NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

У ШЕСТА КУЛЬТУРНОЙ ВЕРТИКАЛИ
Современное искусство, оказывается, не имеет ничего общего с художественным мастерством и культурными заслугами перед Отечеством
       
Работа Константина Батынкова. Из серии "Аллегории", 2005 г.
      
       
Главным артсобытием лета считается случающийся в разгар межсезонного безделья Форум художественных инициатив — в этом году десятый, юбилейный. «Эстетические отношения искусства к действительности», «Коммуникации/культ культуры», «Родина/отечество», «Разведка искусством» — темы, выдвинутые куратором Георгием Никичем за десятилетку становления российского contemporary art, могли бы стать разделами культурологической энциклопедии– только несознательные художники все норовят сострить, вместо того чтобы осмыслять свое место в обществе.
       Предложенный в этом году емкий лозунг «Мы» предполагает не мычание, а социальные рефлексии с оглядкой на замятинскую антиутопию. Тема задела многих: в гардеробе развесили японский учебник секса, расписали ругательствами с автографами художников туалеты Нового Манежа по принципу М/Ж, играли в домино костяшками с фотографиями разных эпох и пели хором — каждый свою песню. На скандальность претендует проект DEADLINE: юные студентки куратора Никича, будущие менеджеры современного искусства, выставляют золотых рыбок в наполненных водой блендерах. Кнопка «пуск» — проверка зрителя на… интерактивность. На пробной выставке в своем институте девушки вели «книгу переживаний», спрашивали самых смелых: «Что ты испытываешь?».
       На фоне прочих артефактов, напоминающих склад поломанных игрушек из Диснейленда в Измайловском парке, удался элегантный «Азиатский проект» Кирилла Челушкина. Многоэтажная башня из 1200 пенопластовых человечков, не соприкасающихся друг с другом, — архитектурная притча о коллективной ответственности, которая выше европейского индивидуализма.
       Коллективное сознательное пытаются обнаружить в себе не только творцы, но и дельцы визуальности. К примеру, Союз создателей социальной рекламы (СССР) с благословения Патриарха представляет проект «Десять заповедей» — вот откуда, оказывается, свалилась на московские улицы к началу Великого поста наружная реклама с библейскими цитатами.
       Социологическим сквозняком проветривают форум развешанные по стенам результаты исследования РОМИР — о патриотизме, образе христианства и новом герое (с небольшим отрывом от Путина — Гайдар и Щекочихин). Потанинский фонд провел конкурс на лучший музейный объект — воплощение образа России. В сумме три победителя — берестяная грамота, видеоинсталляция «Роща» и талашкинский терем — дают березку. Которая в опросе РОМИР про народный образ России соседствует с Богородицей и медведем.
       К выражению лица реальной, не среднестатистической страны ближе «Достояние республики» Дмитрия Цветкова — огромная мягкая шапка Мономаха цвета хаки, из которой стрекочет игрушечный пулемет. Или переносная мини-таможня екатеринбургских художников «Куда бегут собаки» — механическая шкатулка наподобие подарка крестного из «Щелкунчика», внутри которой — миниатюрный железнодорожный вагон, где мимо купе по проволочке проходят заводные таможенники. Игра в этот ящик напоминает о том, как пересекающий границу родного государства человек становится механической куклой в руках ночного пограндозора.
       С прошлым легче быть солидарным, чем с настоящим, доказывает документальный «Музей объявлений» Алексея Плуцера-Сарно, известного коллекционера и автора Энциклопедии русского мата. Обращения к собственным детям со стен домов, переклички жертв МММ, немигающий офсетный взгляд Кашпировского, «Меняю ваучер на а) электрический рубанок, б) пальто женское зимнее, в) бензопилу «Дружба» — рукописную хронику леденящего перестроечного абсурда перечитываешь если не с тоской, то уж точно с ностальгическим умилением.
       Самое лирическое «Мы» сделано в Париже: Надя Иванова фотографирует на разных заборах мира объявления о потерявшихся животных. «Мы особенно остро чувствуем потерю, когда осознаем, что можем сказать «мы» о ком-то только в прошедшем времени. А может, это не они, а мы потерялись?». Фотографии кошечек и собачек наводят на мысли о животной тоске человеческого одиночества в большом городе.
       
       
Окончательно обобщиться участникам и зрителям удалось на неформальной площадке форума — на «Арт-стрелке» праздновали 50-летие «художника-дерьмотолога» Петлюры, вдохновенного старьевщика и вечно молодого историка вещей. А вот о том, что «последним оплотом субъективности» в современном искусстве является все-таки живопись, в залах Манежа напоминала аннотация к работам Александры Паперно, переписавшей маслом старые фотографии.
       О личном высказывании в искусстве и месте художника в сегодняшней художественной ситуации напомнила другая выставка — камерная, важная для артсообщества и обделенная вниманием телекамер. В камерной обстановке редакции журнала «Наше наследие», в зале старинного особняка, стенка на стенку выставили двух очень разных художников. Что общего у теплых, лиричных автопортретов Ирины Затуловской и концептуальных, умозрительных холстов Виктора Пивоварова из собрания галереи XL?
       Оба — новые лауреаты премии «Мастер», второй год присуждаемой профессиональным сообществом. Единственная независимая премия в области изобразительного искусства вручается не за совокупность абстрактных «заслуг», а по результатам оценки экспертами и критиками столичных выставок прошедшего сезона. Жюри искусствоведов отметило москвичку Затуловскую в первую очередь как участника выставки «Три сестры» в Музее архитектуры, а арт-критики проголосовали за недооцененного в тени кабаковских лавров основателя московского концептуализма Виктора Пивоварова. Бывший москвич, давно уехавший в Прагу, в Москве был представлен ретроспективой «Шаги механика» в Третьяковке и выставкой «В темных комнатах» в ХL-галерее.
       Любопытно, что прошлогодние «мастера» другими наградами не отмечены. Мастер с большой буквы Михаил Рогинский, чья живопись является точкой отсчета для современников, ни в СССР, ни в эмиграции, ни посмертно никаких поощрений свыше не получал — как и самый убедительный из современных московских художников Константин Батынков. Живописная серия «Аллегории», представленная сейчас на форуме, задает планку складу взрослых игрушек так же, как красят выставочную жизнь Москвы его графические серии, за которые он получил «Мастера» в прошлом году.
       «Мастер», придуманный энтузиастами из столичной галереи «Ковчег», в течение десяти лет возвращающей зрителям качественное традиционное искусство в неожиданном ракурсе, отличается от Госпремии не только отсутствием финансового содержания (эквивалент цехового признания — диплом в рамке, ау, спонсоры!). Выбор этого года укрепил и статус новой премии, ведь о том, что Затуловская — хороший художник, а выставка «Шаги механика», открывшая зрителю классика андеграунда и детской иллюстрации Пивоварова, — событие сезона, мы знали и прежде.
       Как очевидно и то, что искусство остается периферийной сферой культуры, несмотря на новорожденные премии: «Черный квадрат», озабоченную актуальным искусством, и прикладную «Инновацию». А у государственных наград критерии иные — и дело не только в том, что живопись Затуловской на кровельном железе и найденных на помойке деревянных досках жестковата для комиссии по Госпремиям.
       Да и количество Госпремий недавно было сокращено таким образом, что отдельной ниши для художников не предусмотрено. Зато на днях президент вручил государственные награды 50 деятелям культуры, искусства и науки. Среди награжденных — подписанты «письма 50», поддержавшие приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Конечно, не все имена совпадают, но личности, засвеченные в обоих списках, — яркие.
       
       
Звания «Народного художника России» удостоен модельер Юдашкин. Буйнов получил орден Почета за заслуги в развитии эстрадного искусства, за что поблагодарил маму, папу и добавил: «Спасибо Родине». На торжественной церемонии в Екатерининском зале Кремля, царственные своды которого впервые за многовековую историю содрогались от песен Надежды Бабкиной, президент объяснил, что награды вручаются тем, «кого объединяет высокая цель сделать нашу страну сильной и процветающей».
Попса в Кремле: Путин и Бабина. (Фото — EPA)
       Тенденция прослеживается — вспомнить хотя бы непростывшую новость о том, как Николай Басков стал заслуженным — нет, народным! — артистом Чечни. Не иначе как за героизм: молодец, не побоялся приехать с концертом в зону боевых действий. Чтобы столичный соловей украсил торжество в честь вручения Рамзану Кадырову ордена Героя России, его везли в золотой клетке — специальным чартером на Махачкалу и под охраной до Гудермеса, в обстановке строгой секретности. «Как отметили в Комитете по делам молодежи, гости ужаснулись при виде разрушенной Чечни, но пришли в чувство, увидев вновь отстроенный Гудермес, где на пороге спорткомплекса «Рамзан» их встретил сам герой торжества», — ликовала пресса.
       Пока Герои России голодали, оскорбленные не урезанием пенсий, а нехваткой у государства денег на знаки уважения к их подвигам (например, права быть похороненными с почестями), а президент чествовал тех, кто вертится у шеста культурной вертикали, профессиональное сообщество в маленьком выставочном зале редакции малотиражного культурно-исторического журнала говорило негромкие слова признания своим мастерам — отдельно от резвящихся на социальную тему художников.
       Когда «мы» не замечают «я» — на первый план выходят «они». «Другие», о которых писал философ Лакан, цитаты из которого сбивчиво зачитывают двенадцатилетние дети на видео участника форума художника Андрея Великанова. Грядущие «чужие», чьей монструозной иконографией так занята массовая культура новой глобалистской утопии. В то время как высказывание от первого лица — единственного в своем роде и потому обреченного на одиночество в хоре, исполняющем гимн, как обречен на молчание в документальном кадре зацензурированный наследниками Высоцкий — остается единственным способом существования художника.
       
       Наталия САВОСЬКИНА
       
28.07.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 54
28 июля 2005 г.

Расследования
Выжигание по живому. Новый способ получения земли под элитные застройки

Митинги.Ру
Герои России три дня звонили в администрацию президента. Абонент недоступен

Обстоятельства
Если у Касьянова отберут Сосновку, он может переехать в Кремль

Похоже, всю правду об Абрамовиче мы узнаем в лондонском суде

Подробности
Георгий Сатаров: Объём взяток — 319 млрд долларов в год

Армия
В Европе отменяют армию по призыву

Прапорщик Магомедов украл у Российской армии миллион

Политический туризм
Как Сергиев Посад изменил законодательство страны. Мэру не помогла даже молитва

Реакция
Депутатский запрос — дело серьезное…

Мир и мы
Как российские туристы не дошли до Берлина

В посольствах ФРГ россиян всё чаще отсылают на три буквы…

Инострания
Развяжи язык. Опыт изучения английского под Лондоном

Тупики СНГ
Александр Лукашенко объявил Польшу врагом номер один

Краiна Мрiй
Севастополю не дали русских денег

Показания по поводу роскошной жизни Ющенко-ст. и Ющенко-мл. расходятся

Спорт
Кто и за что обещал расстрелять главного тренера «Крыльев Советов»

Голы по карточкам. «Новая» продолжает дискуссию о судействе в российском футболе

Отдельный разговор
Путешествие собаки. Госнаркоконтроль России открыл новый транзит в Украину

Милосердие
Летчик-«афганец», спасший двенадцать человек, уже двадцать лет расплачивается за секунду войны…

Телеревизор
В России появится новый православный телеканал. Спас рукотворный

Кинобудка
Немой Высоцкий. Телезрители не увидели полной версии документального фильма

Специальный репортаж
«Орлёнок» — воспитанник кукушки. Этот фестиваль должен возвратить детскому кино зрителя

Культурный слой
В ожидании шутов. Псой Короленко — о культуре смеха и несмешном в культуре

У шеста культурной вертикали. Современное искусство, оказывается, не имеет ничего общего с художественным мастерством

«Шестидесантник» Евгения Евтушенко
Евгений Евтушенко. Так им и надо!

Музыкальная жизнь
Анатолий Головков. Его песни — репортажи из горячих точек души

«Крылья» снова опустились на Тушинском аэродроме

Вольная тема
Николай Коляда. Про «таблеточку» и необъяснимое

Сюжеты
Прошёл всемирный медитационный марафон

Глупость берёт города

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100