NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СНОСИТ ВАВИЛОНСКУЮ БАШНЮ
Итоговое впечатление от XVI «Кинотавра» — разъединенность кинопрофессий
       
Павел Лунгин, режиссер фильма, победившего в "Кинотавре", — с двумя главными призами. (Фото Ларисы Камышевой)
      
       
Особенность ХVI «Кинотавра» — ощущение переходности. Новое руководство пытается сформулировать его идею, формат. Стремится превратить кинотусовку в инструмент продвижения российского кино, также переживающего этап перестройки, восстанавливающего силы, с любопытством разглядывающего нового зрителя. Впрочем, кому в моем Отечестве удавалось проскочить мимо перманентного «переходного периода»? Мы привыкли.
       
       Ложь как жанр искусства
       Первый вывод после просмотра программы: слухи о возрождении российского кино преждевременны (присутствие в конкурсе «Солнца» Сокурова и «Настройщика» Муратовой заметно бы планку приподняло). К тому же выяснилось, что и цифры, отражающие наличие нашего кино в прокате, лукавят. Относительно высокий процент обеспечивается буквально двумя-тремя названиями. Из 85 картин, снятых за год, едва более 10 (!) выходят на экраны. Где остальные?
       Отборщики сделали акцент на теме сиротства. Бездомные дети всех родов и возрастов заполонили экран («Ловитор», «Парниковый эффект», «Куктау»). Среди жанров самым популярным оказался жанр криминальной комедии («Бедные родственники», «Жмурки», «Мама, не горюй-2», «Ночной продавец»). Среди героев замечены новые типажи. В татарском «Куктау» отсидевший в тюрьме за непреднамеренное убийство Карим похищает ребенка-инвалида, которого должны вывезти на усыновление и лечение в Америку. Беглецы спешат в сказочное место Куктау, где старики лечат медом, где, может быть, разыщется мама ребенка. Киднепинг или спасение? Насколько важно для маленького Булата остаться татарином? Мальчик из фильма Ахадова — бомж, помешанный на опрятности, чистоте. Живет в теплице, принимает ежедневный душ на автомойке. Пожалуй, он единственный состоявшийся мужчина в кинопрограмме. Похоже на правду: когда мужчины поражены инфантилизмом, их место занимают подростки.
       С женщинами тоже не просто. Няню — неказистую, с милым веснушчатым лицом, дипломом учительницы и беззащитной улыбкой — принимают на работу в новорусский загородный дом. Няня, как вредоносный гриб или вирус, проникает во взаимоотношения членов семьи, в их головы — чтобы изнутри разрушить, растерзать. Классовая ненависть за социальное неравенство? Женская зависть? Продуманная афера? Психотриллер Ларисы Садиловой «Требуется няня» провоцирует зрителя на собственные версии происходящего. Один из явных фаворитов смотра не был отмечен жюри (за исключением недетской работы юной исполнительницы Иры Шиповой). Может быть, жюри, как и меня, разочаровал финал. Режиссер Садилова хитроумно нагнетает невидимое напряжение в будничных ситуациях «дачной жизни». Сценарист Садилова в стремлении сделать фильм более кассовым приклеивает к психодраме благостный финал, не слишком органичный для мрачной, царапающей истории.
       Главное открытие программы — «Первые на Луне». Целинный для нашего кино жанр мистификации. Будто бы секретные службы вместе с двумя свердловскими заводами еще в 38-м году запустили первый летательный аппарат в космос. Советские космолетчики вновь опередили американцев! Но полет оказался неудачным, и спецслужбы зачистили поле эксперимента. Весь фильм — псевдодокументальное расследование, в котором «было — не было?» меняются местами, обескураживая наиболее доверчивых зрителей. «Расследование» опирается на «секретные» материалы довоенной космической программы, частично сохранившиеся в архивах и киноархивах ООН и НКВД. Блестящая документальная фантастика. Даже среди моих коллег нашлись «купившиеся». Но скажите, а фильмы Александрова и Пырьева — не мистификация на тему: «Эх, хорошо в стране советской жить?». А сами 30-е не есть ли тотальная мистификация, страшный театр абсурда: люди исчезают среди ночи, ежечасно сотворяются мифы и кумиры, на елках выращивают яблоки, а из обезьян «выковывают» настоящего человека. Режиссеру Алексею Федорченко удалось пропитать пленку воздухом времени. Процедура — чистая алхимия. И если любое кино — ложь, то кино Федорченко — ложь, возведенная в квадрат художественного события. Ложь как жанр, вид искусства.
       
       Снимается кино
       «Я так ощущаю жизнь — я ору. Я даже когда шепчу — я ору». Это уже Шнур в документальном фильме Тофика Шахвердиева. Матерщинник, алкоголик и придурок — по одной версии, интеллигент, искренний романтик — по другой. Обе версии рассматриваются в фильме «Он ругается матом».
       Шнур прав, все мы снимаем кино. Потом нашу пленку просмотрят там, на небе. Ну типа ОТК скажет: брак, плохой фильм. В ад его. А этого — в рай. Доброе кино.
       Фестиваль тоже похож на кино. У него есть сценарий, режиссура, главные исполнители.
       Режиссер Илья Хржановский, несомненно, — один из главных. Вокруг него заварилась настоящая каша из непонимания и споров. Его мрачный взгляд на действительность в фильме «4», мировоззренческий уровень разговора шокируют, царапают. Жюри наградило фильм спецпризом со словами: мол, убеждений не разделяем, но уважаем энергию творческого подхода. Минкульт велит изъять сквернословие и сократить фильм на 40 минут. Вокруг «4» разгорелся и самый большой фестивальный скандал: когда на вечернем киноринге — театрализованном суде-обсуждении — некоторые из обвинителей так заигрались в прокуроров, что игра вмиг перестала быть игрой. А известный драматург нешуточно в лицо автору шваркнул: «Мерзость чудовищная, хочется задушить режиссера». В тот же день одна из журналисток не менее конкретно порекомендовала режиссеру — раз уж так не любит свою страну — валить из нее. Хржановский пытался объяснить, что считает необходимым говорить о больном, например, о чудовищной смертности от алкоголизма, что ищет свой художественный метод. (Образ кукол с лицами из хлебных мякишей, которые сначала нажевали деревенские старухи, потом выгрызли собаки, — страшная, незабываемая метафора современной российской действительности.)
       Впрочем, практика показывает: обвиняемых в наших «судах» не очень-то слушают. «Это только кино — хотелось повторять своим коллегам, распаленным дискуссиями и театрализованными кинорингами (суд, худсовет, педсовет). Несовпадение во взглядах — разрывы многолетней дружбы, клеймящее позором: «И тебе это понравилось?».
       Для Роднянского и Толстунова фестиваль — кинодебют. Они везде: на «круглых столах», конкурсных показах и короткометражках, брифингах и многочасовых интервью. Отлаживают связи: с кубанской властью, Министерством культуры и… Никитой Михалковым. «Фестивальное кино» снимается 24 часа в сутки. «А первый фильм случается только один раз». — Это уже Сельянов объясняет молодым на мастер-классе (среди молодых замечаю вездесущего Толстунова). «Только однажды вы имеете возможность сказать самое важное, волнующее вас. В профессию надо входить со своим фильмом. Дебют — ситуация уникальная».
       У фестивального кино — свои спады и точки кульминации. Вот острый эпизод — выяснение отношений между прокатчиками и кинопрессой: «Вы паразитируете на теле кинематографа… Пресса не играет никакой роли в продвижении кино… Пресса может обгадить любой фильм…». «От прессы вы ждете только пиара, вам не нужен анализ!». Не менее конфликтны отношения продюсеров с актерами. Актерские ставки в нашем кино уже достигли 60% от бюджета. Нонсенс! Скоро на производство денег не останется. Спорят представители двух виртуальных профессий: актерский агент и продюсер.
       За окном — дождь, а на экране — искусственный снег. Красиво падает на голову оперным певцам и клоунессе Ренате Литвиновой. Потом начинает валить, засыпая их, залепляя глаза, рты. Старые пленки, снятые легендарным художником и режиссером Рустамом Хамдамовым, смонтированы Ираклием Квирикадзе в постмодернистское панно.
       Если настойчиво искать приметы развития отечественного кино, то лишь в сфере блокбастеров. Рассказывают: на «Парамаунте», посмотрев «Бой с тенью», покупать фильм отказались. Зато режиссера предложили забрать немедленно.
       Конкурс «Кинотавра» — кардиограмма отечественного кино, свидетельство результатов затяжной болезни. С некоторым намеком на выздоровление. Это «наше кино», другого у нас нет. Это кино, несмотря на его эстетическую неполноценность, наконец-то пытается рассмотреть смутную действительность, в которой в отсутствие отцов дети вынуждены защищать не только собственную жизнь, но и взрослых женщин; беззаконие окончательно подменило власть закона, вчерашние братаны с погонялами переехали в офисы на Красную площадь.
       Зато мы узнали, что на карте нашего кино появились новые географические координаты. Как и свердловский «Первые на Луне», татарский «Куктау» и башкирский «Ночью можно» сделаны с легким дыханием, не притворяются мейнстримом, сохраняют национальную аутентичность.
       
       Победили… изощренные мошенники
       Если думаете, что «Бедные родственники» — абсолютный победитель «Кинотавра» (главный приз, награда за сценарий) — примирили фестивальных противников, то глубоко ошибаетесь. Павла Лунгина обвиняют в человеконенавистничестве, цинизме, презрении к героям. На него обиделись православные за сцену, в которой герой раскачивается, как распятие. Евреи — за выкапывание праха из могилы. Монархисты — за шутку с упоминанием царских мучеников.
       «Search» (розыск) — сайт в интернете, на который наткнулся сценарист Геннадий Островский. Люди, разбросанные войнами по планете, пытаются разыскать осколки семей. 82-летний Островский из Йоханнесбурга искал оставленных в 1906-м родственников в Сосновке: Дору, Иосифа и дядю Мотла — боялся умереть от одиночества. В фильме мошенник Эдик выстраивает по-настоящему бендеровскую аферу: за скромное вознаграждение подыскивает кандидатуры на Украине в качестве возможных родственников. Привозит на недельку одиноких зарубежных гостей, и нечестно заработанные деньги — в кармане.
       Как предположить, что между псевдородными могут зародиться «кровные» отношения, в которых будут любовь и ненависть, жалость и нетерпимость. В общем, все, как в обычных семьях. «Седьмая вода» сварится в крутой кисель. Абсурд будет крепчать, трагедия — вбивать клинья в отвязную цирковую эксцентрику, в лучших моментах достигая высот гоголиады. Пропойца Яша с простонародным лицом Гармаша раскрошит собственный дом, только б не отдать маму Эстер нагрянувшему, как снег на голову, миллионеру из Канады «дяде» Симону. Барух (Леонид Каневский) найдет спасение в обретенных корнях, не изменяя собственной философии: «Просто так убивать нельзя. Но если есть причина — убей».
       Не скажу, что в фильме нет пережимов, вкусовых просчетов, выпирающих из ролей актерских бенефисов, но устоять перед натиском смеховой стихии невозможно. Тень Бабеля и Шолома-Алейхема незримо витает над героями. Смех накручивается фаршем гэгов, вдруг обрываясь тишайшей трагической нотой. Белая как лунь Эстер (глаза ангела, смотрящего в разные стороны) и ее новообретенный брат Симон в центре необозримого макового поля — в центре земли. Тихо Эстер гладит Симона по голове. Поле, возможно, то самое, где уничтожены в оккупацию их родители. Эстер Гернтайн, сыгравшей в фильме, — 95 лет, она родом из России. Живет во Франции, прошла лагеря, с 75 снимается в кино. Главный герой плутовской комедии с ощутимым привкусом драмы — Эдик. Константин Хабенский смешал коктейль из Чичикова, Хлестакова и Бендера и разделил награду за лучшую мужскую роль с Михалковым. У Михалкова работа тоже отличная, правда, его роль, словно каток, прошлась по самому фильму «Статский советник», не оставив от партнеров живого места.
       Итоговое же впечатление от программы «Кинотавра» — совершенная разъединенность профессий. Драматургов от режиссеров, операторов от художников, продюсеров от прокатчиков, актеров от всех остальных. Единственное, что всех объединяет, — общая нелюбовь к кинокритикам. Все говорят на разных языках. Пытаемся строить кино, как Вавилонскую башню. Не понимаем друг друга. Вероятно, «Кинотавр» — один из способов нащупать общий язык. Чтобы башню не снесло.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
16.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 42
16 июня 2005 г.

Первые лица
Президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров: Я найду ответы

Кавказский узел
12 июня Путин переназначил генерала Зязикова начальником Ингушетии

Дмитрий Козак сохранил президента Карачаево-Черкесии у власти

Мир и мы
Красный Крест хочет в чеченскую тюрьму, а его не пускают

Королевство Марокко отменило визы для россиян

Инострания
Абрамович в Англии раздражает всех, кто не болеет за «Челси»

Армия
Генералы закрывают военные кафедры вузов и по-прежнему делают ставку на всеобщую мобилизацию

Расследования
Методические рекомендации для блока внутренней разведки движения «Наши»

Митинги.Ру
Инструкция для чиновников по переносу времени и места митингов оппозиции

Власть
Съезд партии «Родина» прошел под присмотром администрации президента

Милосердие
Объединившись, знаменитые артисты и сопереживающие зрители спасли троих детей. И это только начало

Финансы
Сбербанк РФ и спикер Миронов решают «квартирный вопрос» россиян

Московский наблюдатель
Студенты с пользой отметили День России

Страна уголков
В Саратове студентов учат искусству колокольного звона

Регионы
Дети играют в кладбищенских вандалов

Инвентаризация «эстонских ценностей»

Небо на хлеб не намажешь…

Подробности
Бензин ушел по высшей категории сложности

«Макдоналдсу» ткнули поднос

Суд да дело
Суд оценил увечья Дениса Васильева

Четвертая власть
Березовский меняет руководство «Коммерсанта»

Наука
Так все-таки какая Академия наук нужна России?

Интернет
ЮНЕСКО построила в России интернет-музей

Кинобудка
Итоговое впечатление от XVI «Кинотавра» — разъединенность кинопрофессий

Эксклюзивное интервью с каннским отборщиком Жоэлем Шапроном

Театральный бинокль
На российской сцене падает спрос на мерзости жизни

Номера для самоубийц

Вольная тема
Александр Генис. Лето нашей свободы

Юрий Рост. Выбор Плотникова (СПБ)

Евгения Пищикова. Небольшое спасибо

Наши даты
Артемию Троицкому — 50 лет

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100