NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕМОЙ ВЫСОЦКИЙ
Вышел фильм, который надо было бы смотреть под магнитофон с записями дорогого (во всех смыслах) голоса
       
(Фото — ИТАР-ТАСС)
       
       
На канале «Россия» состоялась премьера фильма «Владимир Высоцкий. Смерть поэта». (Режиссер Ольга Дарфи, продюсер и руководитель проекта Виталий Манский.) Телезрители не увидели полную версию картины. По требованию наследников Высоцкого из фильма изъяты все стихи и песни — почти 10 минут хронометража. Авторы не смогли показать фильм полностью и в Союзе кинематографистов, наследники пригрозили судом и уголовной ответственностью…
       
       
Документальный фильм — попытка восстановить события последнего года жизни поэта. Если быть точным — 205 дней начиная с 1 января 1980 года. Нить утраченного времени силятся связать люди, близко знавшие Высоцкого. Ближний круг… Юрий Любимов, Василий Аксенов, Михаил Шемякин, Валерий Янклович, Ксения Афанасьева (Ярмольник), Николай Дупак, Генрих Падва...
       В их прямой речи — темная обратная сторона планеты Высоцкий. Конечно, после публикаций последних лет о его трагической зависимости от наркотиков и алкоголя было известно. Но это первое «эфирное» нелицеприятное повествование о мучительном угасании, о попытках бороться, «разгуле последнего отчаяния». Манский настаивает, что обязан был сделать картину, ибо документалист фиксирует время истекшее и настоящее, а многие из близких Высоцкому людей уже ушли: Лев Кочарян, Артур Макаров, Игорь Шевцов, Всеволод Абдулов. Их, очевидцев, все меньше. Скоро некому будет рассказать, как было все на самом деле.
       Под тиканье часов, отмеривающих, сколько месяцев, дней, часов осталось до гибели, — шокирующие синхроны. Василий Аксенов вспоминает, как печально встретили 1980 год на даче, как одиноко, нехорошо было Высоцкому. Ночью он помчался в город и попал в аварию. Шемякин говорит о фантастическом предложении друга: уехать на лошадях в Америку в трудное путешествие…
       Бежать, спрятаться, вырваться из среды, которая стала главной причиной зависимости. И снова Шемякин — о легкоранимой, изрезанной в кровь «босой душе». Друзья признаются и в том, что пытались ему помочь в этой неравной борьбе, и в том, что сами помогали доставать губительные препараты, которые он сразу вкалывал лошадиными дозами. Спастись… Вытащить себя. Например, снять «Зеленый фургон», венчаться… дать концерт… еще… бесконечное число концертов (а за кулисами — огромные вымокшие полотенца). И снова кураж уводит в пике и низвергает в отчаяние. «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю». Нарушение сна. Клиническая смерть. Предел. Хрип. Стоп.
       В его смерти повинна и Олимпиада. Не только потому, что знакомые медики в ситуации ужесточенного полицейского режима отказались доставать наркотики. Олимпиада — триумфальная рама советской системы, в центре которой корчился от боли, тихо умирал ее Поэт-бунтарь. Он всегда рвался из «рамы», из зависимости. От системы и морфия. И пал не на дуэли, но в результате этого поединка свободы и подневольности все равно «лег виском на дуло». Друзья говорят о нем как об игроке со смертью. В последние месяцы говорил, писал о смерти много. 1 июня возникают стихи, в которых мольба — отменить дату смерти.
       Драматичные кадры фильма — сам Высоцкий (съемка в «Останкине»). Его распухшие после гемосорбции руки отставляют гитару. Вроде бы хочет еще что-то сказать. А… ладно. И отстегивает микрофон.
       Умереть, уснуть… Страшно звучит монолог Гамлета. Каждая фраза — от первого лица: «Достойно ли терпеть безропотно позор судьбы Иль нужно оказать сопротивленье? Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть, умереть, уснуть?». Последние выходы на сцену в главной роли собственной судьбы.
       Наследники В.С. Высоцкого сочли образ поэта в фильме излишне негативным, фильм — неталантливым. Они имеют на это право. Агентство, в которое вошли Аркадий и Никита Высоцкие и Юлия Абдулова, представляющая интересы Марины Влади, обладает «исключительными имущественными авторскими правами». Наследники запретили использование в фильме «любых произведений В.С. Высоцкого».
       Вот это странно.
       Авторы фильма приобрели по всем правилам архивные хроники концертов Высоцкого, обратились к Никите Высоцкому за разрешением использовать стихи. По словам Виталия Манского, Никита показать посмотреть фильм, чтобы узнать, в каком контексте будут звучать стихи, после чего отказал не только в стихах, но и в песнях. «Оказывается, мы можем приобрести только изображение, а не звук», — изумился Манский. 8 июля, незадолго до эфира, на канал пришло письмо с требованием изъять стихи и песни. Наследники не отдают звук — голос поэта.
       Теперь даже Шемякин не имеет права взять листок и зачитать с экрана строки, которые в своем прощальном письме Высоцкий посвятил ему и оставил на письменном столе Шемякина с титлом: «Другу и брату». Никита Высоцкий на радиостанции «Маяк» говорит: «…не хочу, чтобы во имя торжества свободы слова в этот день звучали стихи в этом фильме, придавая ему какую-то художественную ценность. Каждый будет решать для себя, что это — свобода слова или невоспитанность и хамство…».
       На самом деле наследники сослужили дурную службу своему прославленному предку — без стихов фильм стал чернее, беспощаднее по отношению к Высоцкому.
       Так что: говорить или молчать?
       Не буду утверждать, что позиция Манского бесспорна. Мне, к примеру, фильм, вторгшийся в опасную зону драмы, показался чересчур репортажным, холодноватым, однолинейно использующим «горячую» тему. В нем не хватает боли, воздуха времени (точнее, его удушливой атмосферы). Есть определенные этические просчеты. Впрочем, повествовать «об исходе черных дней» — идти по лезвию бритвы. Но прежде всего не хватило самого Высоцкого. Крупности его личности, когда драма стала бы не частной историей борьбы отдельно взятого человека со своей бедой, а национальной трагедией.
       Впрочем, как могу я судить произведение, которое обкорнали, из которого вынули душу — поэзию. Став репортажем, хроникой «необъявленной смерти», оно потеряло масштаб драмы. В таком виде он походит скорее на историю болезни, а не судьбы.
       Любопытно, что Система, сгноившая поэта, не смогла повесить замок на его рот. Его слушали от Крыма до Курил. Что происходит сегодня? И как к строгим «санкциям» отнесся бы сам Высоцкий?
       Нам кажется, конфликт этот выходит за рамки юридического казуса. Кому принадлежит память? До какой степени наследники вправе ограничивать доступ к наследию, цензурировать завершенные произведения? Кто вправе оценивать, насколько художественен спектакль, фильм, литературное произведение? И какие этические границы не вправе переступать автор?
       И отчего в последнее время так участились скандалы (а то и судебные процессы) вокруг наследия Визбора, Носова, Маршака, Окуджавы? То вспыхивают, то гаснут страсти вокруг архива Ахматовой. Не повезло Булгакову. То племянницы Булгакова судились с внуком и правнучкой, то пенсионер Сергей Шиловский (внук Елены Сергеевны) судился с «Вагриусом» и режиссером Кириллом Ганиным, он же и выход фильма Юрия Кары запретил.
       А Высоцкий будет беззвучно открывать на экране рот под шокирующие откровения соратников. Безмолвно хрипеть, раздувать на шее жилы: «Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю…». Рвущий глотку поэт… которого не слышно. Немой Высоцкий — сильная метафора. Жуткая. Как тут не вспомнить прозорливое, кстати, в год смерти написанное:
       Теперь я — капля в море,
       Я — кадр в немом кино,
       И двери — на запоре,
       А все-таки смешно…
       
       Лариса МАЛЮКОВА, обозреватель «Новой»
       
28.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 54
28 июля 2005 г.

Расследования
Выжигание по живому. Новый способ получения земли под элитные застройки

Митинги.Ру
Герои России три дня звонили в администрацию президента. Абонент недоступен

Обстоятельства
Если у Касьянова отберут Сосновку, он может переехать в Кремль

Похоже, всю правду об Абрамовиче мы узнаем в лондонском суде

Подробности
Георгий Сатаров: Объём взяток — 319 млрд долларов в год

Армия
В Европе отменяют армию по призыву

Прапорщик Магомедов украл у Российской армии миллион

Политический туризм
Как Сергиев Посад изменил законодательство страны. Мэру не помогла даже молитва

Реакция
Депутатский запрос — дело серьезное…

Мир и мы
Как российские туристы не дошли до Берлина

В посольствах ФРГ россиян всё чаще отсылают на три буквы…

Инострания
Развяжи язык. Опыт изучения английского под Лондоном

Тупики СНГ
Александр Лукашенко объявил Польшу врагом номер один

Краiна Мрiй
Севастополю не дали русских денег

Показания по поводу роскошной жизни Ющенко-ст. и Ющенко-мл. расходятся

Спорт
Кто и за что обещал расстрелять главного тренера «Крыльев Советов»

Голы по карточкам. «Новая» продолжает дискуссию о судействе в российском футболе

Отдельный разговор
Путешествие собаки. Госнаркоконтроль России открыл новый транзит в Украину

Милосердие
Летчик-«афганец», спасший двенадцать человек, уже двадцать лет расплачивается за секунду войны…

Телеревизор
В России появится новый православный телеканал. Спас рукотворный

Кинобудка
Немой Высоцкий. Телезрители не увидели полной версии документального фильма

Специальный репортаж
«Орлёнок» — воспитанник кукушки. Этот фестиваль должен возвратить детскому кино зрителя

Культурный слой
В ожидании шутов. Псой Короленко — о культуре смеха и несмешном в культуре

У шеста культурной вертикали. Современное искусство, оказывается, не имеет ничего общего с художественным мастерством

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Евгений Евтушенко. Так им и надо!

Музыкальная жизнь
Анатолий Головков. Его песни — репортажи из горячих точек души

«Крылья» снова опустились на Тушинском аэродроме

Вольная тема
Николай Коляда. Про «таблеточку» и необъяснимое

Сюжеты
Прошёл всемирный медитационный марафон

Глупость берёт города

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100