NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

КАК ЗАКАЛЯЛИСЬ КОНЬКИ
Фильм Алексея УЧИТЕЛЯ о Коньке, мальчишке, готовившемся полететь в космос, — получил Гран-при на Московском кинофестивале
       
Алексей Учитель. (Фото — EPA)
     
       
ХХVII Московский кинофестиваль завершился, но осталось ощущение недоговоренности. 10 дней мы непомерными порциями заглатывали кино. По-прежнему синефилы ломились на труднодоступных гринуэйев-дарденнов-триеров-ван-сентов. По-прежнему московская публика пессимистично разводила руками: «Опять со звездами облом…». По-прежнему конкурсная программа оставалась нелюбимым дежурным блюдом (полупустые залы на пресс-показах, тихие вечерние мировые премьеры). Но, похоже, вечная золушка-конкурс, ранее довольствовавшаяся объедками-обносками, оставшимися от других «барских» фестивалей, незаметно преображается. И было бы несправедливым не обозначить 2005 год в истории ММКФ годом возвращения к эстетическому, осмысленному принципу подбора программы.
       Чего стоило это отборщикам, трудно себе представить. Ведь что бы ни говорили руководители фестиваля, у ММКФ пока нет реноме форума, участие в котором приносит создателям мировую славу, почитание, деньги. Но факт остается фактом: жюри под руководством драматурга Валентина Черных было из чего выбирать, а журналистам и участникам форума, привычно игнорирующим основной конкурс, наконец-то стоит посочувствовать. Фильмы знаменитых режиссеров из информационных просмотров практически все куплены, будут в прокате. Конкурсный «эксклюзив» — нет.
       «Выбор Черных» легко оспаривать, равно как и доказывать его правоту. Однако две номинации, похоже, возражений не вызовут. Это награда «Лучшая режиссура», отданная Томасу Винтербергу («Дорогая Венди»), и спецприз жюри финской «Вечной мерзлоте». Вручая награду за «…мерзлоту», режиссер Владимир Наумов сказал, что подобным призом жюри награждает обычно самое гармоничное кинопроизведение. И он прав — «Вечную мерзлоту» во всех составляющих отличают и свежесть взгляда, и профессионализм, и накал эмоций. Что же касается главного приза, то и тут «выбор Черных» нетрудно было предугадать, хотя фильм Алексея Учителя, которому достался «Золотой Георгий», явно уступал целому ряду самобытных картин как назло сильной в этом году конкурсной программы.
       Не будучи горячим поклонником фильма Алексея Учителя «Космос как предчувствие», вижу, сколько подтекстов, смыслов считывается с его матрицы. Ткань эта скроена драматургом Александром Миндадзе, сценарий которого читался на одном дыхании. Фильм Учителя—Миндадзе не о космосе — о предчувствии Надежды, которая зрела в обществе конца 50-х. А то, что надежда совпала со словом (звучанием, сиянием) «космос», так это неудивительно. Все мы, рожденные в СССР, были в каком-то смысле космонавтами. Готовыми первыми шагнуть в любую невесомость: преодолеть, перевыполнить, достичь, оторваться от пошлого земного притяжения. И обязательно потом гордиться: ура! Мы — первые. Лучшие. Передовые. Нам нет преград ни в море, ни на суше…
       Как бы не так. Преграды, границы, «железный занавес»… Стоять! Смирно! Равнение на знамя! Причем с чувством единодушного и глубокого удовлетворения. Поэтому «предчувствие космоса» было еще и неосознанной полукрамольной жаждой свободы. Хотя бы «где-то далеко, очень далеко». Во Вселенной.
Кадр из фильма "Космос как предчувствие"       Действие фильма протекает в маленьком североморском городке (гремящие алюминием столовые, норы заводских проходных, рабочие окраины). Граница СССР с Норвегией (на рейде маячат огни капиталистического лайнера — огни недоступных благ). Конец 50-х — время большого старта, это ощущение висит в воздухе. «Поехали!» Но куда?
       Конек — местный Иванушка-дурачок, по совместительству повар в ресторане (Евгений Миронов) — знакомится с загадочным Германом, пришлым невесть откуда и потом исчезнувшим неведомо куда (Евгений Цыганов). Неотразимый грубоватый Герман манит мужественностью, а главное, причастностью к делу значительному, непонятному (заплывы в ледяном море, бокс, рахметовское самоограничение и… западные голоса по транзистору). Таких берут в космонавты. Он и приоткроет перед Коньком заветную тайну века — о подготовке полета человека к звездам. Главное быть готовым. «Всегда готов!» — ответит мальчиш Конек. Тайна и нагрянувшая причастность к вселенной, предчувствие космоса преобразит простака, мальчика в мужчину. Полетит не он. Другой, тот самый майор, что повстречается в поезде. У него еще шнурок все время развязывался. Причем на правом ботинке… Но ведь и Конек… он был готов. Потому что поверил. А уж что потом с его верой сделали… совсем другая история.
       В старательной работе Алексея Учителя мне не хватило эмоции, страсти и этого волшебного переливания фантасмагории и крепкой реальности, которым славятся фильмы Миндадзе и Абдрашитова. О знаменитом тандеме вспоминаю не случайно, весь фильм кадрами, целыми кинематографическими фразами «шлет приветы» «Армавиру», «Магнитным бурям», «Охоте на лис». К тому же царапают визуальные и драматургические неточности, нестыковки. И сорокалетний Евгений Миронов выжимает из себя темперамент наивного мальчишки. И зачем-то звучит песня из фильма «Путь к причалу», 1962 года выпуска, тогда как время действия — 1957-й. И мотивы поведения персонажей неубедительны.
       Что же касается мудрого Черных, то, возможно, как чуткий художник, он уловил в самом течении фестиваля тягу к преобразованиям. И это свое предчувствие зафиксировал итоговым решением жюри в строке «главный приз». А еще одна знаменитая песня из фильма Учителя «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» оказалась отменным аккомпанементом этому судейскому вердикту.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
30.06.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 46
30 июня 2005 г.

Расследования
ФСБ закрытого типа. Под ковром начался передел высших должностей на Лубянке

Отдельный разговор
Деятели по вызову на правах рекламы

Почему я это подписал…

Пропуск в Общественную палату

Среди подписантов оказались и юристы. Пока только двое

Отделение связи
Антисемитская и ксенофобская книжная продукция открыто продается в крупнейших магазинах страны

Реакция
Власти не реагируют на ультиматум учителей

Официальный ответ МВД о событиях в Благовещенске и приказе №870

Мир и мы
Чем отличается Kreisverwaltungreferat от паспортно-визового стола…

Краiна Мрiй
Шантаж имени Путина. Как Украина отбила цены на газ

Новейшая история
Молодежь пришлась в «Пору». В Москве тоже бродит оранжевый призрак, и к встрече его готовятся разные силы

Кавказский узел
Его просили уйти, а он убежал…

Свидание
Юлий Ким: К сожалению, у нас нет опыта общественной борьбы, длительного и грамотного сопротивления

Телеревизор
Останкинской башне светит срок. А телеканалам — отключение от передающей сети

При освещении терактов в прямом эфире Би-би-си будет введено правило «запаздывания картинки»

Четвертая власть
Дело о пропавшем журналисте раскрыто

Подробности
Думское большинство не хочет слушать доклад Степашина об итогах приватизации

За рулем
Рынок отечественных автомобилей сужается

В центре России прошла дрэг-битва

Регионы
В льговской колонии поднялось кровяное давление

Власть и деньги
Российские министры инвестируют в детей и племянников

Культурный слой
Мир хижинам, войну дворцам

Кинобудка
Фильм Алексея Учителя о Коньке, мальчишке, готовившемся полететь в космос, — получил Гран-при на Московском кинофестивале

Анонс
Братья Люк и Жан-Пьер Дарденны — «Новой»

Театральный бинокль
«Три сестры» — спектакль о том, как люди пьют чай

Куда пойти?..

Пригласительный билет
Концерт в заповеднике как реабилитация хорошей музыки

Спорт
Анастасия Потанина. Совсем не бедная Настя

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100