NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

В ОЖИДАНИИ ШУТОВ
Псой Короленко — о культуре смеха и несмешном в культуре
       
Псой на сцене — Арлекин и Пьеро в одном лице. (Фото Александры Подольской)
      
       
Филолог, музыкант, актер, пародист — настоящий человек-оркестр, принявший на себя образ городского скомороха. На театральной сцене он пытается реанимировать комедийный жанр. Московская клубная культура была бы неполной без его вечеров-концертов-перформансов, а столичная пресса без текстов, подписанных — Псой Короленко.
       Самая первая из написанных Псоем песен, «Верую в Бога», жанра пародийно-религиозного, стала новостью этого лета в саундтреке свежего российского артхауса. Фильм «Пыль», ставший сенсацией ММКФ, на прошлой неделе вышел в столичный прокат. В этой гротескно-бытовой драме снялись многие представители андеграунда 90-х, к которым относят и Короленко — через запятую по привычке.
       Сам же он от «поколенческих» вопросов заметно скучнеет. В отличие от иных забронзовевших неформалов Короленко и в «нулевом» культурном десятилетии остается действующим героем…
       
       — Существует ли в современном российском обществе культура смеха и чем она отличается от западной?
       — Своеобразное отношение к смеху в русской культуре связано с различиями между восточным и западным христианством. Западное христианство относится к письменной книжной традиции, к авторитетному тексту неконвенционально, то есть с учетом его условности и неабсолютности. Отсюда возможность пародий, карнавализации, юмористического отношения к святыням. А в восточном христианстве отношение к смеху более строгое и непосредственное. Смех? Все, это уже дьявол. Пародия? Все, «ничего святого».
       Но результат не в том, что у нас меньше смеются, а в том, что у нас фигура шутника становится значительнее. Он воспринимается не как сатирик, а как целый Сатир. В нашей культурной среде сильнее ощущается провокационный аспект смеха. Даже на героев «Аншлага» все равно поневоле отбрасывает тень этот мощный архетип Шута. А ведь есть у нас и серьезная, богатая традиция эстрадного юмора. Есть Райкин, в конце концов.
       Наша культура всегда в ожидании шутов. Чем запретнее смех, тем ценнее и привлекательнее образ шута.
       На Западе в целом сложилась менее авторитарная культура за последние века. Поэтому там не ощущается вибрация юмора, его градус — так невероятно, как в России. Там нет таких сверхожиданий от шутника, шута, нет таких разочарований, если он шутит несмешно.
       — Чем вам так близки традиции скоморошества, балагана, фольклора?
       — Они мне интересны как часть моей собственной личности. Это историческое зеркало, в которое я смотрю на себя, большое поле для экспериментов, большая степень свободы.
       Я играл лубочного, кукольного чертика Моностатку, то есть мавра Моностатоса в детской шуточной версии «Волшебной флейты» Моцарта, в постановке антрепризы «Маленький мировой театр» под руководством Екатерины Поспеловой. Я играл самого себя в фильме Валерия Зеленского «Светские хроники» и поющего сектанта «брата Павла» в новом фильме Сергея Лобана и Марины Потаповой «Пыль».
       Считаю себя поющим характерным актером. Больше всего мне подходит амплуа сумасшедшего, чудака, романтического безумца.
       — Как вас только не называют в прессе: «молодежный филолог», «акын», «скоморох», «бродячий ученый», «постмодернист», «бодисингер», «шансонье». С каким из ярлыков вы категорически не согласны?
       — Каждый из них шутливо отражает какую-то грань. Особенно мне нравится «бродячий ученый». Но я не согласен, когда меня называют постмодернистом. У меня совсем другие система ценностей, внутреннее чувство и импульс, диктующий мне сотворить что-то. Постмодернизм отказывается от целостности восприятия мира. А я как раз показываю эту целостность. И говорю, что надо принять ее и не бояться при этом лопнуть.
       — С кем вы, деятели андеграундной культуры?
       — Я не считаю себя деятелем андеграундной культуры. Андеграунд, попса, мейнстрим — все эти и другие придуманные статусы-ярлыки целиком обусловлены сиюминутными контекстами. Это какие-то категории, которые меня совершенно не интересуют. Один и тот же текст может сегодня быть андеграундом, завтра классикой, послезавтра попсой. Тем более мой случай: я как раз последовательно и упрямо преодолеваю все эти границы, стараюсь выяснить их природу — и опровергнуть. А вопрос: «С кем мы, мастера культуры?» — был и остается праздным. Мы с Пушкиным.
       — Последние полгода вы возглавляли отдел культуры в журнале «Огонек». Какие проблемы современной культуры вы считаете важнейшими?
       — Вот мы как раз сейчас говорили о таком важном вопросе, как восприятие. Как достичь целостного, нерасщепленного сознания в культуре и конструктивной связи между культурными зонами. Чтобы воспринимать культурные феномены непосредственно, а не через условные понятия типа андеграунда. Меня интересуют примеры, которые в социологии культуры обозначаются словом misrecognition — недоразумение, неузнавание. Интеллектуалы должны подавать пример, как преодолеть этот комплекс. Выявлять во всех зонах культуры не только негатив (что всегда проще), но и позитив.
       В «Огоньке» с января по июль была попытка посмотреть на культуру оптимистически, доверительно, поверх предрассудков, идиосинкразий…
       
       Беседовала Александра ПОДОЛЬСКАЯ
       
28.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 54
28 июля 2005 г.

Расследования
Выжигание по живому. Новый способ получения земли под элитные застройки

Митинги.Ру
Герои России три дня звонили в администрацию президента. Абонент недоступен

Обстоятельства
Если у Касьянова отберут Сосновку, он может переехать в Кремль

Похоже, всю правду об Абрамовиче мы узнаем в лондонском суде

Подробности
Георгий Сатаров: Объём взяток — 319 млрд долларов в год

Армия
В Европе отменяют армию по призыву

Прапорщик Магомедов украл у Российской армии миллион

Политический туризм
Как Сергиев Посад изменил законодательство страны. Мэру не помогла даже молитва

Реакция
Депутатский запрос — дело серьезное…

Мир и мы
Как российские туристы не дошли до Берлина

В посольствах ФРГ россиян всё чаще отсылают на три буквы…

Инострания
Развяжи язык. Опыт изучения английского под Лондоном

Тупики СНГ
Александр Лукашенко объявил Польшу врагом номер один

Краiна Мрiй
Севастополю не дали русских денег

Показания по поводу роскошной жизни Ющенко-ст. и Ющенко-мл. расходятся

Спорт
Кто и за что обещал расстрелять главного тренера «Крыльев Советов»

Голы по карточкам. «Новая» продолжает дискуссию о судействе в российском футболе

Отдельный разговор
Путешествие собаки. Госнаркоконтроль России открыл новый транзит в Украину

Милосердие
Летчик-«афганец», спасший двенадцать человек, уже двадцать лет расплачивается за секунду войны…

Телеревизор
В России появится новый православный телеканал. Спас рукотворный

Кинобудка
Немой Высоцкий. Телезрители не увидели полной версии документального фильма

Специальный репортаж
«Орлёнок» — воспитанник кукушки. Этот фестиваль должен возвратить детскому кино зрителя

Культурный слой
В ожидании шутов. Псой Короленко — о культуре смеха и несмешном в культуре

У шеста культурной вертикали. Современное искусство, оказывается, не имеет ничего общего с художественным мастерством

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Евгений Евтушенко. Так им и надо!

Музыкальная жизнь
Анатолий Головков. Его песни — репортажи из горячих точек души

«Крылья» снова опустились на Тушинском аэродроме

Вольная тема
Николай Коляда. Про «таблеточку» и необъяснимое

Сюжеты
Прошёл всемирный медитационный марафон

Глупость берёт города

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100