NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВПЕРВЫЕ НА КРАНЕ
В новом фильме Стивена Спилберга «Война миров» Том Круз сыграл крановщика, спасающего себя и двоих детей
       
Кадр из фильма "Война миров". (Фото — waroftheworlds.com)
   
       
Впрочем, в отличие от романа Герберта Уэллса, Спилберг полагает, что атакуют нас не марсиане. Помните крылатую фразу лектора Филиппова из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе? Науке это неизвестно». Спилберг с Филипповым не согласен: «Никаких марсиан… Мы были на Марсе и убедились: там никого нет». «Немарсиане» начинают атаку в фильме с самой революционной страны нынешней планеты… с Украины. Думаю, марсианин Спилберг выбрал братское государство из-за цвета. Сверху оранжевое хорошо просматривается.
       
       
Почти 70 лет назад радиоспектакль Орсона Уэллса по «Войне миров», фантастическому роману 1898 года Герберта Уэллса, вызвал панику на улицах США — его связали с возможным вторжением фашистов. В 1953-м киноверсия романа, сделанная режиссером Байроном Хаскином, косвенно намекнула на холодную войну. И вот после 11 сентября планету вновь колотит страх по поводу угрозы мировой войны, которую вот-вот развяжут то ли террористы, то ли моджахеды. В общем, существа с запредельным сознанием.
       Недолюбливающий викторианский стиль Спилберг перенес действие романа из XIX века в современность и посмотрел на мегакатастрофу глазами среднего американца — разведенного отца с двумя детьми. Лидер окультуренной кинопопсы сделал голливудский продукт в кубе. Во-первых, жанр — зрелищный блокбастер, антиутопия. Во-вторых, главная тема — победа семейных ценностей над гнетущими темными силами. В-третьих, конфликт — очередная история выживания отдельно взятого американца в «нечеловеческих» условиях. Да еще с двумя детьми на руках. Простой крановщик (вместо писателя) с лицом Тома Круза с этой задачей справится. Впрочем, зрители ни на секунду экранного времени в этом не сомневались.
       Кажется, Спилбергу интересно полемизировать… с самим собой. 23 года назад он снял «Инопланетянина Е.Т.» (один из самых кассовых фильмов столетия). Тогда режиссер смягчил мрачный сценарий, и зрители натурально влюбились в обаятельно-привлекательного ушастого товарища, командированного с далекой планеты. Финальная сцена «Инопланетянина» британскими зрителями признана самой сентиментальной в истории мирового кинематографа. Фантазируя на темы Уэллса, Спилберг решил рассказать совсем другую, страшную сказку, в которой всех убили (кроме крановщиков с их детьми, разумеется).
       Инопланетяне здесь — мерзкие, не слишком мужественные создания, высасывающие человеческую кровь. (С трудом верится, что твари, замирающие перед обычным зеркалом в ступоре недоумения, обладают развитым интеллектом.) Зато их машины-треножники, незаметно пробравшиеся в сердцевину Земли и в час икс вырвавшиеся оттуда на волю, чтобы раскрошить, сжечь ядерными лучами все и всех живых, вызывают у зрителя чувство удовлетворения. За основу взята схема механизмов из фильма 53-го года, зато в соответствии с развитием техники наблюдательно-карательные машины существенно усовершенствованы. И эпизоды с кровожадными гигантами на улицах сонных городков — самые зрелищные.
       Людишки-муравьишки ползут в страхе по улочкам, проселочным дорогам и растворяются в смертельных лучах, подобно сахару в чае. Гибель людских «стай» на море и на суше превращается в статистику, зритель даже не успевает подумать о сожалении. Это и входило в планы режиссера: «Пойми, что в этом фильме всего три человека и еще 1000 беглецов на заднем плане».
       
       
Конечно, это игра, в которой инопланетяне начинают и… проигрывают. Уэллс описывал пушки и ружья, которыми сражались с марсианами англичане. Спилберг использует для отражения звездной атаки американские реактивные истребители. Но для пришельцев танки и крылатые ракеты — детские сабли. К счастью, они знать не знают о главном оружии и главной Тайне землян: против наших микробов никакая инопланетная тварь не устоит… Да и законы кино, похоже, им неведомы: кто ж убьет кролика Круза, нет такой марсианской силы. Круз в самом деле не похож на волка или супермена. Играет относительно свежий тип героя, который вовсе не геройствует, напротив, убегает, спасая себя и детей. Отец поначалу он никакой — с детьми нулевой контакт, но семейные связи крепнут в тот самый момент, когда в тартарары летит мир.
       По всем приметам одиссея крановщика Рэя — Круза — очередная глава в многоэтажной киноэпопее Стивена Спилберга о способах преодоления невозможного. И прежде всего глобального Страха, который окружает нас. А «Война миров» — еще и очередной опыт исследования основного, по Спилбергу, инстинкта — самосохранения.
       
       
К плюсам фильма отнесем столкновение гиперреалистических подробностей современного быта с отъявленной фантастикой. Даже пришельцы и их «треножники», сеющие смерть и панику, выглядят вполне реалистично. Равно как и сюжет, который авторы адаптировали к нашему непредсказуемому времени. Сложная полифоническая акустика создает не слишком комфортный «эффект присутствия». Зато спецэффекты и компьютерная анимация заметно проигрывают блокбастерам последнего времени, в частности, «Властелину колец» и «Звездным войнам».
       Спилберг изо всех сил старался избегать клише: «Никаких разрушений достопримечательностей, никаких снесенных с лица Земли Манхэттенов, никаких стояний у карты с флажками, никаких репортеров, снимающих все это». Но, к сожалению, избегая сюжетных стереотипов и осовременивая Уэллса, режиссер не сумел вырваться за пределы строгих лекал, по которым кроится крепкий голливудский блокбастер. А значит, стать фильмом десятилетия, как обещала долгоиграющая реклама, «Войне миров» не светит.
       Не знаю, насколько это расстроит миллиардера, сделавшего состояние на способности запечатывать свои мечты в целлулоид. Ведь Спилберг сегодня не только совладелец нескольких крупных студий, стабильно выпускающих кассовые фильмы, за последние пять лет и его компания «Сега гейм воркс» (видеоигры, видеогалереи, прочая CD-продукция) поднялась на ноги. К тому же режиссер и бизнесмен инвестировал деньги в интернет. Так что не за горами премьера новой компьютерной игры «Война миров», фильм Спилберга для нее — добротная основа.
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
04.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 47
4 июля 2005 г.

Расследования
Есть ли у президента РФ личный бизнес

Власть и деньги
Саратовские чиновники одеваются со вкусом… нового губернатора Ипатова

Кавказский узел
Если государство не выполняет свои функции, то их начинает выполнять род

Теракт в Махачкале

Праздник единения со вводом войск

Армия
Завтра была война. Студент пошел в военкомат и не вернулся

В 2005 году нового приема на военные кафедры не будет

Почему студентами командует Министерство обороны?

Евгений Бунимович: Это спецоперация, а не реформа

Обстоятельства
Александр Сергеевич вызов Швыдкому бросил, но драться не хочет

Адвокат Павел Астахов: Глубоко сожалею

Алла Боссарт: ФАККир взяток не берет

Суд да дело
Даже подбросить не могут…

Кто на кухне хозяин

Нацболов в суде сковали цепями

Приговор по «делу Старовойтовой» вынесен. Заказчик не найден

Специальный репортаж
Пайка правды. Мир изучает географию малых городов России по нашим бедам

Отдельный разговор
История развития капитализма в России на примере владимирского олигарха Родиона Потемкина

Плата за жульё
На выселках

Общество выходит из общаги

Московский наблюдатель
РПЦ отменяет репетиции

Новости компаний
Захватывая газодобывающие компании, Миллер использует тактику «гринмейла»

Александр Зурабов из «Аэрофлота» ушел. Хамство осталось

Краiна Мрiй
Тимошенко предостерегает Вексельберга от покупки предприятий добывающей отрасли Украины

Тупики СНГ
Белорусское государство будет контролировать бандероли

За что судят бывшего министра обороны Молдавии?

Мир и мы
С кем будет дружить Путин, если уйдет Шредер?

Скитайцы. Профессор Гельбрас объясняет, что такое «глобальная китайская миграция»

Латвийский излом. На тихих улочках Риги начался отсчет новой российской истории

Страна уголков
Брянская область. Злынка остается в России!

Регионы
Руки по вертикали

Четвертая власть
В Орле нашли неправильные перья

Телеревизор
Программа передачек

Ren TV становится стальным

Вольная тема
Бабья доля подсиделки. Продолжаем составлять словарь российских олигархов

Медицина
Доктор Волков: Перестаньте лечить детей

Спорт
Олимпийский турнир по городкам

Кинобудка
Братья Дарденны: Мы живем в рамках детской песочницы

Том Круз. Впервые на кране

Музыкальная жизнь
Святослав Вакарчук: Ющенко просто решил воспользоваться нашими советами

Столичные музыканты выезжают на летние гастроли…

Три песенных дня в «Коломенском»

Пригласительный билет
«Мыслю — значит пою»

Наградной отдел
Нобеля — женщине

Исторический факт
Нравственный террорист. 100 лет назад был повешен Иван Каляев

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100