NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПРАВА И ПОНТЫ
В России смертность на дороге в 15 раз выше, чем в Европе. Закономерная статистика
       
(Рисунок С. Аруханова)       
Сын министра обороны Александр Иванов сбил на спортивном автомобиле 69-летнюю женщину. В сводки ГУВД авария не попала. Результаты автотехнической экспертизы пока неизвестны, данных о том, был ли молодой Иванов трезвый или пьяный, — нет.
       Самый добропорядочный водитель может сбить выбежавшего на дорогу ребенка. Но пожилые люди передвигаются медленно. И при соблюдении не то что правил движения, а элементарных человеческих норм их сбить нельзя. Сбивает либо пьяный, либо тот, кому все до фени. Это не оценка — это статистика.
       Тем более что Светлана Беридзе переходила не шоссе. Она переходила городской проспект с освещением и нанесенной «зеброй».
       Не знаю, чем кончится расследование. Может быть, выяснят, что во всем виновата пожилая женщина. В крови ее найдут следы алкоголя и наркотиков, а дома при обыске — десять тысяч долларов, полученных от Басаева. Может, установят, что это теракт: завербовалась шахидкой и бросилась под колеса в целях скомпрометировать правящую власть.
       А может, окажется, что в машине-то был не Иванов-младший! А вы как думали? Машину угнали, старушку задавили нарочно, а потом из машины вылез человек, похожий на сына министра, и ложно представился ментам. Кто заказал? Да ЦРУ и заказало. Как пить дать. Как революцию в Украине.
       На российских дорогах в год гибнут 247 человек в расчете на миллион жителей. В Европе — 109, то есть в два с половиной раза меньше. Машин у нас в три раза меньше. То есть в пересчете на машины российская смертность выше европейской в 7,5 раза.
       Это самая высокая цифра из всех стран, предоставляющих статистику об автомобильных авариях, не считая Малайзии.
       Но и она занижена. Дело в том, что у нас жертвой автокатастрофы считается человек, который умер в течение 8 дней от ее последствий. Если у человека ребра проткнули легкие, а умер он на 7-й день от инфаркта, он не жертва аварии. Если у человека отказали легкие, но на 9-й день, он не жертва.
       В Европе жертвой аварии считается любой умерший в течение 30 дней после нее. Это увеличило бы статистику в два раза. То есть у нас в 15 раз больше смертей на один автомобиль, чем в Европе.
       Власти любят объяснять высокую смертность плохими российскими дорогами. Увы, статистика же свидетельствует, что это не так. В мире нет прямой корреляции между качеством дороги и количеством трупов. По плохой дороге медленно едут.
       Но есть другая стопроцентная корреляция. Количество трупов на дорогах зависит от трех факторов.
       
       
Фактор первый — наличие систем пассивной безопасности. В США водитель может выехать на дорогу хоть на ведре. Но за страховку жизни владельца ведра сдерут такие деньги, что ведро покупать невыгодно. Поэтому автомобильные фирмы заинтересованы в разработке средств безопасности. Чем больше в их автомобиле будет воздушных подушек, тем дешевле будет страховка. У нас платят не страховщики. У нас платят лоббисты отечественного автопрома, чтобы, не дай бог, импортные авто не нарушили их право продавать автовладельцам билет на тот свет на четырех колесах.
       Фактор второй — время доставки в больницу. Достали человека из машины через пять минут — он живой. Просидел он час, зажатый рулем, — покойник. За лечение живого — одна цена страховки, за покойника — другая. В 70-х, еще до эры мобильников, страховые компании США устанавливали на автострадах за свой счет кнопки вызова. Не чтобы спасти жизнь — чтобы сэкономить на страховке.
       Фактор третий — цена поведения на дороге. Проехал на «красный» — получаешь «пойнт». Превысил скорость — другой «пойнт». «Пойнт» — это лишних пятьсот, тысяча, две тысячи за страховку. Один мой знакомый попался в Канаде пьяным за рулем. Весь следующий год он не водил машину, потому что страховка ему была не по карману.
       Все эти три фактора объединяет одно: деньги. Жизнь человека не объявляется священной, важной и пр. Она тупо оценивается. В долларах и фунтах. И оказывается, что живой человек — дешевле мертвого. Жизнь имеет цену на рынке. И благодаря рынку смертность на дороге в Европе в 15 раз меньше.
       Это цена жизни на капиталистической дороге.
       В России дорога другая — феодальная.
       В России есть резервная полоса: то есть участок общественной дороги, построенный за счет общества, но используемый только знатью. В России есть «мигалки» — то есть право преимущественного проезда, феодальная привилегия, ликвидированная Великой Французской революцией в 1789 году. В России есть ГИБДД — то есть люди, которые исполняют функцию двуногой «мигалки» и останавливают всех участников движения, чтобы проехал знатный человек.
       В этой ситуации человек не набирает штрафные очки, когда ездит пьяным со скоростью 200 км/час. Наоборот, он повышает свой статус. Ему можно, а всем нельзя. Есть люди, которым на дороге можно все. В том числе и убивать.
       Думать, что они будут нести за это ответственность, так же смешно, как привлекать японского самурая за убийство простолюдина. Это было право самурая: опробовать на простолюдине свой меч. Правда, у самураев права сочетались с обязанностями. У наших хозяев права сочетаются только с понтами.
       
       Юлия ЛАТЫНИНА, обозреватель «Новой»
       
30.05.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 38
30 мая 2005 г.

Власть и деньги
Яхты для президента

Личное дело
29-летний пермский вице-губернатор возглавил СПС как бизнес-проект

Россия-2008
Фронт пройдёт по улице

Гарри Каспаров: Важны как правые, так и левые силы

Обстоятельства
Студентов объединяют, чтобы не допустить революций и переворотов

Митинги.Ру
Ширится народное сопротивление тарифам ЖКХ

Власть
Зачем депутату Гартунгу понадобилось возглавить Российскую партию пенсионеров?

13 депутатов освоили второй стул

Навстречу выборам
Появились признаки досрочных выборов в Госдуму

После выборов
Верховный суд вышел на бюллетень

В Петербурге развели посты

Подробности
Кажется, теперь Чубайс ещё и виновник массовой гибели бройлеров

Выключили свет? Скажите пожалуйста!

Виртуальная отключка

«Тушите свет!»
Правительство возложило на Чубайса. С вольтметром

Суд да дело
Ульману предложили не убиваться

Расследования
Сидят до конца света?

Кавказский узел
Паспортные стволы. В Ингушетии людей похищают с документами

В субботу Северная Осетия лишилась своего президента

Болевая точка
Старшеклассники из Беслана. Они знают то, чего пока не знает ни один учитель

Регионы
Мэрия Саратова поссорила брошенных детей

Вольная тема
Лягушонок за стеклом. История про Алину

Милосердие
Володе Беланову нужна донорская кровь!

Отделение связи
Памятник капитану

Власть и люди
Сотни ветеранов войны по-прежнему ждут российского гражданства

В России смертность на дороге в 15 раз выше, чем в Европе

Тупики СНГ
Павел Фельгенгауэр. Узбекский способ сидеть на штыках

Точка зрения
Александр Гельман: Глупо бороться с гласностью. Потому что негласность — палка о двух концах

Проспект Медиа
Выше лба уши не растут

Раф Шакиров: В газетах начинается не всем видимая зачистка

Политики — о СМИ и их влиянии на свой образ

Телеревизор
Ушла Елена Курляндцева

Образование
Евгений Бунимович: Результаты экзаменов — как на выборах в Северной Корее

Зеркало Аргентины

Исторический факт
24 тоста за Победу. Что писали британские газеты 60 лет назад

Спорт
Финал Лиги чемпионов изнутри — в репортаже корреспондента «Новой»

Музыкальная жизнь
Встреча с песней на окраине Европы. Кому нужны музыкальные конкурсы?

Кинобудка
Михаил Горбачев. Без него не было бы «Покаяния»

В Москве открылся кинофестиваль «Сакура»

Михаэль Ханеке: Жанровое кино — лживо

Театральный бинокль
В Москву привезут Геббельса

Короля играет свита. Хлестакова — город N

Культурный слой
Митьки осваивают пространство у здания суда

Библиотека
Хорошие книжки, изданные при поддержке «Новой газеты»

Александр Кушнер. Мастер-класс приятия жизни

Новости компаний
«Альфа-групп». Лоббисты и силовики

Подсадили на гостайну

Вокруг британского «Ровера» бушуют российские страсти

Наградной отдел
Новой Европе нужны такие люди

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100