СПАСЛИ!
Один урок
«Курска» все же усвоен: жизнь людей важнее, чем
военная тайна

Вчера в 7.25
по московскому времени всплыл потерпевший
бедствие подводный аппарат АС-28. Все семь членов
экипажа живы. Теперь уже ясно, что, как и на
«Курске», экипаж АС-28 проявил высокий
профессионализм и мужество, продержавшись в
жесточайших условиях до подхода английского
«Скорпио».
Нештатная ситуация
развивалась более двух с половиной суток.
В четверг около 17.00 по
московскому времени с глубины 220 метров подал
сигнал бедствия и сообщил, что не может всплыть,
автономный снаряд АС-28. Аппарат выполнял
плановые работы на военном объекте у Камчатского
побережья в 75 километрах от берега.
АС-28 (спасательный
подводный аппарат — СПА — проекта 1855) должен был
продуть с помощью шлангов баллоны, которые
служат основанием для системы подводного
наблюдения.
Система представляет
собой решетку длиной примерно 70, шириной 20 и
высотой 2 метра. На металлические основания
приварены стальные трубы, на которых размещены
гидроакустические комплексы. Все это сооружение
поставлено на основу из групп баллонов, которые
действуют по принципу цистерн главного балласта
подводной лодки: при затоплении баллонов водой
система уходит под воду, при вытеснении воды с
помощью воздуха (чем и занимался АС-28) баллоны
продуваются, и система всплывает.
Скорее всего, из-за
сильного подводного течения во время
продувочных работ АС-28 запутался в собственных
шлангах и оказался принудительно связан с
системой подводного наблюдения. Были опутаны и
кормовая, и носовая части спасательного
аппарата. На такой глубине самостоятельное
спасение экипажа невозможно. Более того, в
сообщениях о ЧП военные утверждали, что аппарат
находится на глубине 190 метров. Эта цифра не
соответствовала действительности, так как на
самом деле АС-28 находился на глубине 220 метров.
Почему
военные не сообщили реальную глубину, ведь это
имеет значение для работы
водолазов-глубоководников? Почему вообще в
первые часы ЧП не были привлечены водолазы?
В российских СМИ сообщали,
что у нас в стране таких специалистов нет. Это,
мягко говоря, неправда. В г. Ломоносове
(Ленинградская область) находится база отряда
водолазов-глубоководников, командиром которого
является Александр Звягинцев. (Звягинцев — Герой
России, причем получил эту награду за подъем АПРК
«Курск» в 2001 году. Один из заместителей
Звягинцева, Анатолий Геннадьевич Хромов — также
Герой России. Героем он стал после того, как
проработал 45 суток на глубине 500 метров.) Но с
отрядом в первые сутки никто из Главного штаба
ВМФ не связывался. И только в пятницу Александр
Звягинцев принял участие в совещании Управления
поисковыми и аварийно-спасательными работами
(УПАСР) ВМФ РФ, где обсуждались планы спасения
АС-28 и экипажа. На самом деле питерские водолазы в
первые же сутки были готовы к отправке в район
бедствия. Но отряд высококлассных специалистов
так и не был привлечен к спасательным работам.
Как объяснил «Новой» дежурный ломоносовской
базы: «На Тихоокеанском флоте (ТОФ) есть свои
водолазы».
Тогда возникает вопрос:
почему ТОФ не привлек для спасательных работ
своих же водолазов? По словам военных, водолазная
служба ТОФа была задействована в спасении АС-28,
но сделать ничего не могла. Так как глубина
принудительного нахождения АС-28 была на самом
деле не 190, а 220 метров.
200 метров — это
принципиальный рубеж. До него водолазы работают
по одной методике, а после 200 метров меняется все:
другой режим декомпрессии, другие (гелевые)
смеси, иная технология спуска, необходимы
специальное снаряжение и сопутствующее
оборудование. Рубеж в 200 метров для ТОФа
проблематичен, так как организовать работы на
такой глубине флот не в состоянии. Это и для всего
ВМФ — серьезная проблема.
На
Тихоокеанском и Северном флотах для работы на
такой глубине есть нормобарические скафандры,
позволяющие работать на большой глубине. Но! На
ТОФе этот скафандр вместе с громоздким
сопутствующим оборудованием находится на
тихоходном спасательном судне «Саяны».
Автономно, например самолетом, переправить все
оборудование, включая специальные лебедки, не
представляется возможным. (Более того, на
Северном флоте был подготовлен АС-34, аналогичный
АС-28. За ним прилетел грузовой борт «Руслан», но
погрузить спасательный аппарат так и не смогли.)
Во время плановых работ,
проводимых АС-28 на системе подводного
наблюдения, судно «Саяны» находилось вдалеке от
района бедствия. «Саяны» все же направили на
помощь, но, развивая 5—8 узлов в час, судно дошло
бы до района ЧП только 9 августа.
В принципе
ни «Саяны», ни другие поисковики-спасатели не
должны были находиться в районе работ АС-28, так
как, во-первых, сам АС — средство,
предназначенное для спасения экипажа с
затонувших подводных лодок. Во-вторых, на
судне-носителе «Григорий Козьмин» (базовом
корабле для спасательных и рабочих автономных
снарядов) было и второе спасательное средство —
подводный аппарат «Веном». Военные выполняли
действующие инструкции, которые предписывают
работу автономных снарядов строго в паре. Как
только с АС-28 поступил сигнал о бедствии, был
спущен в воду на помощь «Веном». Но увы! Он тоже
запутался в решетках системы и только чудом,
перерезав оптиковолоконный кабель, смог всплыть.
К сожалению, без связи полуавтономный аппарат
оказался непригоден к дальнейшему
использованию. Стало понятно, что ситуация из
чрезвычайной переходит в катастрофическую.
Неудачно попытавшись решить проблему с помощью
тральщиков — судна КИЛ-168 и кабельного судна
«Бирюса», военные пожертвовали секретностью
объекта и довольно оперативно обратились за
помощью к иностранным военно-морским силам.
Таким образом, можно
сказать, что хотя бы один урок «Курска» усвоен:
жизнь подводников наконец в России оценили выше
военной тайны.
Впрочем, за этим решением
стоит еще один немаловажный факт: 16 августа на
Северном флоте (СФ) запланированы маневры
стратегических лодок с учебными стрельбами
баллистическими ракетами. Ожидается Путин (в
этот раз, однако, президент должен выйти в море на
надводном корабле). В Ново-Огареве решался вопрос
не только о спасении АС-28. Неясная ситуация —
спасут экипаж или нет — поставила под сомнение
визит Путина на СФ.
Вообще Владимир
Владимирович довольно часто появляется на флоте.
Он и за ракетными стрельбами (неудачными)
наблюдал, и погружался на подлодке, и с
подводниками чай пил, и шапочку форменную носил с
бушлатом. К сожалению, лучше от этого флоту не
стало. Пять лет прошло после катастрофы АПРК
«Курск», которую Путин воспринял как «личную». В
9-м отсеке по меньшей мере двое с половиной суток
продержались 23 подводника. Их не спасли. Тот же
«Приз» (АС-28) участвовал в спасении, но
безрезультатно. Теперь пришлось спасать АС-28.
Надежда была только на американцев и англичан, у
которых — роботы «Скорпио», у японцев —
уникальные аппараты для точечной резки
титанового корпуса. У нас — практически ничего.
Служба поиска и спасания на море не создана до
сих пор, а то, что есть, окончательно захирело.

Флот дошел
до того состояния, когда каждый выход кораблей в
море может обернуться катастрофой. Что,
собственно говоря, и происходит. Но не можем же мы
при каждой катастрофе звать на помощь
иностранных военных?
Поэтому возникает вопрос:
знает ли Владимир Владимирович о том, о чем знает,
но упорно молчит Владимир Иванович Куроедов?
Который усидел в кресле после «Курска». За пять
лет с кадрами на флоте стало совсем печально. Не
без помощи Главной военной прокуратуры из
командования флотом убрали лучших офицеров —
конкурентов главкома Куроедова. И теперь
остались только очень осторожные люди в погонах.
Они усвоили уроки, которые им преподали
прокуроры.
До прилета министра
обороны никто из тех, кто должен был по рангу и
долгу службы взять на себя ответственность и
управление спасательной операцией, этого не
сделал. Командующий ТОФом Виктор Федоров даже не
вылетел на место ЧП, а остался на командном
пункте ТОФа во Владивостоке. Заместитель
главкома Захаренко (подводник) вылетел к месту
ЧП, но не вступил в управление спасательной
операцией. Начальник УПАСР ВМФ Васильев прилетел
на ТОФ и остался во Владивостоке. Начальник штаба
ВМФ РФ Масорин вылетел к месту только на третьи
сутки, но не спасать подводников, а сопровождать
министра обороны Иванова. Командующий
группировкой Гавриков сидел в
Петропавловске-Камчатском и руководил оттуда.
Ответственность принял на себя замкомандующего
группировкой контр-адмирал Александр Заика. По
отзывам, это профессиональный офицер и очень
смелый человек. Следователи ГВП уголовного дела
еще не заводили, но на место катастрофы слетелись
сразу...
P.S.
Владимир Куроедов во время ЧП находился в
госпитале, где ему была сделана тяжелая операция.
Но эту информацию секретят даже больше, чем
военную тайну…
Елена МИЛАШИНА
ДОСЬЕ
«НОВОЙ»
В составе УПСР ВМФ РФ
сегодня числятся 6 спасательных подводных
аппаратов (СПА), 7 рабочих подводных аппаратов
(РПА) и 1 обследовательский подводный аппарат
(ОПА).
Из них:
— На Северном флоте в
постоянной готовности только АС-34. АС-36
технически исправен (заменена аккумуляторная
батарея, боевые задачи отработаны, введен в
состав действующих сил 1 июля этого года). На АС-25
и АС-32 отсутствуют батареи, то есть эти аппараты
находятся в технической негодности.
— На Тихоокеанском флоте
в штатном состоянии были АС-28 и АС-30. На АС-29 — нет
батареи, АС-12 и АС-20 подготовлены к списанию, на
АС-27 тоже нет аккумуляторной батареи.
До этого ЧП у АС-28 был
выработан срок годности (15 лет), но комиссия (в том
числе и специалисты «родного» завода «Красное
Сормово») продлила аппарату срок службы на год с
целью в 2006 году отправить его на модернизацию.
— На Балтийском флоте в
рабочем состоянии один АС-26, у АС-22 нет батареи.
— На Черноморском флоте
пригоден к использованию АС-5, на АС-17 нет
аккумуляторной батареи. (Впрочем, на ЧФ и спасать
никого не нужно, там уже нечему плавать.)
С 2003 года специальные
комиссии продлевают истекшие сроки годности —
на модернизацию денег нет. На тот же АС-28 в 2006 году
нужно заложить в гособоронзаказ (то есть в
бюджет) 150 миллионов рублей. За весь срок службы
ни разу не проводился заводской ремонт ни
рабочих, ни обследовательских аппаратов.
Требующиеся поисково-спасательной службе флота
объемы финансирования только на спасательные,
рабочие и обследовательские автономные средства
— 280 млн рублей (2004 г.) и 181,4 млн руб. (2005 г.) А было
выделено — 86,5 млн руб. (2004 г.) и 44,465 млн руб. (2005 г.).
На 2006 год спасательной службе флота требуется 221
млн рублей только на ремонт и модернизацию
оборудования.
Тем временем из флота
выделяется отдельная гидрографическая служба и
переподчиняется непосредственно правительству
РФ. Почему? Потому что у этой службы болеющий за
дело руководитель — адмирал Анатолий Комарицын,
пробивающий идею с 96-го года.
Давно понятно, что нужно
организовать единую службу поиска и спасания на
море и подчинить ее либо непосредственно
правительству, либо Минобороны.
ИЗВЕСТНО
«НОВОЙ»
— АС-28 потерпел
бедствие на глубине 220 метров. Хотя официальная
цифра — 190.
— Героем спасательной
операции следует считать контр-адмирала
Александра Заику.
08.08.2005
|