NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

АЙ, НЕ ПУШКИН!
Александр Сергеевич вызов Швыдкому бросил, но драться не хочет
       
Соколов и Швыдкой. (Фото — ИТАР-ТАСС)
     
       
История о том, как поссорились два главных культурных начальника России, ставшая главной культурной новостью минувшей недели, больше всего напоминает хрестоматийные сюжеты русской литературы, например Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем… Министры-то люди образованные, классику учитывают.
       То, что безличное обвинение Швыдкого Соколовым во взяточничестве, как призрак гоголевского ревизора, провоцирует хор осторожных комментариев с общей интонацией «человек-то энергичный и обаятельный, а кто из нас без греха — пусть кинет камень» — у общественности вопросов не вызывает. Как и то, что курьезный скандал на сегодняшний день кажется единственным (после обещания приструнить прессу) следом, который нынешний министр культуры оставит в современной истории. Про новую федеральную программу «Культура России» — разговор отдельный. Конкретики там немного... Потому что известно: политика делается не в кабинетах, а на светских приемах.
       Обвинение собственного подчиненного в коррупции оказывается единственной «непростывшей новостью», а вот то, что на протяжении года два функционера одной госструктуры общаются друг с другом только через газеты и телеэфир, — это как бы норма.
       «Цивилизованная практика» декоративного либерализма? Виртуальность политики, где энергичный во всех отношениях человек, умеющий выстраивать публичный образ, кажется теплее и ближе, чем просто человек без свойств, чье мелькание менее телегенично? Но когда вертикаль власти превращается в засорившийся канализационный стояк, хочется вызвать сантехника, чтобы все устройство заработало наконец так, как ему и положено.
       Политика — это, конечно, искусство. Искусство принятия решений, а не спор «брать или не брать». Управление культурой и прозрачное распоряжение бюджетом — работа не самая артистическая. Выселение Музея кино и Музея на Делегатской, «спазм» федерального финансирования Эрмитажа, Третьяковки и Русского музея из-за документов, застрявших в Минкульте, говорят о ней больше, чем светская или судебная хроника.
       
       Отдел культуры
       
       
Михаил Швыдкой ценности перемещающий. (Фото — EPA)
     
       
Как динамичны, сколь сценичны стали конфликты ведомств! В ноябре 2004 г. хроника восстания СТД против келейной «реформы бюджетной сферы» звучала как документальная оратория. Вот новый сюжет.
       
       А.С. Соколов, министр культуры РФ (25 июня в передаче ТВЦ «Постскриптум»): Можно выбрать проект, который действительно имеет большую перспективу для государства, а можно выбрать тот проект, за который в конверте принесут откат. И это было на всех этажах прежнего министерства. <…> И это же продолжается в теперешнем агентстве.
       М.Е. Швыдкой: У меня двое детей, я хочу спокойно смотреть им в глаза.
       Федеральное агентство по культуре и кинематографии объявляет о намерении подать судебный иск против Минкульта. Госдума собирается начать парламентское расследование деятельности М.Е. Швыдкого.
       1 июля на брифинге в Минкульте А.С. Соколов объясняет свое видение ситуации.
       Дуэли Александр Сергеевич не хочет.
       Соколов: В передаче я не упоминал ни фамилий, ни конкретных фактов. Хотя, разумеется, информации более чем достаточно.
       Реакция, которая за этим последовала, меня удивила. Я имею в виду реакцию руководителя «Роскультуры» Михаила Ефимовича Швыдкого. Последовал целый ряд выпадов — и личных, и организованных в СМИ.
       Позиция, которую он занял, крайне проста: элементарная защита чести. При такой защите, конечно, многое искажается…
       В министерство пришло большое количество телеграмм — в том числе и правительственных телеграмм! — с выражением поддержки.
       В этих телеграммах выражается готовность очень многих людей поделиться горьким опытом общения с той самой «надменной кастой чиновников», о которой говорилось в послании президента Федеральному собранию.
       Что касается угрозы судебным иском, то мне она кажется явно неуместной. Я считаю, что реальной судебной перспективы у этого конфликта нет. Потому что (берет со стола исписанный лист, заглядывает) юридически защитить честь, достоинство и деловую репутацию можно лишь на основании ст. 152 Гражданского кодекса РФ и на основании ст. 129 («Клевета») Уголовного кодекса РФ. И Гражданский, и Уголовный кодексы используют ключевую формулу: «сведения, порочащие честь другого лица или подрывающие его деловую репутацию».
       Сведения! Конкретные факты, вменяемые в вину конкретному лицу. А оценочные суждения не рассматриваются ни Гражданским кодексом, ни Уголовным. Для судебного процесса нужны факты. Их в передаче не было. А те оценочные суждения, которые я привел, я могу повторять сколько угодно. <…> И лично я оцениваю угрозу суда как способ психологического давления на министра.
       
       Вот такая аргументация.
       Что ж было сказано? Зачем?
       Кто прислал Минкульту «антиФАККовские» телеграммы? Александр Сергеевич прочел два текста без конкретных фактов: от Фонда поддержки Парка Победы в Москве и от Комитета защиты православных святынь Санкт-Петербурга.
       «Правительственную» читать не стал: показал издали аленький цветочек бланка.
       Честно сказать: этот триллер с участием особ первых четырех классов кажется фарсом. Броской интермедией в антракте драмы.
       Странна культурная политика в канун «великих реформ»! В марте 2004 г. Швыдкого сменил новый министр. Однако А.С. Соколов царствует, но не правит. На Минкульт возложена выработка законодательных актов и «общей стратегии». Реальные проекты (музейные, театральные, кинематографические), деньги и их распределение, фестивали, гранты, реставрация — в ведении ФАКК и М.Е. Швыдкого.
       При этом у министра и главы ФАКК явно очень разные представления о культуре России и ее приоритетах. Личные взгляды и интересы разные! Психотипы, видимо, очень разные. И «взаимодополнения» явно не произошло.
       
       Брифинг 1 июля А.С. Соколов подчеркнуто начал с интересного: со своей поездки в Бурятию. Сообщил, что Россия внесет во всемирный Список нематериального наследия ЮНЕСКО три вещи (Боже, неужели всего три? — Е.Д.): татарский праздник «Сабантуй», якутский эпос «Олонхо» и культуру забайкальских старообрядцев.
       О старообрядцах, сохранивших свой мир неизменным чуть не со времен Раскола, министр готов дать эксклюзивное интервью. Но если прессе больше интересен скандал, то…
       К М.Е. Швыдкому у А.С. Соколова были и принципиальные претензии: в «его царствование» 80% «культурных» денег оставались в Москве и Петербурге. Незадолго до скандала А.С. Соколов побывал в Вологде. После визита он обратился в ФАКК, прося финансовой поддержки для «чрезвычайно интересных проектов культурного туризма» в Великом Устюге.
       Но ФАКК Минкульту отказал. И сразу урезал финансирование Вологодской губернии.
       — Нам хотели показать, кто в доме хозяин! — пояснил министр прессе.
       Суть великоустюжских проектов изложена не была. Надеюсь, речь не шла о гранте Деду Морозу. Хотя сам А.С. Соколов во время поездки по Вологодской губернии нашел время встретиться с Дедом Морозом и получить от него о том сертификат. В Пензенской губернии посетил Тарханы, где слушал пение Иосифа Кобзона, Николая Баскова, стихи Андрея Дементьева о бабушке Лермонтова, а в речи выразил уверенность, что духовный уровень праздника достоин поэта (Лермонтова, не Дементьева). Во время поездки в Самару посетил православную гимназию в г. Тольятти на ул. Революции. В Саратовской губернии побывал на юбилее музучилища в г. Вольске, где сказал собравшимся: «Культура села, культура провинции — это и есть будущее России!».
       Александр Сергеевич действительно очень много ездит по регионам.
       Это, конечно, позиция, достойная уважения. Положение культуры в регионах часто отчаянное. А грядущий проект «социальной реформы», принятые по-тихому в августе 2004 г. законы № 95 и № 122 усугубили это положение: поправки уже упразднили льготы работникам культуры на селе (как и учителям).
       Смущает одно. Когда эти «ведомственные» законы «ползли» в Думу — Минкульт не протестовал. (Во всяком случае, гласно). Когда в ноябре 2004 г. кипели отчаянные «антиреформенные» собрания в СТД и Союзе музеев — министр культуры не ответил ни на одно приглашение. Дословно цитирую К.А. Райкина:
       — Министр культуры у нас по неуловимости идет вторым после бен Ладена: с ним невозможно повидаться. Никак! Три месяца я прошу об этой встрече. Все попытки безуспешны.
       М.Е. Швыдкой театральную общественность все же в конце концов пригласил в ФАКК. Выдержал взрыв эмоций.
       Позднее с ведомством Грефа режиссеры, юристы и экономисты СТД сражались и достигали консенсуса без помощи Минкульта и ФАКК.
       Кстати: боролись «звезды» прежде всего за будущее губернских музеев и театров.
       И на брифинге 1 июля эта мягкая неуловимость нового Минкульта проявила себя. Министра спросили:
       — Неужели вы допустите вселение этой… Общественной палаты в здание Музея декоративно-прикладного искусства?
       Министр ответил лирически:
       — Я хочу верить, что этого не случится!
       Западник-авангардист Швыдкой и почвенник Соколов делят «тришкин кафтан» реального финансирования культуры.
       Соколов бросает Швыдкому: в 2001—2005 гг. даже мизерные обещания бюджета Минкульту исполнялись только на 30%!
       Швыдкой бросает Соколову: новый Минкульт не сумел добиться и прежнего бюджета!
       Швыдкой был готов принять идею приватизации памятников культуры.
       Соколов ее тоже принимает (о чем и говорил недавно в Госдуме). И лишь выражает надежду, что эта приватизация не будет «особо варварской».
       И эти темы кажутся более скандальными, чем перспектива судебного процесса.
       Развитие событий явно даст нам повод вскоре продолжить тему.
       
       Елена ДЬЯКОВА, обозреватель «Новой»
    
       
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
       
       Александр МИТТА, кинорежиссер:
       — Деньги на создание фильма поступают по прозрачной схеме. Можно сказать, этот финансовый поток засвечен отлаженной многоступенчатой системой. Существуют три самостоятельные комиссии: игровая, документальная и анимационная. Таким образом, из нескольких сотен претендентов избираются достойнейшие. Деньги получает не автор и даже не продюсер, а производственная структура, уже зарекомендовавшая себя предыдущими картинами, отвечающая за сроки, качество, целевое использование средств.
       Деньги приходят не сразу, небольшими партиями. И тут уж продюсер должен уметь находить дополнительные средства у частных инвесторов, тем самым доказывая свою профессиональную состоятельность. И ведь в итоге этого многоступенчатого процесса обязательно создается продукт — фильм.
       Деньги не растворяются в воздухе. Фильм может получиться или нет, но это уже вопрос прежде всего к авторам. Что касается успехов — трудно найти удачную картину, которая бы не получила государственной помощи.
       
       Михаил УГАРОВ, драматург, куратор фестиваля «Любимовка», содиректор «Театра.Doc»:
       — Конечно, и театр, и фестиваль молодых драматургов «Любимовка» неоднократно просили деньги у Минкульта эпохи М.Е. Швыдкого. И получали. Правда, мы ведь просим очень маленькие суммы, смешные для Москвы, для бюджета больших стационарных театров. На «Любимовку» Минкульт тех лет давал нам деньги дважды. И с тем… м-м-м… с тем, из-за чего возник конфликт, — никогда мы с этим не сталкивались.
       С ФАККом было совсем забавно. Не мы им — они нам с Еленой Греминой позвонили (Управление современного искусства) и спросили: «Что ж вы к нам не обращаетесь?». Мы растерялись… Но, конечно, пошли и оформили заявку. Получили деньги для «Театра.Doc».
       А в «новый» Минкульт — нет, не обращались никогда.
       
       Павел ЧЕРНЫХ, директор департамента по контролю расходования федерального бюджета по культуре, кинематографии, социальной политике и СМИ Счетной палаты РФ:
       — Вновь созданная организация проверяется раз в два года, а по исполнению бюджета — ежегодно. ФАКК был создан год назад, и что мы теперь, на каждый ФАКК должны выходить и проверять? Плановая проверка ФАККа по исполнению годового бюджета за 2004 год началась 15 дней назад.
       Внеплановых проверок не было. Внеплановая проверка — дело серьезное: для этого Госдума голосованием не менее трети голосов посылает запрос о ее проведении председателю Счетной палаты. Такого запроса на ФАКК не поступало.
       Плановая проверка закончится 31 июля, ее результаты можно будет обнародовать после заседания коллегии, которое пройдет уже в сентябре.
       Внеплановых проверок Министерства культуры также не проводилось.
      
       Марина ЛОШАК, куратор галереи Гарри Татинцяна Tatintsian Gallery Inc, экс-директор Московского центра искусств:
       — Михаил Швыдкой был лучшим министром культуры — вот и все. То, что он делает на своем сегодняшнем посту, заслуживает всяческого уважения. Того, что делает Александр Соколов, я не вижу и не знаю.
       Ситуация совершенно дуэльная, и оба должны вести себя по законам дуэли. Один бросил перчатку — другой ее поднял, что и произошло. Какой будет результат — посмотрим.        
       
        Сергей ШУБ, директор театра-фестиваля “Балтийский дом”, председатель совета директоров государственных театров Санкт-Петербурга:
        — К Михаилу Ефимовичу Швыдкому я отношусь с огромной симпатией. Я общаюсь с разными уровнями Минкульта без малого 25 лет, Швыдкой является лучшим руководителем российской культуры - назови его ведомство министерством или агентством, суть не изменится. Идеальный чиновник на своем месте.
       Когда “Балтийский дом” клевали со всех сторон, Швыдкой протянул нам руку помощи, в нас поверил и верит до сих пор. В позапрошлом году мы с удовольствием вручили ему звание нашего “домового”. Это неформальная почетная награда людям, много сделавшим для строительства “Балтийского дома”. В “домовых” у нас Кама Гинкас, Марина Тимашева, Эймунтас Някрошюс.
       С нынешним министерством мы практически дела не имеем, кроме моих встреч с Леонидом Надировым, первым замом Соколова, который имел удовольствие работать директором театра “Балтийский дом” (тогда это был Театр Ленинского комсомола). Самого Соколова видел один раз, когда он приезжал в Петербург на встречу с театральной общественностью. Александр Сергеевич тогда произнес речь.
       Отношения театра с аппаратом Швыдкого в бытность его министром и на его посту главы ФАККа мало чем отличаются.
       По федеральной программе “Культура России”, в рамках которой проходят все наши фестивали, напротив, подача документов ФАККом разумно облегчена, потому что они утверждают сразу годовую заявку, а не каждый фестиваль по отдельности. Эта гибкая система была введена еще Минкультом года три назад, теперь ее осуществляет ФАКК.
      
      
04.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 47
4 июля 2005 г.

Расследования
Есть ли у президента РФ личный бизнес

Власть и деньги
Саратовские чиновники одеваются со вкусом… нового губернатора Ипатова

Кавказский узел
Если государство не выполняет свои функции, то их начинает выполнять род

Теракт в Махачкале

Праздник единения со вводом войск

Армия
Завтра была война. Студент пошел в военкомат и не вернулся

В 2005 году нового приема на военные кафедры не будет

Почему студентами командует Министерство обороны?

Евгений Бунимович: Это спецоперация, а не реформа

Обстоятельства
Александр Сергеевич вызов Швыдкому бросил, но драться не хочет

Адвокат Павел Астахов: Глубоко сожалею

Алла Боссарт: ФАККир взяток не берет

Суд да дело
Даже подбросить не могут…

Кто на кухне хозяин

Нацболов в суде сковали цепями

Приговор по «делу Старовойтовой» вынесен. Заказчик не найден

Специальный репортаж
Пайка правды. Мир изучает географию малых городов России по нашим бедам

Отдельный разговор
История развития капитализма в России на примере владимирского олигарха Родиона Потемкина

Плата за жульё
На выселках

Общество выходит из общаги

Московский наблюдатель
РПЦ отменяет репетиции

Новости компаний
Захватывая газодобывающие компании, Миллер использует тактику «гринмейла»

Александр Зурабов из «Аэрофлота» ушел. Хамство осталось

Краiна Мрiй
Тимошенко предостерегает Вексельберга от покупки предприятий добывающей отрасли Украины

Тупики СНГ
Белорусское государство будет контролировать бандероли

За что судят бывшего министра обороны Молдавии?

Мир и мы
С кем будет дружить Путин, если уйдет Шредер?

Скитайцы. Профессор Гельбрас объясняет, что такое «глобальная китайская миграция»

Латвийский излом. На тихих улочках Риги начался отсчет новой российской истории

Страна уголков
Брянская область. Злынка остается в России!

Регионы
Руки по вертикали

Четвертая власть
В Орле нашли неправильные перья

Телеревизор
Программа передачек

Ren TV становится стальным

Вольная тема
Бабья доля подсиделки. Продолжаем составлять словарь российских олигархов

Медицина
Доктор Волков: Перестаньте лечить детей

Спорт
Олимпийский турнир по городкам

Кинобудка
Братья Дарденны: Мы живем в рамках детской песочницы

Том Круз. Впервые на кране

Музыкальная жизнь
Святослав Вакарчук: Ющенко просто решил воспользоваться нашими советами

Столичные музыканты выезжают на летние гастроли…

Три песенных дня в «Коломенском»

Пригласительный билет
«Мыслю — значит пою»

Наградной отдел
Нобеля — женщине

Исторический факт
Нравственный террорист. 100 лет назад был повешен Иван Каляев

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100