NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПОЛКОВОЙ МАРШ МЕНДЕЛЬСОНА
Совершенно летние сюжеты кинопроката
       
       
Июльский прокат — жгучая смесь заядло «отпускного» кино: блокбастеры (комиксы «Бэтмен: начало» и «Фантастическая четверка», колосс Спилберга «Война миров», техноэкшн «Стелс») и любовные комедии сугубо матримониального пошиба. Летом экран призывает… жениться. Свадьба, проблемы молодоженов — тематический вирус, поразивший фильмы самых разных режиссеров из самых разных стран. Будто все они выполняют наказ главного по теме «женитьбы» аналитика Подколесина: «Если бы я был где-нибудь государь, я бы дал повеление жениться всем, решительно всем, чтобы у меня в государстве не было ни одного холостого человека!».
       
       «Женюсь… какие могут быть игрушки?»
       «Свадьба» — элегантный фильм француженки Валерии Гиньябоде, действие которого развивается на протяжении «свадебных» суток. В центре свадебной сутолоки — три пары. 25-летние «молодые», их свидетели на 10 лет старше, родителям — лишь 45. Юные женятся, испытывающие кризис среднего возраста разводятся, а перешагнувшие порог бурь и метаний намереваются сойтись вновь.
       Три пары можно рассматривать как одну в ее гипотетическом «брачном» развитии. Клубок любовных историй, откровений, измен, разочарований. Проба на зуб свадебного золота: чистое, подделка? Клятва в верности и вечной любви на фоне тотального лицемерия и гордыни. Как разделить неистребимое желание стать женой-мужем (нужное подчеркнуть) от вожделения, меркантильных интересов, социального давления (все поголовно замужем, а ты еще нет?). Как устоять только-только возникшему хрупкому союзу, если кольца потеряны, к жениху приехала подружка-трансвестит, а все семьи вокруг подвержены коррозии распада?
       Что объединяет «свадебные» фильмы? Живописный антураж процесса бракосочетания. Экран представит антологию пышных, чудовищно безвкусных торжеств. Но с выраженными национальными чертами. У них обязательны шляпки, лепестки роз, голуби, взлетающие к куполу готического собора, отец, ведущий невесту к алтарю, старый священник и мучительная пауза перед гильотиной — Yes. У нас — «Чайки» с куклами, пьяные вопли «Горько!», массовики-затейники и непременное «мордой в оливье» после «Ты меня уважаешь?». Тут и впрямь поверишь, что брак имеет такое же отношение к любви, как месса — к вере. И если так уж хочется оставить себе что-то на память от романа, неужели непременно кольца? Ну правда, отчего они так назойливы в своем: «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки…»? Почему их не могут отговорить ни старшие товарищи, прожженные циники, съевшие пару пудов брачной соли, ни намучившиеся в тесных «узах» растолстевшие подружки, ни умные книжки…
       Кочкарев: «Я тебя женю так, что и не услышишь… Ну а как будет у тебя жена, так ты просто ни себя, ничего не узнаешь: тут у тебя будет диван, собачонка, чижик какой-нибудь в клетке, рукоделье…»
       
       «Я — не я, а мой брат-близнец!»
Кадр из фильма "Красотки"
      
Седрик Клапиш снял продолжение популярной пять лет назад «Испанки». В нашем прокате фильм именуется «Красотками». На самом деле оригинальное название — Les poupees russes — означает «матрешки». На сию тему герой Ксавье произносит целый монолог. Девушки, мол, похожи на матрешек. За первой встречей таится вторая, третья. Главное — добраться до малышки в сердцевине, которая и есть единственно настоящая. Но чтобы разыскать последнюю, надо пройти весь путь.
       Ксавье — в вечном поиске, в пути от матрешки к матрешке. Имя последней — Венди (Келли Рейли). Клапиш вновь собирает всю развеселую и разнородную компанию из «Испанки» (там студенты из разных стран шумно проживали в одной барселонской квартире). Теперь один из них решил жениться на русской матрешке, естественно — Наташе. Наташа — маленький лебедь из Мариинки (второй слева). Но в центре сюжета, как и пять лет назад, — Ксавье (за это актер Ромен Дюри прославился, превратившись на экране в легендарного Арсена Люпена). Он по-прежнему мечтает стать писателем. А пока… сочиняет приторное телемыло «Любовь в Венеции» (главное — не удаляться от клише: покатать героев на гондоле, приклеить поцелуй в диафрагму). Изобретает статейки для женского журнала о зимних видах спорта. Записывает мемуары модельных звезд и лесорубов. А по ночам… Подружки сменяют друг друга на одной подушке. «Привет, 30 лет!»… Почему же ничего не меняется? И с утра пораньше вновь надо решать, скажет ли телелюбовник Жан Эдуард своей возлюбленной: «Дорогая, должен тебе признаться: я — не я, а мой брат-близнец!».
       Зато воображение Ксавье безгранично. Он подставляет в тлетворную «телекартинку» своих родственников, издателя, служащую банка. Дедушка желает познакомиться с невестой? Нет проблем, Ксавье уговаривает подружку по Барселоне, лесбиянку Изабель, надеть каблуки и платье, чтобы понравиться 90-летнему мсье. Вот она, подобно дискоболу, размахивает сумочкой, щебеча внезапной колоратурой: «Здесь очень мило» (блестящий бенефис Сесиль де Франс). Беспорядочная история беспорядочной жизни Ксавье с безумной свадьбой друга в Петербурге — это состояние душевного хаоса, естественного для мужчины, пока еще не отыскавшего свою единственную подругу. Клапиш показывает, что найти ее с первой попытки практически невозможно. Делает это режиссерски изобретательно, элегантно. Множество экранов, покадровая, словно мультипликационная, съемка — настоящий визуальный фристайл. Экран рассыпается на десяток танцующих изображений, подобно сознанию Ксавье.
       В финале возникает Петербург в представлении иностранцев. Хочется упрекнуть авторов в «клюкве». Снова нас показывают как… Впрочем, что здесь неправда? Разве в Питере не существует до сих пор перенаселенных коммуналок? Или свадьба наша, как и во времена Чехова, не выглядит печальным анекдотом? Зудит наигрыш Сердючки «Хорошо!». Жениха тошнит в сортире, невеста терпеливо ждет его. Не по-французски это, по-нашему. Как и безумный хоровод под «Светит месяц». «Я не выдержу всего этого!» — рыдает жених.
       
       «Пристрели меня, дорогой!»
Кадр из фильма "Мистер и миссис Смит"
     
 Перефразируя Толстого, заметим: все свадьбы походят друг на друга, все разводы злополучны по-своему. Если вслушаться, то марш Мендельсона похож на военную увертюру перед многолетней битвой, это я про комедию «Мистер и миссис Смит», касса которой растет со скоростью космической ракеты.
       «Сколько лет вы женаты?» — спрашивает супругов (Анджелина Джоли и Брэд Питт) психолог. «Пять», — отвечает муж. «Шесть», — поправляет жена. «Пять-шесть», — неуверенно сникает муж. «Сексом занимаетесь регулярно?». Муж пытается вымолвить что-то оптимистичное… Жена уточняет: «Выходные считать?». Все точно по Гиппократу: брак-лихорадка, начавшись жаром, оборачивается холодом.
       Как пробудиться от тихой спячки, уныло именуемой «браком»? К примеру, немножко пострелять. Лучше друг в друга. Пристрели меня, дорогой, и я твоя. Очень освежает, пульс — 100, адреналина — до черта. Да и несложно это претворить в жизнь, если по профессии ты киллер. За благополучным фасадом чудесной пары — битва насмерть двух воюющих преступных синдикатов. Вместо итоговой бандитской разборки — секс по правилам и без.
       
       Продавцы воздуха
       «Яичница: Теперь, пожалуй, обещают и домы, и экипажи, а как женишься — только и найдешь, что пуховики да перины…».
       Брак — кратчайший путь от невесты к невестке. Про это комедия «Если свекровь — монстр». Не смешная и, в отличие от «Мистера и миссис Смит», без драйва. Хотя тема — вечна и злободневна. Все мы невестки или свекрови, а некоторые из нас — зятья или тести. И, произнося клятву верности в вечной любви прекрасному принцу-жениху, не забывай, что выходишь замуж за сына будущей ведьмы-свекрови. Она — его доспехи, пусть на первый взгляд даже такие неотразимые, как сама Джейн Фонда.
       Фильм задуман как каскадный дуэт Дженнифер Лопес и Джейн Фонды. Но вернувшаяся после большого перерыва в кино для исполнения острой гротесковой роли Фонда бесповоротно переиграла сонную, актерски неизобретательную Лопес. Свекровь Виола — знаменитая телеведущая (брала интервью у четырех президентов, четыре раза была замужем). И вот артистичную психопатичку захлестывает ревность, не давая опомниться.
       Так как же отвоевать сына у его собственной матери, готовой к многомесячной осаде? Многофланговая изматывающая битва соперниц, по их разумению, доказывает право на мужчину. Почему он позволяет мамаше маниакально контролировать каждый чих? Почему верит всему, что набалтывает ему эта непородистая шалава? Вот они, удушающие объятия — символ настоящей женской дружбы, доказательство преданной любви к мужчине.
       Фонда вернулась. Она по-прежнему великолепна. Свои впечатления от работы над картиной изложила точно: «Купите себе большую пачку попкорна, не забивайте голову лишними мыслями и наслаждайтесь фильмом. Кстати, можете взять с собой своих родственников…». Жаль, родственники в отъезде, попкорн не люблю, мысли лишние все время в голову лезут, а то бы мне фильм понравился.
       Свадебные колокола звонят с экрана, нисколько не подвергая реальной угрозе холостого зрителя. Как все в кино, это понарошку. После калифорнийской премьеры «Мистера и миссис Смит» баночка с воздухом, которым якобы дышали голливудские звезды Брэд Питт и Анджелина Джоли, была продана на интернет-аукционе за 530 долларов. Воздух «собрали» в литровую банку. По сути, все создатели «отпускных» комедий — «продавцы воздуха», из последних сил старающиеся (не дай бог!) не обременить зрителя отягощающими хлопотами-раздумьями. И, заметим, «воздух» в качестве товара неплохо продается…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
18.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 51
18 июля 2005 г.

Расследования
Кто и как использовал огнемёты в Беслане при освобождении заложников?

Следователь, ведущий дело об избиении граждан милиционерами, собирает показания только против потерпевших

Суд да дело
В Питере идут процессы над национал-экстремистами

Нацболов судят коллективно, без конкретизации вины

Дело Пичугина. Фемида делает большие глаза

Конституционный суд РФ: Презумпцию невиновности надо ещё доказать…

Депутат Госдумы Андрей Макаров: Адвокатам требуются защитники

Цена закона
Новая схема взаимоотношений депутатов-лоббистов и администрации президента РФ

Власть и деньги
Сабадаш лезет в бутылку

Жизнь капитана Нео

Обстоятельства
Почему сенатора Маргелова не взяли на комиссию (хельсинкскую)

Новейшая история
Неправительственный доклад Александра Аузана «Гражданское общество и гражданская политика. Золушка на политическом балу»

Россия-2008
Ещё один неразрешимый вопрос российской интеллигенции: Кто правее?

Навстречу выборам
Владимир Рыжков: Нам уже не выбраться

Отделение связи
Открытое письмо космонавту Георгию Гречко

Плата за жульё
Общежителям обещают дать каждому по койкоместу, но не дают

Митинги.Ру
Правозащитники будут голодать в защиту заключенных

Война с зеленкой

Армия
Зелёное письмо на зелёном сукне

Военные кафедры начинают процесс самоликвидации

Культурный слой
Самодельные заменители адреналина

Военный билет. В одну сторону

Краiна Мрiй
Покорение Донбасса

Новые кассетные скандалы в Украине

Регионы
«Калашников» и Чубайс

Левые автоматы

Коза против Кремля

Санкт-Петербург
В Питере строят маниловский мост

Московский наблюдатель
Танец, каким он мог бы быть…

Люди
Эсамбаевы — это марка

Личное дело
Разговор с будущей мамой — Ниной Чусовой

Телеревизор
«Подвиг полковника Савельева». Как это было на самом деле

Сюжеты
Валерий Ширяев. Как мы с господином Черкесовым подсели на поезд Москва–Питер…

Вольная тема
Дедский возраст

Подвиг яппи

Когда блекнут краски, художники не нужны

Свидание
Марта Цифринович радуется каждому номеру «Новой»

Кинобудка
Совершенно летние сюжеты кинопроката: полковой марш Мендельсона

Театральный бинокль
Не храните секреций

Елена Морозова: Предпочитаю дни, проведённые за нос

Реквием для семижильной струны

Спорт
Рассказ футболиста первого дивизиона, не пожелавшего стать известным

Интернет
Ругался НАТОм. В ЖЖ появилась цензура

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100