NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НОМЕРА ДЛЯ САМОУБИЙЦ
На Чеховском фестивале показали знаменитый «Психоз 4.48» Сары Кейн в постановке театра из Армении
       
Сцена из спектакля.
    
       
У последней и самой известной у нас пьесы Сары Кейн «Психоз 4.48» — особая природа. Этот короткий, но сложно выстроенный текст на редкость трудно ставить. Чуть сдвинь его в сторону клиники — и предсмертный монолог самоубийцы будет смотреться бредом отдельно взятой душевнобольной, а зритель тут же отстранится: «Я-то тут при чем? Это ее проблемы!». Помести в бытовую плоскость — и он покажется всего лишь очередным «бунтом против общества». Впрочем, именно страстное желание откреститься от текста, так часто возникающее на спектаклях по пьесе Кейн, говорит о том, что автор снайперски попала в болевую точку: известно, что самую бурную реакцию отрицания вызывает то, в чем мы не желаем себе признаться.
       Напомним: 4.48 — время, в которое героиня Кейн, девушка, страдающая тяжелой депрессией, сводит счеты с жизнью. Напомним, что в этой пьесе искусство и реальность тесно переплелись: вскоре после написания «Психоза» покончила с собой и сама 27-летняя Сара. 4.48 — не только самый тяжелый час перед рассветом, но и время, когда для героини «наступает ясность» и она, истерзанная болью, наконец-то может думать и дышать.
       Какого рода эта ясность? Отчетливое понимание, что она больше не хочет жить? Или это ясность мысли, диалога, который героиня пытается вести с той силой, благодаря которой она и попала в этот мир?
       Скорее — второе. Пьеса Кейн — не частный случай тяжелой наследственности и не социальная критика состояния общества. Это крик человека, отлученного от Бога. Именно к Нему, а не к людям вокруг обращены слова героини, именно поэтому она в какой-то момент соотносит себя с самыми страшными злодеями в истории человечества. Она пытается обрести этот диалог любой ценой, даже провоцируя, отрицая и ненавидя. Есть и такой путь.
       В спектакле Национального академического театра имени Габриэла Сундукяна (Ереван), показанном на Чеховском фестивале, свое негативное отношение к миру высказывает не одна девушка, а целых шесть. Разделив текст между шестью актрисами, режиссер Сурен Шахвердян, вероятно, хотел показать всеобщность всей этой истории. Вместо «архетипичности» получилась усредненность. Шесть статных молодых женщин в грубых мужских ботинках и рваных майках навыпуск практически неразличимы. И в этом брутальном прикиде, и в белых платьях (в которые актрисы облачатся ближе к финалу) они похожи, как родные сестры. Знак отличия — лишь номер, который каждая время от времени выкрикивает и под которым значится в программке: 07199, или 07109, или 91079. Проникнуться драмой конкретной судьбы не получается. Однако и условный прием по-настоящему не срабатывает: разбивка на шесть голосов могла бы подчеркнуть мелодию текста, его строгую, почти музыкальную выверенность, но и эта возможность по большому счету остается лишь в теории.
       Предъявляя претензии себе и миру, героини ереванского «Психоза», похоже, страдают не из-за молчания Бога, а из-за проблем в общении с живыми людьми. Не потому ли в финале они изо всех сил начинают тормошить зрителей первого ряда? «Подтверди меня, увидь меня, люби меня!»
       
       Александра МАШУКОВА
       
16.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 42
16 июня 2005 г.

Первые лица
Президент Северной Осетии Таймураз Мамсуров: Я найду ответы

Кавказский узел
12 июня Путин переназначил генерала Зязикова начальником Ингушетии

Дмитрий Козак сохранил президента Карачаево-Черкесии у власти

Мир и мы
Красный Крест хочет в чеченскую тюрьму, а его не пускают

Королевство Марокко отменило визы для россиян

Инострания
Абрамович в Англии раздражает всех, кто не болеет за «Челси»

Армия
Генералы закрывают военные кафедры вузов и по-прежнему делают ставку на всеобщую мобилизацию

Расследования
Методические рекомендации для блока внутренней разведки движения «Наши»

Митинги.Ру
Инструкция для чиновников по переносу времени и места митингов оппозиции

Власть
Съезд партии «Родина» прошел под присмотром администрации президента

Милосердие
Объединившись, знаменитые артисты и сопереживающие зрители спасли троих детей. И это только начало

Финансы
Сбербанк РФ и спикер Миронов решают «квартирный вопрос» россиян

Московский наблюдатель
Студенты с пользой отметили День России

Страна уголков
В Саратове студентов учат искусству колокольного звона

Регионы
Дети играют в кладбищенских вандалов

Инвентаризация «эстонских ценностей»

Небо на хлеб не намажешь…

Подробности
Бензин ушел по высшей категории сложности

«Макдоналдсу» ткнули поднос

Суд да дело
Суд оценил увечья Дениса Васильева

Четвертая власть
Березовский меняет руководство «Коммерсанта»

Наука
Так все-таки какая Академия наук нужна России?

Интернет
ЮНЕСКО построила в России интернет-музей

Кинобудка
Итоговое впечатление от XVI «Кинотавра» — разъединенность кинопрофессий

Эксклюзивное интервью с каннским отборщиком Жоэлем Шапроном

Театральный бинокль
На российской сцене падает спрос на мерзости жизни

Номера для самоубийц

Вольная тема
Александр Генис. Лето нашей свободы

Юрий Рост. Выбор Плотникова (СПБ)

Евгения Пищикова. Небольшое спасибо

Наши даты
Артемию Троицкому — 50 лет

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100