NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЧЕСТНОЕ РУКОПОЖАТИЕ, ПРИВЕТЛИВАЯ УЛЫБКА, КИВАЮЩАЯ ГОЛОВА
Как вербовать сторонников среди своих сограждан
       
(Фото — EPA)
     
       
Перед вами текст, который может гулять по офисам движения «Наши» хотя бы потому, что он попал к нам оттуда. Озаглавлен он удивительно: «Методические рекомендации для блока внутренней разведки движения «Наши». Обставлено все очень серьезно – есть даже шапка, обозначающая дату изготовления и степени допуска: «Д» и «Д-1 (по заявке)».
       Для шутки он слишком многостраничен и детально подробен, а воспринять его совсем уж всерьез не позволяет здравый смысл и чувство брезгливости. Хотя бы потому, что термины «наводчик», «вербовщик», «ведущий» (когда-то их называли «кураторами») как-то странно использовать среди студентов и школьников – ведь ячейки «Наших» и их «комиссары» (как официально называются местные руководители движения) создаются именно в учебных заведениях.
       Неуказанные авторы «методички» предлагают активистам составлять досье на потенциальные «объекты вербовки», читать их письма, слушать телефонные разговоры, оценивать сексуальные пристрастия и взаимоотношения с родственниками, для того чтобы затем удачнее воздействовать на сознание. Мило…
       Когда-то в «Детском мире», неподалеку от головного здания КГБ, продавались наборы «Юный химик» и «Юный физик», пришло время для подарка под названием «Юный чекист»? Или лидеры молодежного движения решили, что пора создавать альтернативу ФСБ, чтобы докончить дело, начатое демократами в 90-х? Такое предположение не выглядит абсурдным, учитывая требования к «объектам вербовки» – безупречная репутация и высокие моральные качества.
       Или просто кто-то — в режиме спецоперации — решил возродить страну своей юности, в которой вирус подозрительности и доносительства, спрятанный под декором братства размножался столь удачно, что в итоге развалил государство?
       Странная компиляция из пособий для продавцов «гербалайфа» и старинного учебника для будущих контрразведчиков кажется, на первый взгляд, нежизнеспособной, пока не вспомнишь, что «гербалайф» все-таки покупают и что совсем еще недавно в «шпионов» с увлечением играла вся страна. Не смешно. Даже для провокации.
       Ответить на вопрос, что это значит, мы предлагаем нашим читателям совместно, может быть, и у заинтересованных лиц найдется что сказать по этому поводу.
       
       
       S-195 03-06-2005
       Д
       Д-1 (по заявке)
       
       
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
       
для блока внутренней разведки движения «Наши»
       Материалы для самообразования
       Общие методы поиска и вербовки, спец. материал
       
       
Качественная вербовка подразумевает следующие последовательные этапы работы с объектом:
       — выявление; разработка; оценка; привлечение; проверка; направление деятельности; удержание; прерывание контакта.
       При стандартном трехступенчатом подходе это:
       — наводчик (акцентируется на предварительном изучении объекта, после чего устанавливает личный контакт с ним, выполняя дополнительную разработку с тестированием, и выдает заключение о целесообразности использования данного человека, а также о перспективных направлениях целевого воздействия на него);
       — вербовщик (устанавливает новый контакт с объектом, чаще всего не связанный с предыдущим; в подходящее для этого время он открывается и ждет реакции собеседника, предварительно обеспечивая себе путь к отступлению);
       — ведущий (производит инструктаж и осуществляет все дальнейшее руководство, направляющее деятельность объекта). <…>
       
       2. ВЫЯВЛЕНИЕ КАНДИДАТА
       <…>
       Выбирая подходящий объект (кандидата на вербовку), прорабатывают два направления:
       — тщательно выискивается полезный по информированности (или другим своим возможностям) человек, а потом уж намечаются подходы к нему;
       — обстоятельно рассматривается определенный контингент людей, и оттуда отбирается наиболее доступное по уязвимости или личным контактам лицо. <…>
       Наиболее пригодны для нашей вербовки те, кто:
       — обладают минимальными моральными изъянами (выд. — Ред.) (независимость от алкоголя, табака, «сексуальной свободы», национализма и расизма, наркотиков, агрессии…) или же «особенностями» биографии (успешность, лидерство, патриотизм, смелость, неподкупность и пр.);
       — имеют сильное желание «помогать и делать добро» или «развиваться духовно», «наводить порядок» (выд. — Ред.).
       
       3. РАЗРАБОТКА КАНДИДАТА
       На этом этапе производятся тщательное изучение выбранного человека, доскональная проверка его индивидуальных способностей и возможностей. <…>
       Вся получаемая информация вносится в формализированное досье, данные из коего используются для:
       — вербовки объекта; предсказания действий объекта; психологической и физической нейтрализации объекта.
       
       А. Предварительное изучение
       Для начала по возможности собирают сведения без вхождения в непосредственное сношение с объектом. Характерными источниками такой информации могут служить:
       — всевозможное официальное участие кандидата в жизни общества, должности, бумаги и документы, статьи и упоминания…
       — случайно или специально перехваченные телефонные (и прочие…) разговоры;
       — видеосъемка и фотоматериалы;
       — контактеры (люди из круга общения объекта). <…>
       Собрав и проанализировав данные о кандидате из разнообразных доступных источников, можно переходить к следующему этапу: разработке данного объекта при прямом общении. Сюда входит:
       — установление контакта (завязывание знакомства);
       — углубление контакта (подготовка почвы);
       — тестирование (углубление досье);
       — оценка (перспективность вербовки).
       Б. Установление контакта
       Обретение знакомства связано с созданием благоприятных ситуаций, многие из коих могут возникать совершенно случайно, и здесь главное — не упустить подходящего момента. <…>
       Среди психологических нюансов, существенно влияющих на первое впечатление, не мешает знать следующие:
       — приветливая, доброжелательная улыбка способствует возникновению доверительности, сметая недоверие и недопонимание;
       — честное, твердое, мужественное рукопожатие в сочетании с прямым взглядом в глаза нравится почти всем; <…>
       — выраженные крайности в одежде <…>, как и чрезмерная безвкусица, порождают отрицательное впечатление; особенно бросаются в глаза стоптанная или грязная обувь и помятый головной убор;
       — женщины оценивают мужчину за 45—60 секунд, обращая при этом особое внимание на его речь, глаза, прическу, руки, обувь, одежду (именно в такой последовательности) <…>.
       Постарайтесь избегать:
       — извинений и выказываний признаков неуверенности (кроме специальных приемов); <…>
       — всякого давления на визави, вынуждающего его занимать оборонительную позицию. <…>
       Не мешает помнить, что любому человеку нравится, если тактичный визави:
       — сопереживающе выслушивает и воодушевляет его вести речь о себе (ничто более не льстит партнеру, как внимание…);
       — начинает разговор на интересующую его тему (или задает вопросы, на которые приятно отвечать…); <…>
       — всегда помнит его имя;
       — не злоупотребляет незнакомыми словами;
       — излагает мнение, подобное его собственному. <…>
       В тех случаях, когда на предварительную (заочную) разработку человека совсем нет времени, необходимо быстро проанализировать все его внешние данные (лицо, фигуру, одежду…) и эмоциональные (манеру говорить, жестикуляцию…) признаки и действовать, сообразуясь со своими предположениями.
       Приемы знакомства, обеспечивающие оптимальный повод для начального обмена фразами, могут быть, скажем, такими:
       1. Провоцирование объекта на оказание помощи вам:
       — симулирование падения на улице, вывиха ноги, внезапной слабости и иных симптомов, связанных со здоровьем;
       — имитация неловкости, выронив в удобный момент что-либо из рук;
       — «забывание» своей вещи рядом с объектом;
       — обращение с просьбой подсказать несложную (улицу, магазин, время…) информацию;
       — вызов сочувствия своей беспомощностью (сломанная машина, тяжелые вещи, растерянность на улице…); это — женский вариант.
       2. Прибегание к помощи, которую оказываете объекту вы:
       — четкое использование случайной (или организованной) неловкости объекта в связи с недостатком информации о чем-либо (показать определенное место, объяснить, как что-то сделать…);
       — ловкое задействование случайной (а то и предусмотренной или созданной) потребности для объекта в какой-либо услуге (помочь в учебе, предложить лишний билетик, подвезти куда-либо…); <…>
       — подключение к ситуациям, обусловливающим нарушения или угрозу («спасение» объекта, консультация или обещание ее предоставить…).
       3. Знакомство через общих знакомых:
       — выверенные по времени визиты к определенным лицам, у которых часто бывает объект. <…>
       4. Знакомство на различных культурных или спортивных мероприятиях, <…> обеспечив себе соседство с объектом посредством «лишнего» билетика <…>:
       — инсценирование роли «новичка», интересующегося мнением «специалиста»; <…>
       — выдача безадресных замечаний, могущих заинтересовать объект. <…>
       5. Знакомство в очередях или ожидании чего-либо <…>, учитывая, что общность ситуации в какой-то мере сближает людей. <…>
       
       В. Углубление контакта
       В этой фазе разработки знакомства требуется создавать поводы для повторных встреч. <…> Надобно, однако, стремиться к тому, чтобы инициатива дальнейших встреч исходила от объекта. <…>
       Основными побуждениями к более частому общению здесь могут служить:
       — потребность в доминировании; потребность во внутреннем комфорте (безопасности); потребность в самоутверждении; потребность в сочувствии и понимании («Любовь») (выд. — Ред.); <…> желание кооперации (делового сотрудничества). <…>
       5. Использование кого-либо третьего (близкого человека, родственника, коллеги или приятеля объекта), сделав его заинтересованным в ваших дальнейших встречах с нужным индивидом.
       Если необходимо резко сократить дистанцию общения (а это имеет смысл при установке контроля над волей объекта и одноступенчатой вербовке), часто прибегают к форсированным трюкам, следуя которым нужно:
       <…>
       3. Вызывать у индивида острую необходимость в вашей помощи:
       — приведением человека в разнотипные и вроде безнадежные положения с внедрением ему мысли, что только вы можете его спасти (и, конечно, делаете это…). <…>
       
       Г. Техника тестирования
       Степень грубости зондажа <…> согласуется с сообразительностью объекта, его личностной чувствительностью и ситуацией. <…>
       Проводя тестирование, следует учитывать, что:
       — декларируемые установки людей мало связаны с их невербальным поведением (говорят одно, а делают другое…); <…>
       — чтобы понять симпатии и антипатии объекта, <…> не мешает прояснить его отношение к различным историческим и литературным личностям; <…>
       — ответная реакция на утверждение всегда содержит больше информации, чем ответ на точно сформулированный вопрос;
       — перемена (ухудшение) погоды зачастую вызывает апатию и замедление реакции; <…>
       — когда процесс понимания идет слишком уж гладко, есть все основания не доверять такому пониманию; <…>
       — женщины и многие нацмены обычно более конформны.
       Наряду с оценкой поведения объекта при персональном общении следует проанализировать его действия в самых различных созданных (трюки) и самопроизвольных (жизнь) ситуациях. <…>
       Замечательную информацию может дать анализ писем объекта (выд. — Ред.). <…> При этом необходимо знать, коими условиями вызвана просматриваемая переписка и каковы отношения между авторами. <…>
       
       
(Фото — EPA)       ПРОЧИТАЛИ? И ЧТО ВЫ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ДУМАЕТЕ?
       Нам бы очень хотелось получить ваши предположения и версии. А еще — комментарии: насколько эффективна такая технология в наше время, какие цели преследует, не сталкивались ли вы сами с подобного рода обработкой?
       Ждем ваших сообщений на форуме ОТКРЫТО.RU или по e-mail: rassled@novayagazeta.ru.
       
       
       
В следующем номере «Новой» вы сможете прочитать вторую часть этого «методического пособия» вместе с вашими откликами и мнениями специалистов. И тогда узнаете:
       — по каким критериям выбирать «объекты» для вербовки;
       — технология самой вербовки: что такое «горячий» и «холодный» подход, «ступенчатая» вербовка и вербовка «под чужим флагом», варианты «воздействия на индивида»;
       — основные темы, которые необходимо затрагивать в разговоре с «объектом», и примерные тексты, которые можно использовать в пробном разговоре;
       — на что опирались авторы, создавая этот учебник «юного чекиста».
       
       "Новая газета" № 42
       
16.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 42
16 июня 2005 г.

Первые лица
Президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров: Я найду ответы

Кавказский узел
12 июня Путин переназначил генерала Зязикова начальником Ингушетии

Дмитрий Козак сохранил президента Карачаево-Черкесии у власти

Мир и мы
Красный Крест хочет в чеченскую тюрьму, а его не пускают

Королевство Марокко отменило визы для россиян

Инострания
Абрамович в Англии раздражает всех, кто не болеет за «Челси»

Армия
Генералы закрывают военные кафедры вузов и по-прежнему делают ставку на всеобщую мобилизацию

Расследования
Методические рекомендации для блока внутренней разведки движения «Наши»

Митинги.Ру
Инструкция для чиновников по переносу времени и места митингов оппозиции

Власть
Съезд партии «Родина» прошел под присмотром администрации президента

Милосердие
Объединившись, знаменитые артисты и сопереживающие зрители спасли троих детей. И это только начало

Финансы
Сбербанк РФ и спикер Миронов решают «квартирный вопрос» россиян

Московский наблюдатель
Студенты с пользой отметили День России

Страна уголков
В Саратове студентов учат искусству колокольного звона

Регионы
Дети играют в кладбищенских вандалов

Инвентаризация «эстонских ценностей»

Небо на хлеб не намажешь…

Подробности
Бензин ушел по высшей категории сложности

«Макдоналдсу» ткнули поднос

Суд да дело
Суд оценил увечья Дениса Васильева

Четвертая власть
Березовский меняет руководство «Коммерсанта»

Наука
Так все-таки какая Академия наук нужна России?

Интернет
ЮНЕСКО построила в России интернет-музей

Кинобудка
Итоговое впечатление от XVI «Кинотавра» — разъединенность кинопрофессий

Эксклюзивное интервью с каннским отборщиком Жоэлем Шапроном

Театральный бинокль
На российской сцене падает спрос на мерзости жизни

Номера для самоубийц

Вольная тема
Александр Генис. Лето нашей свободы

Юрий Рост. Выбор Плотникова (СПБ)

Евгения Пищикова. Небольшое спасибо

Наши даты
Артемию Троицкому — 50 лет

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100