NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Идеи Яна Хожуся
ДЕНЬ ПОБЕДЫ: ПЕРЕЗАГРУЗКА
       
       Ян ХОЖУСЬ — известный чешско-финский журналист, общественный деятель, меценат и специалист по России. Входит в число сотни самых духовно богатых восточноевропейцев, об этом не подозревающих. Автор книг «Сюда я больше не хожусь», «Все, что вы хотели знать о рок-н-ролле и лучше бы не знали вообще» и «Евангелие от Хожуся». Лауреат премии Вацлава Сомоздры «За победу ума над разумом». Ян Хожусь пишет для «Новой газеты» и рубит сук, на котором сидит.
       
       
Не так давно в джентльменский набор современного делового человека вошел портативный органайзер. Или «наладонный» компьютер. В каждом из подобных устройств есть хитро спрятанная кнопка, обычно утопленная глубоко где-то сзади или сбоку, да так, что не сразу найдешь. Называется она RESET, или ПЕРЕЗАГРУЗКА. Нажать ее непросто — обычно требуются иголка, булавка или авторучка. А осуществляет она полный возврат устройства в нулевое состояние и обновление всех функций и баз данных.
       Если бы человек обладал такой же кнопкой, то это была бы жизненно важная штука. И польза от нее была бы фантастическая.
       Попробую объяснить…
       
(Рисунок С. Аруханова)       
Я на днях покупал цветы маме и обратил внимание на звуки, раздававшиеся из служебного помещения лавки. Это был стандартный небольшой цветочный киоск, и за прилавком располагалась крохотная каморка, где женщины, торгующие в ночную смену, имеют возможность прикорнуть и посмотреть телевизор. В ту минуту через распахнутую настежь дверь в помещение рвался какой-то огромный концерт. В момент, когда умелые руки женщины за прилавком колдовали над моим букетом, я услышал нечто такое, что заставило меня задать вопрос: «Извините, а можно телик краем глаза глянуть?» — и, услышав «Конечно!», подскочить к проему в каморку и вперить взор в экран.
       Это был понедельник, 9 Мая. Страна отмечала День Победы. По одному из центральных телеканалов шла прямая трансляция праздничного концерта на Поклонной горе. Камеры с удовольствием показывали нам бескрайнюю человеческую массу, где выделялись люди в форме, их было много. «Пригнали?..» — мелькнула мысль, но я тут же пристыдил себя: «Такой святой праздник, наверняка сами пришли». Постараюсь описать, что происходило на сцене.
       Сначала одной фразой: на сцене Наташа Королева в сопровождении военного хора исполняла песню «Три танкиста» в танцевальной обработке.
       Теперь подробно. Артистка была одета в короткое платье ядовито-зеленого цвета и такого же цвета высокие сапоги. Сверху был белый пиджак, застегнутый на одну пуговицу. Очевидно, в финале пуговица должна была быть расстегнута, и тогда судьба пиджака висела бы на волоске, но я этого не дождался. Наташа Королева в основном изображала пение с душой и задором. Выглядела так, что вроде она уже эстрадный долгожитель, а с годами лет ей становится все меньше и меньше. Вот уже 17, а к январю просто вернется на школьную скамью. В глубине сцены стоял хор. Мужчины в возрасте и звании изображали пение и в такт ритму улыбались и подергивали плечиками. Некоторые, явно потеряв контроль над собой, не могли оторвать глаз от того ракурса певицы, что открывался хору.
       
       
А теперь о главном — о музыке. Песня «Три танкиста» исполнялась в духе современного дискотечного хита. Это значит — быстрее, задорнее и под ритм «умца-умца». Этот лихой ритм определял манеру пения:
       А да на границе тучи
       ходят хмураа-ааа-ааа,
       Д край сурр-рро-авый
       тишиной абья-ааа-ааат.
       У дали-ооо-ооких
       бирр-рригов Амурр-рр-ра
       Ой да часо-вый-иииии ррро-
       дины стайя-аааа-ааат!
       В принципе песня аранжирована была в духе творчества любимцев молодежных дискотек и музыкальных телеканалов группы «Руки вверх». Наташа приплясывала, но в особо драматичных моментах сюжета («В эту ночь решили самураи…») чуть притормаживала и делала серьезное выражение лица. Такое «как бы» серьезное — типа «но мы-то с вами знаем, что все обойдется!». Еще она задорно кокетничала с хористами, поводя бедрами и воодушевляя на вокальные подвиги.
       Я стоял, буквально раскрыв рот. Потом выяснится, что в этот момент меня звали и пытались о чем-то спросить. Но я оглох. То, что я видел, было настолько ЧУДОВИЩНО, что я не мог поверить своим глазам. В голове метались обрывки мыслей: «Как же им не стыдно… ведь 60 лет Победы. Ведь нельзя так… Это уж просто какое-то глумление…». Так я и стоял, прикованный к экрану, в каморке цветочной лавки на Садовом кольце.
       Никто меня не ущипнул. Я не проснулся в фамильном склепе в Мексике с ощущением странного сна. Это была реальность. На экране шла трансляция праздничного концерта по случаю 60-летия Победы над фашизмом.
       Это напоминало конец света. По сравнению с тем, что происходило, Кафка и Пелевин кажутся мне социалистическими реалистами. Жуткое ощущение дополнялось тем, что, судя по лицам, которые изредка выхватывала камера из толпы, многим происходящее нравилось. Они даже пытались прыгать или махать руками в такт. И я уже слышал в мыслях закономерный ответ на любой вопрос: «А че? Нормально».
       
       
Как-то так получилось, что Великая Отечественная война не была для меня и моих сверстников пустым местом, как большинство составляющих социалистической идеологии. Хотя риск был велик: так старательно меня потчевали фальшивыми пропагандистскими картинами про подвиги простого советского солдата; столько вранья было в учебниках «Истории СССР»; столько омерзения вызывали ракеты, плывущие по Красной площади под еле выговариваемые генсеком фразы: «великий подвиг советского народа», «воин-освободитель» и т.п. Даже замечательная строка «никто не забыт, ничто не забыто» была превращена в расхожий лицемерный штамп. Но война была все равно частью меня, частью моей семьи и моей истории.
       Я родился в Свердловске, потому что пути мамы и папы пересеклись в эвакуации. Часть моих родственников лежит в Бабьем Яру, потому что не успели уехать из Киева, а почти всех членов папиной семьи нацисты закопали живьем в овраге под городом Пирятин. Мой дядя, будучи слишком молодым, чтобы идти на фронт, пять лет вручную монтировал снаряды для танков на оборонном заводе. Я сам до сих пор чувствую, как екает сердце, если я внезапно слышу где-то рядом немецкую речь. Я знаю: независимо от моего желания та война живет внутри меня и никуда не исчезнет.
       Все праздники я судорожно искал это забытое ощущение — сопричастности. Это ведь такой праздник! Очень сильно должно пронимать. Прошибать насквозь должно. А я ничего не чувствую. Ни-че-го. Даже наоборот. Не могу слышать в очередной раз «великий народ, великая победа». Отовсюду. Решил попробовать пересмотреть на видео пару настоящих фильмов про войну. Пошел маме цветы купить. И тут — вот это.
       Я шел по улице, удаляясь от цветочного ларька, так и не в силах досмотреть выступление Наташи Королевой до конца. Кстати, не исключаю, что в конце на сцену выбежал Тарзан и с ним пара юношей с красивыми телами, одетые лишь в набедренные повязки и танковые шлемы, и исполнили зажигательный эротичный танец «Экипаж машины боевой».
       Я мучился вопросом: почему никому не стало стыдно? Не питаю особых иллюзий по поводу артистки, выбравшей такую обработку. Но ведь у этого яркого ослепительного шоу был режиссер-постановщик.
       Кто-то ведь составлял порядок номеров на совещаниях и говорил: «А тут у нас Королева и хор с «Танкистами». А поскольку концерт по случаю такой значимой даты — сколько же инстанций одобрило эту невероятную вакханалию? До какой степени должны атрофироваться чувства и ощущения, чтобы подобное звучало со сцены? Как же нужно встряхнуть этих людей, чтобы вернуть им способность чувствовать боль и стыд, сопереживать да просто понимать, что такое хорошо и что такое плохо? Без учета мнения «самого€», стратегии массмедиа, «национальной идеи», специфики момента, взаимовыгодных условий, освоенного бюджета, просьбы видных деятелей, борьбы за сферу влияния, закона больших чисел и потребностей широких масс. Без всей этой чуши. Как объяснить, что такое делать нельзя?
       А никак. Поэтому ждем «Вставай, страна огромная» в техно-ремиксе в исполнении «Фабрики», рэп «Бери шинель, пошли домой» от Михаила Гребенщикова, плаксиво-протяжную «Бьется в тесной печурке огонь» из уст Димы Билана или Стаса Пьехи и, конечно, заводной ремикс в духе «ну где же вы, девчонки?» песни «Темная ночь» в исполнении жизнерадостных парней из группы «Руки вверх». Скажете, утрирую? Поживем — увидим.
       Вот почему так полезно было бы иметь кнопку Reset, или перезагрузка. Шевелилось бы тогда что-то в груди и у тех, кто делает концерты по случаю годовщины Дня Победы над фашистской Германией.
       
       Ян ХОЖУСЬ (aka Михаил Козырев)
       
19.05.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 35
19 мая 2005 г.

Власть и люди
В МВД разработаны планы подавления массовых акций протеста

Митинги.Ру
Толп-менеджеры. Сколько стоило шествие «Наших» по Ленинскому проспекту

Репортаж из толпы

Как заполнить «майдан» первыми

Общество
Григорий Явлинский: Нужна нарастающая массовая кампания против лжи и за свободу слова

Урок чешского языка

Четвертая власть
У сибирского медиамагната Якова Лондона отняли два телеканала

Суд да дело
Выяснилось, что роль «противников Ходорковского» у здания Мещанского суда играли актёры из массовки «Мосфильма»

В Астрахани сделана седьмая попытка сосватать психа за террориста

В спортзале бесланской школы они были, а в зал суда их не пустили

Болевая точка
Немецкие школьники собрали 15 тысяч евро для детей Беслана

В тверской глубинке голодают 103 человека. Не добровольно

Фестиваль-антитеррор

Подробности
О герое Советского Союза в Риге вспомнили неофициальные лица

Армия
Военкоматы готовятся «наехать» на аспирантов и молодых отцов

Обстоятельства
Неофашисты — властям страны: погромное спасибо!

За рулем
Почему правительство периодически обуревают маниакальные идеи?

Просьба из ниоткуда к российским чиновникам

Уральские «левши» готовы поддержать «праворуких»

Судьба ВАЗа на британских берегах

Личное дело
Джип из бутылки. Люди создают автомобили, чтобы они изменяли людей

Мир и мы
Лондон предупреждает Москву о шпионах

Европарламент вступился за права марийского народа

Новости компаний
Ещё один олигарх, Михаил Фридман, готовится к переменам

Финансы
Сбербанк контролирует четверть рынка пластиковых карт

Краiна Мрiй
Юля и нефтяники: кто-то должен уйти

Регионы
Курские пограничники поймали контрбандную рабсилу для Украины

Наградной отдел
Молодым учёным добавили энергетики

Люди
Откуда в человеке тяга к громкой музыке, почетным караулам, плюшевым игрушкам и качелям?

Точка зрения
«Идеи Яна Хожуся». День Победы: перезагрузка

Наши даты
Тёплая сила. Памяти Натальи Гундаревой

Свидание
Алексей Герман продолжает съемки фильма по роману Стругацких «Трудно быть богом». Предлагаем вам побыть рядом с ним

Кинобудка
В Каннах война. Звёздная

Библиотека
В Россию возвращаются стихи Межирова

Спорт
Сборная России возвратилась с чемпионата мира по хоккею с медалями

Отделение связи
Главному редактору «Новой газеты»…

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100