NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РОССИЙСКОЕ КИНО СНОВА В КАССУ
На «Кинотавре» продюсеры рассуждали, как увеличить сборы, которые и без того растут
       
(Рисунок С. Аруханова)
     
       
Опеку над главным национальным форумом страны (вожделенный эпитет «главный» был произнесен высоким чиновником во время церемонии открытия) приняли топ-менеджеры нового поколения Александр Роднянский и Игорь Толстунов — кинопродюсеры, руководители канала СТС. И «Кинотавр» преобразился. Главными звездами форума стали медиалица. По преимуществу лица канала СТС. По звездной дорожке на церемонию открытия шли Юлия Меньшова, Дмитрий Нагиев, Федор Бондарчук, Настя Чухрай, их встречали Тина Канделаки и Александр Цекало.
       Но главными героями XVI фестиваля стали не актеры и даже не режиссеры — продюсеры. Событием форума оказалась не массовая вечеринка вокруг бассейна, а «круглый стол» продюсеров, который вел аналитик и социолог Даниил Дондурей.
       Итак, кто же заказывает музыку в отечественном кино. Зритель? Продюсер? Режиссер? Или музыка эта утонула в какофонии рыночного беспредела? В последнее время о возрождении российского кино не говорит только ленивый. Нас оглушают цифрами: бокс-офисов, залов, зрителей. Посмотреть, что за чудо-юдо такое «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит», отправились люди, лет пятнадцать в кинозалы не заглядывавшие. А неведомое прежде слово «продюсер» манит выпускников ВГИКа необъятным горизонтом возможностей, дождем денег. Мифотворчество ловко поменялось ролями с реальностью. Теперь отделить одно от другого могут, пожалуй, лишь сами продюсеры — если захотят.
       Но вначале следует сказать, что до сих пор главным продюсером отечественного кино являлось государство. Фильмов без его участия — кот наплакал. Лишь в последнее время частный капитал обратил внимание на кино, а главное, поверил, что вложенные в него средства можно вернуть. Ответственными за насущный вопрос: «Где деньги, Зин?» — назначили продюсеров. Это новый класс отечественного кино, наши заэкранные яппи. Уже создана Гильдия продюсеров, возглавляемая Владимиром Досталем.
       Но вот чисто российский парадокс: люди есть, дело есть, профессии — нет. Восемь лет Гильдия продюсеров просит Минкульт внести профессию продюсеров в реестр о труде. Что такое продюсер в отечественных пенатах — до сих пор тайна, покрытая мраком не только для чиновников. Во всем мире продюсер достает деньги. Но в подавляющем большинстве российские проекты финансируются из госказны. Продюсер участвует в творческом процессе. Но пока об этом участии становится широко известно благодаря скандалам и конфликтам между продюсерами и режиссерами.
       Отчаявшись от самоуправства продюсеров, свои фамилии с титров фильмов снимают режиссеры Всеволод Шиловский, Александр Атанесян, Кирилл Серебренников. Продюсер (априори) знает, как вернуть деньги, формулирует идею проекта. Балет гастролировал и до мудрого Дягилева, но он первым воплотил художественную идею встречи балета со зрителем. Вот тут, пожалуй, и зарыт корень злых противоречий между желаемым и действительным.
       В понимании Александра Роднянского продюсер — посредник между автором и социальными ожиданиями зрителя. Возможно, растерянность отечественных продюсеров, их неспособность точно сформулировать задачу автору связаны с отсутствием осмысленной идеологии в обществе. Роднянский, например, говорит, что до сих пор мы не выбрались из плена перестроечной риторики. У нас нет понимания, анализа настоящего, у нас нет представления о возможном развитии завтра. Поэтому режиссеры предпочитают прятаться в спокойном вчера, а ретро доминирует на экране (в том числе и в кинотавровской программе).
       Любопытно, что ведущие российские продюсеры пытаются играть сразу на двух полях: артхауза и зрительского кино. Глава «Партнершип» Рубен Дишдишян (10 фильмов в запуске) снимает не только кассовый «Бой с тенью», но и авторский «Марс». Приехал на фестиваль и Сергей Сельянов, из чьей студии вышли не только поколенческие «Война» и «Брат (1,2)», но и любимые эстетами «Шиза» и «Кукушка». Сергей Члиянц, к неуемной радости молодежной аудитории, выдает на-гора бумеры, а для души помогает Кире Муратовой осуществить «Настройщика». Нацеленный на молодежного зрителя Сергей Грибков («Даже не думай (1, 2)», «Личный номер») высказывает осторожный пессимизм по поводу взлета нашей блокбастерной продукции. Хотя боевик «Личный номер» и продан в Каннах в 34 страны, по его мнению, надо предпринять неимоверные усилия, чтобы прорваться на рынок, полностью оккупированный американцами.
       Один американский продюсер, посмотрев «Личный номер», сказал Грибкову: «Понимаешь, парень, боевики — это наш бизнес, а ваше кино — подглядывание в замочную скважину». От нас по-прежнему ждут мучительных разборок с загадками русской души.
       Холодный душ на купающихся в эйфории пролил Сергей Члиянц: «Хватит врать о «бокс-офисах». По его мнению, цифры сборов российских фильмов сильно преувеличены. Мальчишество? Бравада? Думаю, не совсем. Ведь если ты сделал картину и собрал два-три миллиона (кто считает, что на рекламу и производство ты потратил больше), в следующий раз тебе помогут собрать больший бюджет.
       Еще одна проблема — несложившаяся система взаимоотношений между продюсером и режиссером. Режиссеры по старинке воспринимают себя центром солнечной системы, вокруг которой крутится обслуживающий персонал. Роль продюсера в понимании многих мастеров по-прежнему сводится к директорству, администрированию, как в советские времена, когда директора существовали в тени великого режиссера, исполняя все его прихоти.
       Но прав у нынешнего продюсера больше, чем у режиссера. Продюсер может не только переозвучить картину, изменить сценарий, но и перемонтировать. Как снести это вопиющее коварство доверчивому художнику с больным самолюбием? А ведь в ближайшее время продюсерский диктат еще больше ужесточится.
       Однако вопрос эффективности, возврата денег не только вытесняет пространные речи о высоком авторском кино. Напротив, продюсеры постепенно осознают, что и нива артхауза не такая уж материально бесплодная.
       Совсем не плохие результаты показали «Русский ковчег» (мировой артпрокат) и наше «Возвращение». А идущая одной копией в Киноцентре камерная картина Софии Копполы «Трудности перевода» из месяца в месяц копила сборы, достигая результатов блокбастеров.
       Конечно, «Возвращению» помогла Венеция. У нас же победа на фестивалях не гарантирует успеха в прокате. И если увенчанный «Золотой розой» «Кинотавра» «Водитель для Веры» прошел в кинотеатрах с успехом, то прокат фильма «Мой сводный брат Франкенштейн» (Гран-при) оказался более чем скромным. А все потому, что «Водителя» выпускал в свет Первый канал. Суммы, которые он тратит на рекламу, исчисляются миллионами. Эксперимент Первого над аудиторией, апробированный на «Ночном дозоре», с успехом продолжается.
       
       
Рациональные продюсеры новоявленного «Кинотавра» это хорошо понимают: Константин Эрнст приглашен в попечительский совет, а президенту всевозможных культурных органов Никите Михалкову уже на открытии фестиваля была вручена награда «За личный вклад в отечественный кинематограф». Впрочем, кто скажет, что Михалков плохой актер или что фильмы его не стали достоянием истории советского кино? Тем более что у Никиты Сергеевича в нынешнем году юбилей. Вот как теперь поступит жюри — непонятно, ведь Михалков участвует в двух конкурсных картинах.
       Особый же продюсерский уклон «Кинотавра» сказался и на конкурсе. В нем соревнуются фильмы разных весовых категорий. Богатенькие блокбастеры («Статский советник», «Бой с тенью», «Мама, не горюй-2») с «бедными родственниками» («Пакостник», «Первые на Луне», «Удаленный доступ»). Как их сравнивать? Продюсерам виднее. А первые лица «Кинотавра» (Роднянский, Толстунов, Члиянц, Грибков) внимательно отсматривают конкурс «Короткий метр». Фестиваль фестивалем, а работа работой. Надо подобрать как можно больше перспективных молодых авторов для «топки» телеэфира, для будущего продюсерского «портфеля».
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой», Сочи
      
       
       Справка «Новой»
       2000 год — 13 российских фильмов в прокате; 2001-й — 17; 2002-й — 27; 2003-й — 30; 2004-й — 50; 2005-й: господдержка — 60 названий, в производстве — 80; скоро в России будет 1000 залов с системой «Долби»; через 4 года — 2000.
       «Фильмы-миллионщики»: «Сибирский цирюльник», «Ночной дозор», «Даже не думай (1, 2)», «Бумер», «Антикиллер (1, 2)», «72 метра», «Водитель для Веры», «Бой с тенью», «Турецкий гамбит», «Личный номер», «Статский советник» (а в Голливуде 71 название приносит доход больше миллиона).
       Сборы кризисного 97-го года — 7— 8 млн долл., сборы 2004-го — 270 млн. Названа приблизительная сумма сборов в нашей киноиндустрии за нынешний год — 350—370 миллионов долларов. За последние годы в пять раз увеличились вложения в кино. Чтобы удовлетворить рынок кино и телеиндустрии, необходимо 300 режиссеров. Сумма затрат на продвижение американского фильма — примерно 60 процентов от бюджета, на продвижение российского — 10 (за исключением фильмов Первого канала).
       
       
09.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 41
9 июня 2005 г.

Власть и люди
Начальник владимирской милиции вывез бездомных на свалку

Алтайские мамы с детьми-инвалидами покидают Москву

Нужна крыша. Над головой

Кавказский узел
Пятилетка кадыровщины на фоне последних событий в Чечне

Северная Осетия. Долгие проводы и голодный прием

С середины мая в Кабардино-Балкарии продолжаются волнения народа

Армия
Военные самолеты падают, а министра обороны президент даже не поругает

Суд да дело
«Убью!» — прошептал подсудимый свидетелю

Постовые сняли министра?

Митинги.Ру
Я свободен: я забыл, что значит страх!

Пригласительный билет
«Новая газета» приглашает вас 12 июня на Поклонную гору

Наши даты
Юрию Петровичу Щекочихину — 55 лет

Наградной отдел
Белла Ахмадулина — лауреат Госпремии

Обстоятельства
Как боссы партии «Родина» победили внутренних врагов

Четвертая власть
За год работы главный медийный смотритель вынес 63 предупреждения средствам массовой информации

Телеревизор
Всеволод Вильчек: На грузинском ТВ нет кремлевских планерок

Отдельный разговор
Маленькие люди Кремля

Кремль, которого не видит Путин

Кинобудка
Российское кино снова в кассу

Подробности
Государство и крупный бизнес должны обратить внимание на Арктику

Регионы
Репортаж из зараженного города Ржева

Инострания
Либеральные ценности сильнее терроризма

Спорт
В Питере болельщики обвинили латышей в нацизме и прожгли собственный триколор

Свидание
Академик Владислав Хлебович: В нашем мозгу нет ни одного президента

Вольная тема
Россия — как кинотеатр повторного фильма

За рулем
Как обозреватель «Новой» покупал автомобиль. Джип из бутылки. Часть III

Музыкальная жизнь
Музыка для душа и души. Как веселятся любители попа и джаза

Театральный бинокль
Похищение толпы. Дневник Чеховского фестиваля

Культурный слой
Семен Гудзенко. «Моя провинция — война»

Следующий номер
«Новой» выйдет
16 июня 2005 года

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100