NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕ ХРАНИТЕ СЕКРЕЦИЙ
Папский дворец в Авиньоне утопили в слезе ребенка
       
(Фото — Cristophe Raynaud de Lage)       
Крошечная мадам Кристина встретила меня как родную. Расцеловала в обе щеки, довезла до города на стареньком «Поло», вручила ключи и печально сказала, что собака Карамель умерла в декабре, но что тут скажешь — 19 лет. Рассказала, что с недавнего времени в Авиньоне много свадеб французов и русских, и удивленно заметила, что на этих свадьбах кричат «горько», когда целуются. Посетовала, что туристов в этом году немного, — после отмены фестиваля в 2003 году театральный Авиньон до сих пор не набрал прежних оборотов.
       Кристина поскромничала: на главной улице города, рю Републик, как и несколько лет назад, променад более чем оживленный. Город оклеен афишами, как комната подростка постерами, в три слоя. Толкаясь и жуя сандвичи, толпа с наслаждением глазеет на ступни и руки, высунутые из коробки. В пальцах рук и ног зажаты афишки очередного самодеятельного спектакля «фестиваля офф». Сорокалетний «младенец» достает из недр гигантской электрической коляски и протягивает неиспользованные памперсы — афишки своего спектакля. Респектабельные семейства чинно выедают ракушки в тени зонтиков, школьные экскурсии выстаивают очереди во французский «Макдоналдс» — «Фланч». Вечером упаренная, но веселая толпа делает аншлаг на спектакле «История слез» Яна Фабра в Папском дворце.
       
       
Изнывающие от жары зрители машут программками и в массе напоминают тысячу бабочек, присевших на гигантскую железную конструкцию сидячих мест. Потомок французского энтомолога Анри Фабра автор спектакля Ян Фабр явно наслаждался этой картиной — фронтальный вид на зрительный зал представлял идеальную позицию для охоты на бабочек. Но сполна отдавший дань семейному делу (в спектаклях Фабра-младшего всегда кипела жизнь насекомых), он теперь погружен в секреты секреций: кровь, пот, сперма, слезы и их круговорот более всего занимают сегодня художественного руководителя Авиньонской программы-2005.
       Готовым неутомимо исследовать телесность европейцам предложили зарисовку о самой нежной и деликатной жидкости человеческого тела — слезах. Слезы Фабр полагает высокой слабостью, сопровождающей человека с момента рождения, поэтизирует плач и видит в нем спасительное очищение. Девять танцовщиков «рождаются» на наших глазах в лучах прожекторов и принимаются плакать. Плачут долго, минут двадцать. Выбегают «родители», укачивают «детей», но вскоре, не выдержав их плача, душат подушками. Появившиеся антагонисты вступают в диалог: Рыцарь Безнадежности уверяет нас, что человечество глохнет и черствеет, когда не в силах искренне выплакаться, а Диоген, вылезший с фонарем из бочки, неутомимо ищет человека, способного услышать плач ближнего, который всегда где-то рядом.
       Слезы трактуются широко: это всякая влага мира. Мужчины в подушках, надетых на голову на манер наполеоновских треуголок, забираются на стремянки и собирают в бокалы размером с хороший аквариум дождь — слезы неба. Танцуют, опрыскиваясь дезодорантами, распыляя ароматную, сжатую давлением воду. Сами люди здесь — вместилища влаги, сосуды, пластиковые бутылки, вазы «баккара» — кому как повезло.
       Апофеоз, он же рефрен спектакля, — исступленный языческий танец европейцев, зовущих дождь как изначальную живородящую влагу. Задушенная вначале подушкой слеза ребенка повисает в воздухе томительной, жаждущей излиться гигантской каплей и разражается свежим финальным дождем, освещенным тусклыми нежными фонарями. Плачущее небо смывает застывший в воздухе крик, дикий грохот барабанов, стирает с лиц людей искаженные горем и забвением черты. Белые флаги капитуляции, из которых люди выложили на стене слово SOS, промокают насквозь.
       Человеческие слезы как предмет религиозного культа, практический инструмент очищения в масштабах цивилизации (начав историю слез с древнегреческой трагедии, Фабр протягивает ее в наши дни) — несколько натянутая и высокопарная метафора, которая тем не менее пришлась ко Двору («История слез» шла во Дворе Чести, Cour d'Honneur). Европейские хореографы, традиционно воспринимая отлучение танца с его плотской природой от христианства как личную драму, настойчиво пытаются вернуть танцу религиозную составляющую. Каждый в своем обряде претендует на сакральность — для Фабра это алхимия самой природы.
       Растроганный наглядной моралью раскаяния и очищения зритель неистовствует: в сентиментальности и пафосности Фабр переиграл самих французов. А победителям в Папском дворце — самое место.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА, наш спец. корр., Авиньон
       
18.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 51
18 июля 2005 г.

Расследования
Кто и как использовал огнемёты в Беслане при освобождении заложников?

Следователь, ведущий дело об избиении граждан милиционерами, собирает показания только против потерпевших

Суд да дело
В Питере идут процессы над национал-экстремистами

Нацболов судят коллективно, без конкретизации вины

Дело Пичугина. Фемида делает большие глаза

Конституционный суд РФ: Презумпцию невиновности надо ещё доказать…

Депутат Госдумы Андрей Макаров: Адвокатам требуются защитники

Цена закона
Новая схема взаимоотношений депутатов-лоббистов и администрации президента РФ

Власть и деньги
Сабадаш лезет в бутылку

Жизнь капитана Нео

Обстоятельства
Почему сенатора Маргелова не взяли на комиссию (хельсинкскую)

Новейшая история
Неправительственный доклад Александра Аузана «Гражданское общество и гражданская политика. Золушка на политическом балу»

Россия-2008
Ещё один неразрешимый вопрос российской интеллигенции: Кто правее?

Навстречу выборам
Владимир Рыжков: Нам уже не выбраться

Отделение связи
Открытое письмо космонавту Георгию Гречко

Плата за жульё
Общежителям обещают дать каждому по койкоместу, но не дают

Митинги.Ру
Правозащитники будут голодать в защиту заключенных

Война с зеленкой

Армия
Зелёное письмо на зелёном сукне

Военные кафедры начинают процесс самоликвидации

Культурный слой
Самодельные заменители адреналина

Военный билет. В одну сторону

Краiна Мрiй
Покорение Донбасса

Новые кассетные скандалы в Украине

Регионы
«Калашников» и Чубайс

Левые автоматы

Коза против Кремля

Санкт-Петербург
В Питере строят маниловский мост

Московский наблюдатель
Танец, каким он мог бы быть…

Люди
Эсамбаевы — это марка

Личное дело
Разговор с будущей мамой — Ниной Чусовой

Телеревизор
«Подвиг полковника Савельева». Как это было на самом деле

Сюжеты
Валерий Ширяев. Как мы с господином Черкесовым подсели на поезд Москва–Питер…

Вольная тема
Дедский возраст

Подвиг яппи

Когда блекнут краски, художники не нужны

Свидание
Марта Цифринович радуется каждому номеру «Новой»

Кинобудка
Совершенно летние сюжеты кинопроката: полковой марш Мендельсона

Театральный бинокль
Не храните секреций

Елена Морозова: Предпочитаю дни, проведённые за нос

Реквием для семижильной струны

Спорт
Рассказ футболиста первого дивизиона, не пожелавшего стать известным

Интернет
Ругался НАТОм. В ЖЖ появилась цензура

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100