивании любовных треугольников возникают благообразные монстры. Таков герой фильма, в прошлом — тренер по теннису, в настоящем — служащий престижной компании аристократического тестя. Выбраться из пут мезальянса ему поможет двустволка. На протяжении всего фильма герой находится в состоянии матч-пойнта: роковые секунды решают, пан или пропал. Следишь за его метаниями буквально, как за мячом в теннисном финале, и думаешь: «Что наша жизнь? Матч-пойнт».
       Апогеем погружения в душевные тенеты стал фильм Гаса Ван Сента «Последние дни». Последняя часть условной трилогии, вслед за «Джерри» и «Слоном» («Золотая пальмовая ветвь»), в которой предпринят поиск нового измерения свободы отверженных и отвергающих цивилизацию. Поиск, завершающийся трагедией. «Последние дни» — экспериментальная по кинематографическому языку психоделика, посвященная рок-идолу 90-х, лидеру «Нирваны» и королю гранжа Курту Кобейну. Ван Сент не то чтобы отвергает факт самоубийства, скорее показывает медленный наркотический переход из бытия в сумрак бессознательного. В данном случае смерть становится естественным излечением от отвращения к жизни. И возникает вопрос: кто по-настоящему болен, наркоманы-музыканты, впавшие в сомнамбулическое состояние в старинном замке, принадлежащем Кобейну, или сверхактивные жители глухой провинции, неистово занятые составлением «желтых страниц» и вербовкой прихожан в местную паству?
       Нонконформист Ван Сент, по сути, предлагает зрителю медитировать в мучительно медленном ритме фильма. Не готовые к медитации засыпают примерно на пятой минуте.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой», Канны
       
16.05.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 34
16 мая 2005 г.

Суд да дело
Марина Филипповна Ходорковская. Мама в ожидании приговора сыну

Художник Павел Шевелев: Я вгонял прокурора в краски

Отделение связи
Почему Вы молчите, Борис Николаевич?

Обстоятельства
Конституционные судьи сделали своих коллег ещё более бесправными

Подробности
Прокуроры нашли жену Аяцкова в Москве

Провокация с доставкой на дом

Минус один народ

Мир и мы
Европа и Россия пока не дожили до медового месяца

Американские инвесторы свернули бизнес в России

Судьба российской дипломатии: делать заявления, от которых всё равно придется отказываться

Нам не нужна независимость от Грузии

Кавказский узел
Дзасохов и Зязиков запрещают оппозиционные митинги

Милосердие
Сереже Святкину нужны доноры!

Медицина
В России катастрофически не хватает препаратов от отравлений

Расследования
Удар по ядрам. Прокуратура США исполнила долг Генпрокуратуры России

Специальный репортаж
Летучие фракции. Когда дело не касается нефти, башкирские оппозиционеры куда-то испаряются

Навстречу выборам
Совет Федерации немножко поиграл в независимость

С введением нового закона о выборах Дума превратится в Верховный Совет

Борис Вишневский: Выбирайтесь к чёртовой матери

В преемники президента толкают нового питерца — Валерия Назарова

Власть
Чтобы окончательно закрепить депутата за партией, Путин предложил «императивный мандат»

Первые лица
21 мая — день рождения Андрея Дмитриевчиа Сахарова. Интервью с ним времен Съезда народных депутатов комментирует Михаил Сергеевич Горбачёв

Плата за жульё
Возвращаясь к напечатанному…

Московский наблюдатель
Столичный Комитет по туризму превращает бюджетные деньги в пыль и пускает её в глаза

Краiна Мрiй
Оранжевая пасха. На майские праздники киевляне святили пасхальные апельсины

Регионы
В Воронеже опять поймали организаторов взрывов

Чем закончилась осада мемориала в Калининграде

Технологии
Первый легальный миллионер Артём Тарасов: Я знаю, сколько могут зарабатывать российские ученые

Наши даты
Академик Никольский отметил вековой юбилей

Песни Башлачёва сейчас звучат как сверхновый завет

Библиотека
Владимир Авдевичев. «Майор Темляков». Рассказ

Вышла книжка Бориса Бронштейна

Вышла книга Николая Мамулашвили

Страна-пленница Александра Ревича

Отдельный разговор
Музей кино — живой. Поэтому и хотят отделить его душу от его тела?

Виктор Матизен: Страна, которая претендует на звание культурной, не может позволить себе такого

Александр Митта: Меня изумляло отсутствие коллег

Карен Шахназаров: СК должен отстаивать культуру, а не коммерцию

В архивах Музея кино теперь есть и переписка Михалкова

Киноманов сменят дроздофилы?

«Друзья Музея кино» ищут единомышленников

Кинобудка
Канны. Пир до последней звезды

Культурный слой
Восстановлены ценности Третьего рейха

Сектор глаза
Есть выставки, которые следует повторять

Музыкальная жизнь
Победа против террора

Спорт
Владимир Юрзинов — о музыкальных аспектах хоккея и о многом другом

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100