NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МИР ХИЖИНАМ, ВОЙНУ ДВОРЦАМ
Объявил главный художественный руководитель театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев
       
       
В № 45 «Новой газеты» опубликована статья «Окстись, комсомолец!» — о судьбе «старой сцены» на Поварской театра Анатолия Васильева. Сегодня приводим аргументацию Комитета по культуре г. Москвы. Особый накал этим проблемам придает тень грядущей театральной реформы. И ряд событий 2004—2005 гг., проиcшедших на разных площадках столицы. При этом, несомненно, нельзя не отдавать должное заботе Москвы в последние десять лет о своих театрах.
       
       
На днях один из самых известных в мире московских театральных режиссеров дал очередное интервью, в котором в очередной раз обвинил правительство Москвы в очередном стремлении отобрать у него очередное здание театра. (В «Новой газете» и в «Известиях».)
       В очередной раз и в очередном стремлении — потому что Анатолий Васильев уже обвинял в 2002 году московское правительство в лице председателя городского Комитета по культуре Сергея Худякова в подобном намерении. Собирал «круглые столы», проводил пресс-конференции и все-таки отбил очередное здание у мэрии.
       Почему очередное здание? Потому что у Анатолия Васильева их несколько. А точнее — четыре, если не считать дополнительных помещений под жилье актеров общей площадью более 600 кв. метров. Все это подсобное хозяйство Васильев называет театром и старательно отказывается поделиться помещениями с бесхозными театрами Москвы.
       Сразу оговоримся, творческих заслуг Анатолия Васильева никто не умаляет. Иначе правительство Москвы не выделило бы около 1 млрд рублей бюджетных средств на строительство нового, оснащенного по последнему слову техники (с изменяющейся геометрией сцены и несколькими зрительными залами) здания для театра Васильева на Сретенке.
       Речь пойдет именно о подсобном хозяйстве театра «Школа драматического искусства», а не о творческой составляющей его руководителя…
       
       Квартирный вопрос
       В далеком 1992 году театру Васильева в хозяйственное ведение были переданы два помещения. Первое — непосредственно под театр — на Поварской улице, д. 20, стр. 1, общей площадью 3127 кв. метров. А второе — под общежитие для актеров — рядышком, на Поварской, 18, площадью 296,5 кв. метра.
       В 1999 году мэр Москвы Лужков подписал распоряжение о выделении средств из бюджета города на строительство нового здания для мэтра Васильева на Сретенке, 19, общей площадью 10 284,5 кв. метра.
       А чуть ранее, в 1998 году, постановлением правительства № 519 Васильеву было отдано еще одно здание по Сретенке, д. 21/28, стр. 1, под общежитие общей жилой площадью 1116,8 кв. метра и административно-служебной площадью в 547,7 кв. метра.
       К этому стоит еще прибавить более 600 кв. метров жилья, выделенных городом театру Васильева для проживания иногородних актеров.
       Мы сознательно так скрупулезно перечисляем цифры и объемы площадей, которые находятся в ведении театра Васильева, чтобы читателям было понятно, какие творческие принципы отстаивает известный режиссер.
       Для сравнения: у Театра сатиры в ведении находится 9581,1 кв. метра. У Театра им. М.Н. Ермоловой — 10 549,4 кв. метра. У Петра Фоменко — 1327,4 кв. метра. У Театра на Таганке — 5304 кв. метра. А у притесняемого московскими властями театра Анатолия Васильева таких площадей в общей сложности всего-то чуть более 17 тысяч квадратных метров.
       И это при том, что в Москве по-прежнему бесхозными, то есть без помещения, остаются балет «Москва», Театрально-культурный центр Славы Полунина, «Вишневый сад», Театр на Басманной, а у «Мастерской Петра Фоменко» так и не построено новое здание.
       Говорить о том, что своим хозяйством Васильев распоряжается из рук вон плохо, излишне. Все знают, что творческий человек не способен к ведению хозяйственной деятельности. А если он переквалифицируется в управдомы, то творческий человек исчезнет. Любой поход интеллигенции во власть или бизнес приводит к сокращению интеллигентных людей.
       
       От лукавого
       В самом начале своего интервью газете «Известия» Анатолий Васильев заявляет, что никаких личных претензий к московскому правительству в лице председателя Комитета по культуре Сергея Худякова у него нет. И тут же называет Худякова лукавым человеком.
       Потом идет целая серия аргументов в пользу этого утверждения. О демократии, свободе творчества, тоталитаризме, собственных заслугах в искусстве, о том, что государство не должно удовлетворять претензии небольшой группы людей, и т.д. А причина столь пространных рассуждений — якобы «неуемная алчность» московских чиновников, которые хотят забрать у него здание театра.
       Еще раз повторимся: никто не ставит под сомнение творческие заслуги Анатолия Васильева. Но вот с интеллигентными обвинениями в лукавстве Васильеву стоило бы быть поаккуратнее.
       Действительно, в 2002 году Москомимущества предложил передать новое здание театра Васильева на Сретенке другому творческому коллективу. Причиной предложения стало то, что театр Васильева не пользуется спросом у зрителей.
       Как пример приведем свежие цифры. В четырех залах театра на Сретенке за прошлый год прошло всего по 115 спектаклей, а в двух залах на Поварской — 68 спектаклей. При этом билетов было продано чуть более 25% от общего количества зрительских мест.
       Понятно, что у Васильева не классический театр, а концептуальная лаборатория творчества. Он сам всегда провозглашает, что зритель для него не имеет значения. Что его театр — это скорее инновационный центр в культуре, и не создавался он для удовлетворения претензий большого количества людей (это к вопросу о демократии).
       Но ведь есть элементарная логика: если у тебя простаивают помещения, то поделись ими с коллегами по цеху, у которых зрителей всегда больше, чем мест в зрительном зале.
       Но тогда, в 2002 году, Сергей Худяков первым выступил в защиту театра Васильева. И отстоял театр. Суть сегодняшних претензий со стороны Комитета по культуре г. Москвы состоит вовсе не в здании театра на Сретенке.
       
       Искусство требует жертв
       Вот на жертвы Анатолий Васильев как раз и не готов. При этом никто не требует отдать последнее. Просят поделиться.
       Сначала предложили отдать старое здание театра на Поварской под другой театр. Вообще-то в Москве так принято. Вот сейчас, например, театр Александра Калягина Et cetera старое здание на Арбате передает театру «Геликон-опера». Художник с мировым именем моментально устроил базарный скандал.
       А сегодня речь идет об общежитии в новом здании на Сретенке. Московский Комитет по культуре предложил сделать из него общетеатральное общежитие. Для всех театров города. Напомним, что помимо этого здания у Анатолия Васильева в наличии примерно 800 кв. метров для иногородних актеров. Таковых в театре «Школа драматического искусства» 33 человека.
       Теперь об обоснованности требований со стороны «алчных чиновников» к мастеру. Все здания, выделенные театру Анатолия Васильева (впрочем, как и все остальные здания театров), находятся на балансе правительства Москвы.
       Москва оплачивает все коммунальные услуги театров. Москва выделяет бюджетное финансирование каждому театру. Москва строит новые театры и ремонтирует старые. Москва, в конце концов, является учредителем этих театров.
       Еще немного цифр для сравнения. Театр Сатиры ежегодно получает из городского бюджета 18 млн рублей. Театр Ермоловой — 14 миллионов. Театр Пушкина — 17,8 миллиона, Станиславского — 13, «Современник» — 19.
       А теперь внимание! Театр Анатолия Васильева ежегодно получает 35 млн 176 тыс. и 3 рубля целевых финансовых вливаний из городского бюджета. Где обиженный московскими чиновниками художник?
       С одной стороны, масса бесхозных театров и множество мыкающихся по углам иногородних актеров. А с другой — театр Васильева с двумя помещениями и шестью сценами под спектакли, двумя отдельными общежитиями рядом со зданиями театров, отдельные административные помещения и самое большое бюджетное финансирование.
       Не хочется говорить банальности, но все же любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве. И уж тем более не коммерческие возможности, которые перед тобой открывает твое положение в искусстве.
       
       Сергей КОНАНЫКИН
       
30.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 46
30 июня 2005 г.

Расследования
ФСБ закрытого типа. Под ковром начался передел высших должностей на Лубянке

Отдельный разговор
Деятели по вызову на правах рекламы

Почему я это подписал…

Пропуск в Общественную палату

Среди подписантов оказались и юристы. Пока только двое

Отделение связи
Антисемитская и ксенофобская книжная продукция открыто продается в крупнейших магазинах страны

Реакция
Власти не реагируют на ультиматум учителей

Официальный ответ МВД о событиях в Благовещенске и приказе №870

Мир и мы
Чем отличается Kreisverwaltungreferat от паспортно-визового стола…

Краiна Мрiй
Шантаж имени Путина. Как Украина отбила цены на газ

Новейшая история
Молодежь пришлась в «Пору». В Москве тоже бродит оранжевый призрак, и к встрече его готовятся разные силы

Кавказский узел
Его просили уйти, а он убежал…

Свидание
Юлий Ким: К сожалению, у нас нет опыта общественной борьбы, длительного и грамотного сопротивления

Телеревизор
Останкинской башне светит срок. А телеканалам — отключение от передающей сети

При освещении терактов в прямом эфире Би-би-си будет введено правило «запаздывания картинки»

Четвертая власть
Дело о пропавшем журналисте раскрыто

Подробности
Думское большинство не хочет слушать доклад Степашина об итогах приватизации

За рулем
Рынок отечественных автомобилей сужается

В центре России прошла дрэг-битва

Регионы
В льговской колонии поднялось кровяное давление

Власть и деньги
Российские министры инвестируют в детей и племянников

Культурный слой
Мир хижинам, войну дворцам

Кинобудка
Фильм Алексея Учителя о Коньке, мальчишке, готовившемся полететь в космос, — получил Гран-при на Московском кинофестивале

Анонс
Братья Люк и Жан-Пьер Дарденны — «Новой»

Театральный бинокль
«Три сестры» — спектакль о том, как люди пьют чай

Куда пойти?..

Пригласительный билет
Концерт в заповеднике как реабилитация хорошей музыки

Спорт
Анастасия Потанина. Совсем не бедная Настя

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100