NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ:
Я ВООБЩЕ УДИВЛЯЮСЬ, ЧТО НАС КТО-ТО СЛУШАЕТ
      
(Фото — ИТАР-ТАСС)
     
       
В студии Гребенщиков проводит больше времени, чем дома. Поэтому неудивительно, что встречу он назначил именно там, а разговор у нас пошел об искусстве. Музыка навеяла, не иначе
       
       — Борис, я тут походил по вашему городу… Вам никогда не хотелось переехать из этого мрачного, угрюмого, серого, страшного Питера в нормальную Москву?
       — Нет. Потому что в Москве близость к денежным структурам и структурам власти создает атмосферу, которая не способствует развитию искусства. В Москве хорошо продавать. А работать в Москве сложно. Поэтому в столице не так уж много, скажем, крупных музыкантов.
       — Вас что, деньги не интересуют?
       — Не интересуют. Можно потратить всю жизнь, зарабатывая деньги, после чего выяснится, что в могилу их не унесешь; и больше того — на деньги человек зачастую не может купить того, что его в состоянии по-настоящему удовлетворить.
       — Я так вижу, что вас удовлетворяет только работа. Этап денег вы удачно проскочили.
       — Да. Меня удовлетворяет хорошо написанный и аранжированный кусок музыки, который тронет мое сердце. Денег это не приносит. Зато хорошая музыка вознаграждает в другом смысле — у нас большое количество хороших знакомых, которые с симпатией относятся к тому, что мы делаем. Это позволяет нам в других городах не снимать гостиницу, а жить у друзей.
       — Это в каких таких глухих местах вы останавливаетесь у друзей, экономя на гостинице?
       — У меня много друзей в Англии, Испании, в Женеве.
       — А-а… Ну на вилле можно и всем оркестром остановиться. Тогда не стоит прибедняться. Вы на чем ездите?
       — На джипе. У меня «Чероки».
       — С новья брали?
       — Нет. Старый джип. Год ему был, когда мне его из Америки привезли… И я ничуть не прибедняюсь. Могу дать твердый отчет о своих деньгах. У меня сейчас 6000 долларов в банке и 10 000 долларов долга — за альбом. В кассе группы — ноль. Группа зарабатывает ровно столько, чтобы прожить до следующих гастролей. Из 100% вложенных в запись альбома денег продажа альбома возмещает только 45%.
       — На что же вы живете? Откуда у вас джип «Чероки»?
       — Живем на концерты. Машина — подарок. Знакомые подарили, точнее, деньги дали. Я хотел что-то новое купить, но друзья отговорили, сказали: мы тебе дешевле из Америки пригоним. И пригнали.
       — Я почему-то думал, что вы богатый человек.
       — Нет. У меня на пятерых человек — я с женой и трое детей — стометровая квартира на Невском. Джип. И есть еще дача, на которую я лет пять не ездил… Больше ничего нет. Но при этом я считаю себя значительно богаче большей части моих денежных знакомых, потому что делаю что хочу, и каким-то чудом для этого еще находятся финансы.
       — А что это за диск у вас тут лежит?
       — Это мне Максим Леонидов принес свой новый альбом, просил помочь как-то пристроить. У него сейчас большие проблемы. Хотя альбом очень хороший.
       — У Леонидова проблемы? Странно, он очень популярный человек.
       — Тем не менее. У всех серьезных музыкантов проблемы. Максим несколько лет бился, чтобы его песни зазвучали наконец на радио. А ему все отвечали: «Не формат, не формат»… Массовая культура сейчас находится целиком в руках людей, которые не заинтересованы в ее качестве, а заинтересованы в том, чтобы ее продать. В этом нет ничего страшного, потому что массовая культура всегда находится в таком положении, потому что представляет собой товар. Но бывают периоды в жизни разных стран, когда хорошо продается хорошая культура, а у нас почему-то сейчас хорошо продается плохая культура.
       — Какой покупатель, такой и товар.
       — При современном уровне рекламы можно сделать популярной любую бездарность. Все зависит от раскрутки. Но хороших исполнителей почему-то никто не раскручивает.
       — Да продавцу по хрену, что продавать. Будут хавать Моцарта — будут торговать Моцартом. Не надо демонизировать производителей поп-культуры и обвинять их во вредительском заговоре с целью снижения народных вкусов. Народ — это такая масса, чьи вкусы понизить просто невозможно: некуда. Так что обойдемся без теорий заговора — в корыто свиньям бросают то, что свиньи хавают.
       — Знаете, я вам высказал сейчас соображение не свое, а то, которое я слышал от многих людей. А слышал я от них следующее: шоу-бизнесмен стоит всегда перед выбором — он может взять талантливого человека со стороны, например того же Макса Леонидова или Бутусова, а может взять «зайчика» с улицы и раскрутить. Кого выбрать? Человек талантливый непредсказуем, а «зайчику» всегда можно сказать: так, завтра ты поехал выступать туда-то в рамках предвыборной кампании такого-то депутата или кандидата в губернаторы, послезавтра ты поедешь петь на свадьбе банкира за десять тысяч долларов. Через два дня — в казино…
       — Я думаю, Леонидов тоже с удовольствием отыграл бы в казино за десятку.
       — Наверняка он и играет, если позовут, потому что ему тоже нужно что-то есть.
       — Тогда у вас теряется логика. Если качественный артист тоже не кобенится играть в казино для заработков, почему бы деятелям шоу-бизнеса не раскручивать его вместо «зайчика»?
(Фото — PhotoXPress)       — Я знаю одного крупного талантливого деятеля культуры, который легко, левой ногой, пишет на заказ довольно хорошие песни по любому поводу. На юбилей банка, например. Хороший мастер. Сначала пишет за деньги. А потом пишет для себя. Но уже перестаешь верить в искренность его песен, потому что видишь, с какой легкостью и непринужденностью пишутся довольно крепкие песни на заказ…
       — Вы ушли от ответа на вопрос. Повторяю: отчего бы воротилам шоу-бизнеса не раскручивать талантливых людей вместо «зайчиков», если и тем и другим нужно кушать и никто из них не погнушается за пару штук поиграть на банкете?
       — Честно говоря, я не знаю.
       — Может быть, проблема просто в том, что чем выше музыкальный уровень автора и исполнителя, тем менее он народен?
       — Ну, Макс Леонидов как раз пишет довольно простые, ясные и прекрасные песни. Я — другое дело. «Аквариум» слушают люди особого типа, склонные к странным вещам. По поводу «Аквариума» у меня никаких претензий нет. Мне вообще удивительно, что нас слушают. Мне, честно говоря, непонятна наша популярность. Но почему возникают проблемы у других? У Леонидова?..
       — Жаловаться на рынок — все равно что на погоду. Во времена совка с его патологической любовью к «Лебединому озеру», цензурой и худсоветами художникам жилось гораздо хуже.
       — Это правда! Рынок хорош уже тем, что позволил неплохим музыкантам вылезти из подвалов и открыто заниматься тем, чем они хотят заниматься. И их за это не преследуют власти, как было раньше, наоборот, им бескорыстно дают деньги богатые меценаты… Наконец, сейчас все музыканты экипированы приличными гитарами. Мне первую хорошую гитару подарили в 34 года. А сейчас у всех есть! Так что жаловаться на рынок грех.
       — А на попсу?
       — Да и на попсу тоже, честно говоря. Хочет народ — пусть слушает. Всегда и во все времена 90% рынка занято массовым, не очень качественным продуктом.
       — Слова не мальчика, но мужа! Наконец-то вы сказали то, чего я от вас добивался. Простую правду без всяких завиральных легенд и заламывания рук с криками о кризисе культуры.
       — Никакого кризиса культуры нет. Меня смущает не количество попсы, а то, что на 90% музыка, которая производится в России, сделана под кальку Запада и заведомо второстепенна. Российская музыкальная культура превращается в обоз, который едет за настоящей армией. Мне не нравится, что Россия в этом смысле стала второразрядной музыкальной державой. И меня беспокоит, что массовая культура не выказывает тенденций к развитию.
       — А как вам такой тезис: «Подтяните экономику, подтянется и культура»?
       — Поскольку в экономике я не специалист, я буду лучше подтягивать культуру… Подавляющее большинство великих композиторов прошлого жили в страшном говнище. Все вокруг знали, что они гении, но тем не менее они прозябали. Им иногда подкидывали денежки богатые меценаты… Только в ХХ веке хорошая музыка стала окупаться — из-за богатой Америки, где все продается, даже классика. Так что, возможно, ваши слова про подъем экономики и музыки не так уж далеки от истины. Поживем — увидим. Я, во всяком случае, возврата в прошлое не хочу.
       
       Александр НИКОНОВ
       
02.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 39
2 июня 2005 г.

Власть и люди
Зурабов скрылся с места ДЦП

Митинги.Ру
Люди, нуждающиеся в трансплантации органов, вышли на митинг

Водители не терпят наездов

АКМ и НБП подбираются к президенту всё ближе

Власть и деньги
Яхты для президента. Часть II

Расследования
Кому швейцарцы выдадут нашего бывшего ядерного министра?

Пять лет назад погиб Святослав Фёдоров. Тринадцатая версия

Бремя одиноких. История одной свадьбы и двух похорон

Обстоятельства
Михаил Ходорковский: теперь я буду свободен

Реакция политиков и бизнесменов Германии: шок и настороженность

Новости компаний
Слияние «Газпрома» и «Роснефти» всё больше напоминает игру в напёрстки

Подробности
За избиение сына Илюмжинова ответит начальник угро Элисты?

Реакция
Главному редактору «Новой газеты»

Армия
В Черноземье продолжается кампания по отлову уклонистов

Мир и мы
Чем обернется забастовка финских пограничников?

Неожиданный поворот в вопросе о российских базах: Грузия отпустит не всех

Кавказский узел
Дзасохов уходит тихо. Некоторые подробности отставки президента Северной Осетии

Анонс
Вины не было — вот и человека не стало

Суд да дело
Небасманное правосудие

Плата за жульё
Элла Памфилова: Эту реформу граждане не оплатят

Благодаря статье 82 ЖК молодая семья не сможет разъехаться с родителями

Точка зрения
Владимир Рыжков: Дума распустила слюни

Регионы
Наконец и в Ярославле взялись за ветеринаров

В Воронежской области выпал дождь со смертельным исходом

Четвертая власть
Не дадим наехать на Веронику!

10 млн долларов для настоящего «Коммерсанта»

«Бунт присяжных». Решение Большого жюри Союза журналистов России

За рулем
Моисей водил по пустыне… А современные израильские водители гоняют как сумасшедшие

Интернет
В Америке русские на посылках

Вольная тема
Евгения Пищикова. Роман с суперменом

Библиотека
Ученики Казарновского выпустили книгу своих эссе

Кинобудка
Главный форум российского кино «Кинотавр» сменил родителей

Театральный бинокль
«Красавицы. Verbatim»

Жёлтая подводная лодка Тристана

Культурный слой
Давид Самойлов. Не инакомыслящий — своемыслящий

Музыкальная жизнь
Борис Гребенщиков: Я вообще удивляюсь, что нас кто-то слушает

Наши даты
Курля. (Навсегда)

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100