NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МУЗЫКА ДЛЯ ДУША И ДУШИ
«Новая» наблюдает за тем, как веселятся любители попа и джаза
       
       
И пришло лето, и настал на улице меломана праздник. Загремели на всех больших площадках города музыкальные фестивали — выбирай, не хочу. Только в прошлые выходные российским слушателям предложили как минимум пять масштабных мероприятий. Мы решили посетить самые антагонистичные: церемонию вручения 3-й ежегодной национальной телевизионной премии в области популярной музыки Муз-ТВ-2005 и фестиваль «Русский стиль. Усадьба. Джаз». Первая третий год подряд собирает в «Олимпийском» неизменные аншлаги, другая второй раз оккупирует красивейшую усадьбу Подмосковья.
       
       3 июня. Спорткомплекс «Олимпийский»
Корреспондент "Новой" Алла Гераскина обеими руками за выбор Меладзе. (Фото — А. Мацук)       Шесть часов вечера. Вокруг Олимпийского — огромное разновозрастное море. Дети попсовый телеканал любят, приходится его любить и их взрослым: девицу с десятками косичек ведет за руку бабушка в красном вечернем платье, впереди группы школьников обреченно шествует чья-то мамаша. На дороге к действу стоят маленькие девочки с фотоальбомами в руках — затравленно озираясь на милицию, продают снимки кумиров. Те, что с автографами, разбирают быстрее.
       Перед главным входом подростки азартно «качаются» литрами пива — готовятся к встрече с любимыми артистами. Представителям фан-клубов повезло больше — они допущены к ковровой дорожке, развернутой у служебного входа в «Олимпийский». К дорожке один за другим подъезжают шикарные лимузины «Хаммер», из чрева которых под истеричные крики толпы вылезают нарядные кумиры поколения — певцы, актеры, спортсмены.
       Премия Муз-ТВ на сегодняшний день — одно из главных музыкальных событий года. Быть в списке приглашенных — почетно для любого известного человека. Попсовики мечтают быть причисленными к тусовке Крутого Игоря, остальные гости получают шанс лишний раз засветиться перед камерами — телеверсия премии выдерживает на родном канале как минимум десять повторов.
       К тому же сама церемония — достаточно качественное широкомасштабное шоу, где и зрелищем можно насладиться, и знакомства полезные завязать. Взять хотя бы спортсменов — частых гостей церемонии. Вот Дима Булыкин, например, теперь вовсю снимается в клипах у группы «Рефлекс», Владислав Радимов поднимает рейтинг Булановой, изображая к ней неземную страсть, а Егор Титов опускает рейтинг собственный, записывая с Николаем Трубачом совместный хит.
       В этом году на премии — очередной спортивный десант. Из лимузина в сопровождении старого тусовщика Булыкина горделиво выходят знаменитые российские хоккеисты Ковальчук и Твердовский. «Алсу, Алсу», — надрываясь, кричат им в лицо маленькие нелюбители спорта. Спустя десять минут в ВИП-фойе расстроенный Илья Ковальчук, 1983 года рождения, агрессивно трясет перед буфетчицей бутылочкой с колой: «Я просил сто грамм», — волнуется он. «Сейчас, сейчас», — пугается женщина, доливая в бутылочку очередную порцию виски: 300 рублей — 50 граммов.
       На сцене тем временем объявляет победителей приглашенный ведущий — одиозный Николай Басков. Объявляет на свой любимый — оперный — манер. Зрители над Басковым смеются. Антураж у Николая богатый — декорации организаторы выписали из Германии: дорогие многоярусные цилиндрические экраны, отличный свет и звук. Получив заветные призы, лауреаты отправляются составлять компанию Ковальчуку.
       Дорогой алкоголь в барах расходится быстро. Победители обмывают серебряные трофеи. Сгибается под тяжестью трех тарелок главный рокер России Рома Зверь. Плачьте, шевчуки с гребенщиковыми: «Звери» второй год подряд — лучшая рок-группа года, выпустившая в этом году «лучший альбом» и подготовившая «лучшее концертное шоу».
       Терпеливо фотографируется с поклонниками Валерий Меладзе — обладатель двух салатниц: за «лучшего певца» и «лучший дуэт» с ВИА Грой— лучшей поп-группой года. В плотном кольце журналистов мнутся девицы из «Тату», их широко разрекламированное возвращение обернулось провальным выступлением в финале концерта.
       Зато при полном параде и пафосе выпускники пятой «Фабрики звезд». Посылают подальше робких поклонников с фотоаппаратами и всячески изображают собственную значимость. Журналистки в возрасте осуждающе смотрят на пьяненьких артистов и уважительно — на Ковальчука с периодически пополняющейся бутылочкой колы. «Спортсмен», — с придыханием говорят они.
       Для целостности материала под завершающий шумок концерта пытаюсь поговорить с местными звездами о джазе. «Илья, вы знаете, что такое джаз?». «На самом деле джаз — это очень хорошо, но… — подыскивает слова раскрасневшийся Ковальчук. — Мне музыка вообще очень нравится, а джаз нет. Попса, попса!» — выкрикивает он, удаляясь.
       Сидящий на бордюре Антон Зацепин при слове «джаз» начинает истерично кричать: «Ты не понимаешь, я очень спешу, я не могу опоздать!» — и тоже убегает. И только интеллигентный Меладзе заводит со мной долгий разговор. «Я знаю то, что джаз — это все-таки не упражнение по скоростной игре на различных инструментах. В нем должна быть гармония, мелодика, он должен быть очень красивым и вкусным. Очень много музыкантов в нашей стране этого не понимают. Из каждого училища выходит множество «артистов», и все хотят играть джаз, но очень мало у кого получается. Я обожаю Нино Катамадзе — вот это настоящий профессионал. Ну а Игорь Бутман — просто гений».
       Оставив профессионалов от попсы в покое, я приготовилась слушать гениев от джаза.
       
       4—5 июня. Усадьба Архангельское
Алексей Козлов в Архангельском. (Фото — PRP Group)       На фестиваль «Русский стиль. Усадьба. Джаз» я ехала со смутным чувством жалости. После 20 000 зрителей в «Олимпийском» кучка поклонников джаза должна была смотреться особенно уныло. От щемящего чувства я избавилась достаточно быстро.
       Утрамбованная под завязку вереница припаркованных дорогих машин тянулась от въезда в Архангельское до самых касс усадьбы, у которых выстроилась внушительная очередь. Люди с собаками, колясками, спортивным инвентарем, получив заветный билетик за 1000 рублей, разбредались по изумительно красивым аллеям усадьбы, из каждого уголка которой доносились звуки музыки. То и дело мелькали лица гламурных модельеров, модных музыкантов, известных бизнесменов.
       Зато российская попсово-бомондная общественность фестиваль предсказуемо проигнорировала. Эфира на популярных телеканалах им не обещали, ковровых дорожек не настилали, а утопать в траве на дорогих шпильках первые попсовые дамы страны не пожелали.
       Впрочем, «звезданутых» в Архангельском никто и не ждал. Здесь смотрели не на лица, а исключительно на билеты. Всеобщее равенство привело к тому, что на фестиваль охрана долго не пропускала… Игоря Бутмана. Зато приехал Андрей Макаревич, украинские реперы из группы «Танок на майдане Конго» и просто очень красивые люди. На удивление много красивых и респектабельных людей, настоящих московских яппи.
       Молодые и склонные к экспериментам расположились на огромном зеленом поле перед гигантской сценой — демократичной площадкой «Партер», установленной напротив величественного Юсуповского дворца. Выгуливали маленьких детей и собачек, загорали на пледах и в специально привезенных шезлонгах, играли в бадминтон, танцевали медленные танцы и курили собственные кальяны. Слушали то, что простой обыватель вряд ли обозвал бы джазом, — скрипичные импровизации Алексея Айги, этнопрогрессив от группы Safety Magic, эйсид-джаз и даб от украинской группы Lюк, мейнстрим от Billy's BIG Band и интеллектуальный лаунж от The Optimystica Orchestra, основанной лидером Tequilajazzz Евгением Федоровым.
       Любители классики предпочли площадку «Аристократ», укрывшуюся во внутреннем дворике дворца. Там уже сидели не на земле, а на стульях, слушали не экспериментаторов, а традиционные джазовые гармонии в исполнении мэтров: Татевик Оганесян, Игоря Бриля, Андрея Кондакова, Аркадия Шилклопера, Валерия Пономарева, Бориса Козлова, Александра Сипягина, Николая Левиновского, Георгия Гараняна, Леонида Пташки и любимца клубной джазовой Москвы — «Квадро» Вячеслава Горского.
       «Устроить бы здесь большой опен-эйр, — мечтал известный киевский издатель, любуясь подсвеченным дворцом, выступающими из темноты скульптурами и мерцающей вдалеке рекой. — Хотя нет, — тут же вздыхал он, — рейверы тут все загадят». Зато любители джаза ломали все стереотипы массовых гуляний. Выносили за собой пустые бутылки, складывали в пакетики бычки и прочие отходы своей культурной жизнедеятельности. Через час после завершающего аккорда поле сияло девственной чистотой, и довольные отдыхающие на следующий день спокойно прогуливались по своим «маршрутам дозированной ходьбы».
       Два дня фестиваля превратились в изысканный, дорогой, уютный праздник. Жаль, что в Архангельское организованно не привезли иностранных туристов. Чтобы не одними ковальчуками и медведями Россия за границей славилась. Чтобы они увидели, что россияне тоже могут отдыхать красиво и масштабно — с гармонией музыки, природы и старинной архитектуры. Без быдла, водки, вырванных с корнем деревьев и разукрашенных автографами скульптур. Они наверняка никогда не видели салюта, подобного тому, что сопровождал выступление звезды — Нино Катамадзе, завершающей двухдневный праздник на «Партере». Нино пела, а в небе творилось нечто, пробирающее до мурашек. Такого дорогого, разнообразного и прямо-таки дизайнерского фейерверка Москва не смогла позволить себе даже на юбилей Победы.
       Да и в «Олимпийском», честно говоря, им было бы на что посмотреть. Наш шоу-бизнес только для артистов не прибыльный, а для бизнесменов — очень даже. И пусть качество музыки оставляет желать лучшего, зато светского лоска — хоть отбавляй.
       Прошедшие выходные показали: россияне наконец-то научились делать шоу и делать на этом деньги. В «Олимпийском» — за счет массовости, в Архангельском — элитарности, научились отдыхать попсово-угарно и гламурно-джазово. Главное, не относиться серьезно к первому и не бравировать вторым.
       
       Алла ГЕРАСКИНА
       
09.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 41
9 июня 2005 г.

Власть и люди
Начальник владимирской милиции вывез бездомных на свалку

Алтайские мамы с детьми-инвалидами покидают Москву

Нужна крыша. Над головой

Кавказский узел
Пятилетка кадыровщины на фоне последних событий в Чечне

Северная Осетия. Долгие проводы и голодный прием

С середины мая в Кабардино-Балкарии продолжаются волнения народа

Армия
Военные самолеты падают, а министра обороны президент даже не поругает

Суд да дело
«Убью!» — прошептал подсудимый свидетелю

Постовые сняли министра?

Митинги.Ру
Я свободен: я забыл, что значит страх!

Пригласительный билет
«Новая газета» приглашает вас 12 июня на Поклонную гору

Наши даты
Юрию Петровичу Щекочихину — 55 лет

Наградной отдел
Белла Ахмадулина — лауреат Госпремии

Обстоятельства
Как боссы партии «Родина» победили внутренних врагов

Четвертая власть
За год работы главный медийный смотритель вынес 63 предупреждения средствам массовой информации

Телеревизор
Всеволод Вильчек: На грузинском ТВ нет кремлевских планерок

Отдельный разговор
Маленькие люди Кремля

Кремль, которого не видит Путин

Кинобудка
Российское кино снова в кассу

Подробности
Государство и крупный бизнес должны обратить внимание на Арктику

Регионы
Репортаж из зараженного города Ржева

Инострания
Либеральные ценности сильнее терроризма

Спорт
В Питере болельщики обвинили латышей в нацизме и прожгли собственный триколор

Свидание
Академик Владислав Хлебович: В нашем мозгу нет ни одного президента

Вольная тема
Россия — как кинотеатр повторного фильма

За рулем
Как обозреватель «Новой» покупал автомобиль. Джип из бутылки. Часть III

Музыкальная жизнь
Музыка для душа и души. Как веселятся любители попа и джаза

Театральный бинокль
Похищение толпы. Дневник Чеховского фестиваля

Культурный слой
Семен Гудзенко. «Моя провинция — война»

Следующий номер
«Новой» выйдет
16 июня 2005 года

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100