NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

С «СУХИМ» ОСТАТКОМ
На 46-м авиасалоне в Ле-Бурже все оказались под крылом аэробуса А-380
       
       
Европейский аэробус нарушил монополию американского Боинга-747 — до недавнего времени самого пассажировместимого самолета. Новичок может взять на борт 853 пассажира.
       Подобный аэробус начинало разрабатывать КБ П.О. Сухого. Свидетельство тому — модель самолета, которая демонстрировалась на выставке в 1991 году. Автор этой разработки — главный конструктор Михаил Симонов присутствовал на нынешнем салоне. Можно себе представить, какие он испытывал чувства, увидев грандиозного "европейца" в воздухе.
       Устроители салона объявили в гражданском разделе премьерами нынешней экспозиции, кроме аэробуса А-380, самолет бизнес-класса "Фалькон-7Х" фирмы "Дассо", сверхмагистральный Боинг-777 и проект среднемагистрального самолета RRJ фирмы "Сухой".
       В военном разделе — европейский военно-транспортный самолет А400М и американский истребитель F-35.
       Если в случае с А-380 российский вклад в создание самолета ограничился разработкой концепции и принципиальных решений, то А400М — близнец существующего в двух экземплярах Ан-70, создатели которого долго и безуспешно пытались достучаться до тех, от кого зависело его появление в российской армии.
       В период "разброда и шатаний" в перестроечной России на мировом авиа-рынке на свой страх и риск выступали генеральные конструкторы, которые были заинтересованы в продвижении своей техники за рубеж. Будучи прекрасными техническими специалистами, они не ориентировались в коммерческих и юридических вопросах. Это привело к тому, что разработчики военно-транспортного самолета Ан-70 сумели убедить всех, что он — лучшая десантная машина в мире, но производится теперь серийно не в России и Украине, а в Испании как европейский самолет А400М.
       В "Рособоронэкспорте" считают, что с Ан-70 история еще не закончилась, и удастся, наконец, преодолеть бюрократические сложности из-за несовпадений в российском и украинском законодательствах, тормозящие дальнейшие работы по запуску самолета в производство. Дай-то бог. Только на внешний рынок ему трудно будет пробиться: европейцы уже заказали 180 А400М.
       Итальянская фирма "Аэромаки" выставила самолет М-346, очень похожий на российский учебно-боевой самолет Як-130. До 1998 года КБ "Яковлев" согласно межправительственному соглашению совместно с итальянцами разрабатывало учебно-тренировочную машину. Наступил момент, когда потомки римлян решили, что получили достаточно от совместной работы и сепаратно начали приспосабливать самолет под натовские стандарты. А яковлевцы продолжили работу, ориентируясь на свои — с тем, чтобы удовлетворить потребности российской армии в таких самолетах и поставлять их в страны третьего мира. На Як-130 уже подписан контракт на поставку Министерству обороны установочной партии из 12 машин. В КБ "Яковлев" уверены, что иностранные армии покупают только те машины, которые хорошо себя зарекомендовали в стране-производителе. Поэтому, по их мнению, у ЯК-130 хорошие перспективы.
       В годы неразберихи западные партнеры были очень ласковыми и пушистыми, но при этом они лихо вытянули из России все технологии, ноу-хау, документацию. Поэтому сейчас на салонах появляются самолеты, у которых российская основа, но об этом знают только специалисты.
       Из экспортного ряда самолетов семейства "Су" на салоне был представлен и под аплодисменты зрителей выступал с показательными полетами многофункциональный истребитель СУ-27СКМ. Достижения холдинга "Сухой" в военной авиации общеизвестны. На этот раз внимание участников выставки привлек необычный для "Сухого" проект — межрегиональный самолет RRJ (Russian Regional Jet). Стратегия "Сухого" в области гражданской авиации — широкая международная кооперация. В самолете будут использованы различные системы и оборудование крупнейших мировых производителей, включая французские фирмы "Талес" (авионика) и "Снекма" (двигатели). Разработчики считают, что эта машина будет дешевле и экономичнее, чем продукция фирм "Эмбрайер" и "Бомбардье" — основных конкурентов в нише самолетов вместимостью до 100 человек и станет одним из немногих конкурентоспособных российских продуктов на мировом рынке. Да и сертифицировать ее за рубежом будет проще. Планируется 70% этих самолетов экспортировать. Представители "Сухого" говорят, что уже подписан контракт на поставку 50 самолетов авиакомпании "Сибирь".
       Интеграция производства российских гражданских самолетов с зарубежными партнерами — один из способов сохранить национальный авиапром. И не только на "Сухом" пошли по этому пути. В России есть инженерный центр, где для будущего "лайнера-мечты" Боинга-787 проектируются элементы жесткости и прочности, на уральском НПО "ВИСМА" изготавливаются титановые конструкции и разрабатываются новые технологии обработки титана.
       Накануне авиасалона в Париже проходила международная конференция по беспилотным летательным аппаратам (БЛА). Специалисты видят за ними большое будущее, особенно в качестве высокоэффективного кибер-оружия в локальных войнах и конфликтах. Оно уже поступает на вооружение армии США и некоторых других стран. В России же, кроме яковлевского "Шмеля" и "Зондов" -1,2 и 3, разработанных в КБ "Сухой", существующих в единичных экземплярах, нет ничего. Неужели российская армия еще долго будет оснащена воевать оружием прошлых войн?
       Кстати о прошлых войнах. 60 лет назад, в июне 1945 года в Ле-Бурже вернулась эскадрилья полка "Нормандия-Неман", успешно воевавшая на русском фронте во время Второй мировой войны на советских истребителях Як-3. В этом году французы часто вспоминали и приветствовали своих, к сожалению, уже немногочисленных ветеранов. Среди них — Героя Советского Союза маркиза Мориса де-ля-Пуапа. Сохранился его самолет с бортовым номером "04". У российской стороны возникла идея продемонстрировать этот раритет на показательных полетах во время проведения салона. Маркиз по понятным причинам летать не мог. Пригласили коллекционера из Германии, имеющего такой же самолет и согласившегося выступить на своей машине. Но что-то у него не заладилось, и он настолько неудачно посадил самолет в Ле-Бурже, что повредил крыло и фюзеляж. В воздух он больше не поднимался.
       В России ветеранов полка "Нормандия-Неман" сегодня около тридцати человек. Но на приеме, устроенном по поводу этого исторического события, ни один из них не присутствовал: деньги на застолье нашлись, а на покупку им билетов до Парижа и обратно — нет. А два французских ветерана в зале были — их опекают свои ветеранские организации, у которых таких проблем нет.
       
       Валерий ГАНЧИКОВ
       
NovayaGazeta.Ru, 23.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 44
23 июня 2005 г.

Обстоятельства
Необъявленный всероссийский референдум учителей состоялся

Эдуард Днепров: Эта реформа — акт суицида

Кавказский узел
250 аварских семей изгнаны из Чечни

Милиция не стала штурмовать лагерь

«Нам нужны вода, палатки, еда»

«Мы мерзнем и голодаем под дождем. Наши близкие, видимо, убиты»

Суд да дело
Свидетелям по делу Кулаева угрожают расправой

Расследования
Анна Политковская. Правозащитники и прокуратура решали, как реагировать на милицейские зачистки

Подробности
В Крыму — завал

Жирная точка в Тверской области

Регионы
В Липецке приговорили телефонных террористов

Саратовские ветераны не дождались сотовых телефонов

У общежитий Ростовского медицинского университета выставлен постоянный милицейский пост

Общество
Дом для оловянных солдатиков. Лауреат премии Андерсена меняет судьбу малолетних правонарушителей

Милосердие
Рядовой Лахин потерял здоровье в армии, а пенсии даже на бинты не хватает

Армия
Ужасы военного городка, или Как в России строят профессиональную армию

Власть и люди
Мусорщик и президент. Редкий голос перелетит через кремлевские стены

Митинги.Ру
1001 ночь до президентского дембеля

24 июня — митинг в защиту Музея кино

Наши даты
Акция «Поздравь МБХ с днем рождения!»

После выборов
За год работы губернатор Рязанской области успел поссориться со всем своим окружением

Губернатору Чубу дали четвертый срок

Точка зрения
Депутат Александр Лебедев: Жаль, если лидеры майдана пересядут на тачанки

Мир и мы
Как европейцы претворили в жизнь российские идеи. Специальный репортаж с авиасалона в Лебурже

Инострания
По статистике МВД РФ, Германия вдвое криминальнее России

Палестинские террористы сдают аттестат зрелости в израильских тюрьмах

Спорт
И Ленни великий нам путь осветил…

Личное дело
Юрий Шевчук. Монолог накануне серебряной свадьбы «ДДТ» с публикой

Кинобудка
18 лет спустя московский андеграунд снял ответ «Ассе»

Культурный слой
Борис Слуцкий. Иов после Освенцима

К следующей Пасхе переведут манускрипт «Евангелие от Иуды»

Библиотека
Юлия Латынина. «Джаханнам, или До встречи в Аду»

Новости компаний
В Санкт-Петербурге прошел пятый саммит по IT-аутсортингу

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100