NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТЕАТР НЕЖНОГО СТАРЬЕВЩИКА
На российской сцене падает спрос на мерзости жизни
       
В екатеринбургском подвале драматурги копают наш общий текст.
    
       
В екатеринбургском «Коляда-театре» огласили лауреатов международного конкурса драматургов «Евразия» (с которого началась слава Василия Сигарева, облетевшая весь свет с «Пластилином» и «Фантомными болями», и Олега Богаева — «Русская народная почта» — которого ставят теперь в Голливуде). Пьеса Александра Архипова «Подземный бог» про жителей подземки — 20 тысяч руб., пьеса-сказка Насти Крымовой «Страшный заяц» — 20 тысяч руб. весь список оглашать не надо (он есть на сайте www.kolyada-theatre.ur.ru, пьесы прилагаются).
       Современная драматургия перестает демонстрировать крайности театрального гурманства. Победители «Евразии-2005» наплевали на моду материться и понаписали смешных текстов. Чернуха медленно, но верно исчезает из поля зрения драматургов, скандальные тексты продаются все хуже, статистика подтверждает: в российских театрах падает спрос на мерзости жизни. Из современных хорошо продаются тексты качественные и душещипательные.
       Устойчивы Гришковец и Птушкина — в зависимости от вкуса и кошелька дирекции; есть проблемы у Сорокина и Кольтеса: слишком мрачные для сегодняшнего дня. «8 одноактных комедий» Константина Костенко из шорт-листа «Евразии-2005» могли бы лечь в основу доброго семейного сериала типа «Альф». Пессимисты видят в этом совсем уснувшую гражданскую ответственность и предельную вялость общества, оптимисты верят в способность искусства загипнотизировать психику людей «на стабильность».
       
       «У него плохое тело, Тома. Только наполовину влезло в мусоро-провод»
       Жизнь «Коляда-театра» и его сателлитов — не местечковые радости и не крик в подушку. В подвале на Ленина, 69/10 — бывшем ДК имени Дзержинского и тире уральских энкавэдэшников, нынешней бойлерной краеведческого музея — страсти кипят, как и полагается в месте предельного нагрева жидкостей.
       Во-первых, создателя известного всей Европе театра и целой драматургической школы Николая Коляду выгоняют из помещения за популярность его спектаклей. Польская переводчица Агнешка Пиотровска, бегая по потолку от радости заключения эксклюзивного контракта на перевод пьес Василия Сигарева, подтвердила, что в Польше до Коляды никто не знал о существовании Екатеринбурга. Руководительницу несуществующего Центра молодежной поэзии Любовь Макарову, чьи астрономические долги за общее помещение Коляда оплатил несколько лет назад, никто не знает и в Екатеринбурге, но ей это не мешает время от времени баррикадироваться в театре с собакой и провоцировать инфаркты.
       Во-вторых, о главном. Участники шорт-листа и победители «Евразии-2005» написали несколько отличных детских пьес-сказок: Ярослава Пулинович из Ханты-Мансийска — «Карнавал заветных желаний», Анна Богачева из Нижнего Тагила — «Чемоданное настроение», Анна Нестерина из Москвы — «Нахлебничек». Среди множества комедий нет ни одной так называемой черной пьесы. Народ отсидел
       12-часовой марафон этих читок и ржал как ненормальный. Почему молодые граждане не остались у телевизора, не смотрели прекрасно снятые кровавые разборки? Может, потому, что читки у Коляды — не бубнеж с бумажками, а дюжина готовых, с колес, спектаклей за те же сто рублей.
       Зрителям явно нравилось, что вместо портретов театральных патриархов на стенах постеры звезд футбола, вместо Вагнера — песня «Ласковая моя, нежная». Пусть не все воспринимали эту музыку как иронический прием (пейте лучше дома, с родителями, а не в подъезде из грязных стаканов). Я искренне разделила зрительский энтузиазм и в зале, и на «фуршете» с пряниками и вареной колбасой, хотя сама, может, и не большой поклонник спектаклей «Коляда-театра». Но способность этого человека отдать своим актерам все до последней нитки, всех обеспечить ролями, пристроить своих студентов, авторские гонорары регулярно отдавать на развитие театра и еще попутно собирать невероятную коллекцию одежды заставляет снять шляпу, бейсболку, бандану и бросить их в общий котел.
       Несмотря на сырость, в бойлерной шикарные гардеробные. Прихожане Михайловской церкви приносят одежду для детдомовских, заключенных СИЗО, и то, что нельзя носить детдомовским и заключенным (бешеный люрекс или красные сапоги на шпильке), пристраивают Коляде. Дышащая на ладан Свердловская киностудия умоляла забрать, спасти костюмы — опять к Коляде. У бабушек он скупает домотканое рукоделие — льняные скатерти, фартуки, платки, покрывала. Бабушки — с копеечкой, Коляда — с уникальной коллекцией авторских вещей.
       
       «У Гамлета не было волос в носу»
       Почему-то никто никогда не писал очевидную вещь. Коляда и его окружение — русские юродивые во фриковских обносках, которые охраняют наш вчерашний день, наше советское прошлое.
       Из этого вчерашнего дня, убогого быта, обрубленной речи, копеечных шелков они вытаскивают нежное сердце, снимают с него налипший мусор и без всякого комиссионного сбора возвращают зрителям потерянное — слезами, потекшей тушью, прерывистым вздохом, сладкой сигаретой на остановке. Нежный старьевщик, твердолобый романтик Коляда ходит по улицам, собирает наши сгинувшие по обменникам души, проданный смех, сброшенные змеиные шкуры, складывает в свою тележку, приносит домой, раскладывает перед своей актерской шатией и учениками. Ученики и примкнувшие щупают, нюхают вещи и учатся понимать нас лучше нас самих, морзянку ощущений постепенно переводят в слова. «Кровь в висках стучит, как не принятое никем и вернувшееся восвояси Морзе». Бывает и так, но победивших — драматургов-переводчиков с русского немого на русский театральный — больше (смотри афиши театров: если идет современная пьеса — почти наверняка ученика Коляды).
       Почему драматурги хорошо вылупляются у Коляды? Может, потому, что в бойлерной тепло и сыро? Потому, что приз у них красивый — воткнутое в кубометр чернозема золотое перо: почвенники, значит?
       «— Ой, Маня, дождь-то какой! Холодно! Копать-то будем?
       — Копать будем!» — договариваются бабушки на железнодорожной платформе. Шуршащие полиэтиленовые коконы скрыли лица и превратили бабушек в настоящих землекопов.
       Даже примитивные народы уважают сумасшедших. Драматурги копают наш общий текст, их благородная клептомания питается нашей общей речью. И если они натыкаются на пустую породу — то вопросы к нам.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА, наш спец. корр., Екатеринбург—Москва
      
       P.S. Названия главок — цитаты из «8 одноактных комедий» К. Костенко
       
       
16.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 42
16 июня 2005 г.

Первые лица
Президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров: Я найду ответы

Кавказский узел
12 июня Путин переназначил генерала Зязикова начальником Ингушетии

Дмитрий Козак сохранил президента Карачаево-Черкесии у власти

Мир и мы
Красный Крест хочет в чеченскую тюрьму, а его не пускают

Королевство Марокко отменило визы для россиян

Инострания
Абрамович в Англии раздражает всех, кто не болеет за «Челси»

Армия
Генералы закрывают военные кафедры вузов и по-прежнему делают ставку на всеобщую мобилизацию

Расследования
Методические рекомендации для блока внутренней разведки движения «Наши»

Митинги.Ру
Инструкция для чиновников по переносу времени и места митингов оппозиции

Власть
Съезд партии «Родина» прошел под присмотром администрации президента

Милосердие
Объединившись, знаменитые артисты и сопереживающие зрители спасли троих детей. И это только начало

Финансы
Сбербанк РФ и спикер Миронов решают «квартирный вопрос» россиян

Московский наблюдатель
Студенты с пользой отметили День России

Страна уголков
В Саратове студентов учат искусству колокольного звона

Регионы
Дети играют в кладбищенских вандалов

Инвентаризация «эстонских ценностей»

Небо на хлеб не намажешь…

Подробности
Бензин ушел по высшей категории сложности

«Макдоналдсу» ткнули поднос

Суд да дело
Суд оценил увечья Дениса Васильева

Четвертая власть
Березовский меняет руководство «Коммерсанта»

Наука
Так все-таки какая Академия наук нужна России?

Интернет
ЮНЕСКО построила в России интернет-музей

Кинобудка
Итоговое впечатление от XVI «Кинотавра» — разъединенность кинопрофессий

Эксклюзивное интервью с каннским отборщиком Жоэлем Шапроном

Театральный бинокль
На российской сцене падает спрос на мерзости жизни

Номера для самоубийц

Вольная тема
Александр Генис. Лето нашей свободы

Юрий Рост. Выбор Плотникова (СПБ)

Евгения Пищикова. Небольшое спасибо

Наши даты
Артемию Троицкому — 50 лет

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100