NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

САМОДЕЛЬНЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ АДРЕНАЛИНА
Самое важное для солдатской песни — во имя чего ее автор шел в бой
       
(Фото — afgan.ru)       
Собрав и записав в 1985 году несколько рассказов людей разных званий, биографий и социального статуса, попавших в первый свой бой, я был поражен их идентичностью (с поправкой на образование). Две мысли приходят во время боя: 1. Это не со мной, это, наверное, такое кино. 2. Неужели я — такой молодой, умный, талантливый — сейчас погибну?
       Поспевая в школьном сочинении за мыслями Николеньки Ростова в первом бою, наши дети не подозревают, что русский гений создал универсальный рассказ новобранца. Буквально всех времен и народов. После Афганистана я узнал: точно такие же рассказы внесены в записные книжки стремительным почерком Киплинга.
       В США министерство по делам ветеранов всех войн имеет четвертый по объему бюджет. Помогает вернувшимся с войны получить образование, найти работу и семью. Уйти от ненависти к остальным, не пробовавшим военного адреналина, к тем, от чьего имени ветераны убивали за морями людей.
       Каждое поколение юных ветеранов заново решает для себя проблему с сухим медицинским названием «социальная адаптация». Потому что адреналин, легко разлагающий литры водки на молекулы, становится их вечным спутником. И потребность выплеснуть его вкладывает карандаш в руки бойцов. Далее все зависит от дара, отпущенного богом.
       Изучая военный фольклор, я понял, что цели, во имя которых автор песни воевал, отражаются на творчестве непосредственно. Оказывается, очень важно, во имя чего ты шел в бой. Самые лучшие песни и стихи солдатского фольклора рождены в оборонительных, патриотических войнах. Песни итальянского и французского Сопротивления — из таких.
       Все, что страдающее сознание цепляющегося за жизнь юноши рождает в колониальной или гражданской войне, отмечено болезненным изломом. Лишь гении поднимаются выше. Поднимает их сострадание. Образцом останется «Валерик» Лермонтова — никто не сможет сказать, на чьей стороне поэт. И, конечно, Киплинг.
       Как только автор на такой войне впадает в пошлый пафос превосходства, от него остаются никчемные самодельные марши итальянских фашистов или странные песни солдат, воевавших за правительство Виши. Я слушал их с удивлением: эти мелодии создали как будто не французы.
       В Афганистане встречались искренние песни на пропагандистских дрожжах. Например, «Не надо грустить, друзья мушаверы» — образец фальши. Но большинство, вослед всем солдатам колониальных войн, старались не вдаваться в подробности выбора. Они пели не о том, за что воюют. Их темы — гибель друга, взаимовыручка, оставленные любимые люди. Оплакивая павших, они ждут своей пули завтра.
       Всего в Афганистане написано более четырехсот песен. В Чечне — еще не сосчитано. Подавляющее большинство очень слабы в поэтическом отношении. Но в минуты предсмертных откровений даже на такой войне и даже у малограмотного может родиться настоящая строчка. Попытки копировать этот «тамиздат» были. Результат жалок, его легко оценить по «афганским» песням Розенбаума.
       Чеченская война — самая отвратительная по внутреннему наполнению. Она ведется колониальными методами на собственной территории. Ее статус до сих пор не определен. Ее фольклор — самый больной и надрывный. Таких солдатских песен Россия еще не слыхала.
       «Чеченские» песни отличаются от «афганских», как стопка теплой водки от грязного шприца с героином. Это расплата за гражданскую войну.
       Только несколько военных песен, отмеченных истинным талантом, со временем вырвутся из кабинетов фольклористов.
       У нас нет такого министерства по делам ветеранов, как в США. И нам всем в большинстве, не только властям, плевать на ветеранов. Мы не оказываем им уважения, а они не хотят мириться с обыденной рутиной нашей жизни. Но, слушая их в переходах метро, мы должны понимать: для ребят эти песни — пока единственный заменитель того страшного адреналина, которого в их жизни уже не будет.
       
       Валерий ШИРЯЕВ
       
18.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 51
18 июля 2005 г.

Расследования
Кто и как использовал огнемёты в Беслане при освобождении заложников?

Следователь, ведущий дело об избиении граждан милиционерами, собирает показания только против потерпевших

Суд да дело
В Питере идут процессы над национал-экстремистами

Нацболов судят коллективно, без конкретизации вины

Дело Пичугина. Фемида делает большие глаза

Конституционный суд РФ: Презумпцию невиновности надо ещё доказать…

Депутат Госдумы Андрей Макаров: Адвокатам требуются защитники

Цена закона
Новая схема взаимоотношений депутатов-лоббистов и администрации президента РФ

Власть и деньги
Сабадаш лезет в бутылку

Жизнь капитана Нео

Обстоятельства
Почему сенатора Маргелова не взяли на комиссию (хельсинкскую)

Новейшая история
Неправительственный доклад Александра Аузана «Гражданское общество и гражданская политика. Золушка на политическом балу»

Россия-2008
Ещё один неразрешимый вопрос российской интеллигенции: Кто правее?

Навстречу выборам
Владимир Рыжков: Нам уже не выбраться

Отделение связи
Открытое письмо космонавту Георгию Гречко

Плата за жульё
Общежителям обещают дать каждому по койкоместу, но не дают

Митинги.Ру
Правозащитники будут голодать в защиту заключенных

Война с зеленкой

Армия
Зелёное письмо на зелёном сукне

Военные кафедры начинают процесс самоликвидации

Культурный слой
Самодельные заменители адреналина

Военный билет. В одну сторону

Краiна Мрiй
Покорение Донбасса

Новые кассетные скандалы в Украине

Регионы
«Калашников» и Чубайс

Левые автоматы

Коза против Кремля

Санкт-Петербург
В Питере строят маниловский мост

Московский наблюдатель
Танец, каким он мог бы быть…

Люди
Эсамбаевы — это марка

Личное дело
Разговор с будущей мамой — Ниной Чусовой

Телеревизор
«Подвиг полковника Савельева». Как это было на самом деле

Сюжеты
Валерий Ширяев. Как мы с господином Черкесовым подсели на поезд Москва–Питер…

Вольная тема
Дедский возраст

Подвиг яппи

Когда блекнут краски, художники не нужны

Свидание
Марта Цифринович радуется каждому номеру «Новой»

Кинобудка
Совершенно летние сюжеты кинопроката: полковой марш Мендельсона

Театральный бинокль
Не храните секреций

Елена Морозова: Предпочитаю дни, проведённые за нос

Реквием для семижильной струны

Спорт
Рассказ футболиста первого дивизиона, не пожелавшего стать известным

Интернет
Ругался НАТОм. В ЖЖ появилась цензура

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100