NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СПАСЛИ!
Один урок «Курска» все же усвоен: жизнь людей важнее, чем военная тайна
       
(Фото — EPA)
     
       
Вчера в 7.25 по московскому времени всплыл потерпевший бедствие подводный аппарат АС-28. Все семь членов экипажа живы. Теперь уже ясно, что, как и на «Курске», экипаж АС-28 проявил высокий профессионализм и мужество, продержавшись в жесточайших условиях до подхода английского «Скорпио».
       Нештатная ситуация развивалась более двух с половиной суток.
       В четверг около 17.00 по московскому времени с глубины 220 метров подал сигнал бедствия и сообщил, что не может всплыть, автономный снаряд АС-28. Аппарат выполнял плановые работы на военном объекте у Камчатского побережья в 75 километрах от берега.
       АС-28 (спасательный подводный аппарат — СПА — проекта 1855) должен был продуть с помощью шлангов баллоны, которые служат основанием для системы подводного наблюдения.
       Система представляет собой решетку длиной примерно 70, шириной 20 и высотой 2 метра. На металлические основания приварены стальные трубы, на которых размещены гидроакустические комплексы. Все это сооружение поставлено на основу из групп баллонов, которые действуют по принципу цистерн главного балласта подводной лодки: при затоплении баллонов водой система уходит под воду, при вытеснении воды с помощью воздуха (чем и занимался АС-28) баллоны продуваются, и система всплывает.
       Скорее всего, из-за сильного подводного течения во время продувочных работ АС-28 запутался в собственных шлангах и оказался принудительно связан с системой подводного наблюдения. Были опутаны и кормовая, и носовая части спасательного аппарата. На такой глубине самостоятельное спасение экипажа невозможно. Более того, в сообщениях о ЧП военные утверждали, что аппарат находится на глубине 190 метров. Эта цифра не соответствовала действительности, так как на самом деле АС-28 находился на глубине 220 метров.
       
       
Почему военные не сообщили реальную глубину, ведь это имеет значение для работы водолазов-глубоководников? Почему вообще в первые часы ЧП не были привлечены водолазы?
       В российских СМИ сообщали, что у нас в стране таких специалистов нет. Это, мягко говоря, неправда. В г. Ломоносове (Ленинградская область) находится база отряда водолазов-глубоководников, командиром которого является Александр Звягинцев. (Звягинцев — Герой России, причем получил эту награду за подъем АПРК «Курск» в 2001 году. Один из заместителей Звягинцева, Анатолий Геннадьевич Хромов — также Герой России. Героем он стал после того, как проработал 45 суток на глубине 500 метров.) Но с отрядом в первые сутки никто из Главного штаба ВМФ не связывался. И только в пятницу Александр Звягинцев принял участие в совещании Управления поисковыми и аварийно-спасательными работами (УПАСР) ВМФ РФ, где обсуждались планы спасения АС-28 и экипажа. На самом деле питерские водолазы в первые же сутки были готовы к отправке в район бедствия. Но отряд высококлассных специалистов так и не был привлечен к спасательным работам. Как объяснил «Новой» дежурный ломоносовской базы: «На Тихоокеанском флоте (ТОФ) есть свои водолазы».
       Тогда возникает вопрос: почему ТОФ не привлек для спасательных работ своих же водолазов? По словам военных, водолазная служба ТОФа была задействована в спасении АС-28, но сделать ничего не могла. Так как глубина принудительного нахождения АС-28 была на самом деле не 190, а 220 метров.
       200 метров — это принципиальный рубеж. До него водолазы работают по одной методике, а после 200 метров меняется все: другой режим декомпрессии, другие (гелевые) смеси, иная технология спуска, необходимы специальное снаряжение и сопутствующее оборудование. Рубеж в 200 метров для ТОФа проблематичен, так как организовать работы на такой глубине флот не в состоянии. Это и для всего ВМФ — серьезная проблема.
       
       
На Тихоокеанском и Северном флотах для работы на такой глубине есть нормобарические скафандры, позволяющие работать на большой глубине. Но! На ТОФе этот скафандр вместе с громоздким сопутствующим оборудованием находится на тихоходном спасательном судне «Саяны». Автономно, например самолетом, переправить все оборудование, включая специальные лебедки, не представляется возможным. (Более того, на Северном флоте был подготовлен АС-34, аналогичный АС-28. За ним прилетел грузовой борт «Руслан», но погрузить спасательный аппарат так и не смогли.)
       Во время плановых работ, проводимых АС-28 на системе подводного наблюдения, судно «Саяны» находилось вдалеке от района бедствия. «Саяны» все же направили на помощь, но, развивая 5—8 узлов в час, судно дошло бы до района ЧП только 9 августа.
       
       
В принципе ни «Саяны», ни другие поисковики-спасатели не должны были находиться в районе работ АС-28, так как, во-первых, сам АС — средство, предназначенное для спасения экипажа с затонувших подводных лодок. Во-вторых, на судне-носителе «Григорий Козьмин» (базовом корабле для спасательных и рабочих автономных снарядов) было и второе спасательное средство — подводный аппарат «Веном». Военные выполняли действующие инструкции, которые предписывают работу автономных снарядов строго в паре. Как только с АС-28 поступил сигнал о бедствии, был спущен в воду на помощь «Веном». Но увы! Он тоже запутался в решетках системы и только чудом, перерезав оптиковолоконный кабель, смог всплыть. К сожалению, без связи полуавтономный аппарат оказался непригоден к дальнейшему использованию. Стало понятно, что ситуация из чрезвычайной переходит в катастрофическую. Неудачно попытавшись решить проблему с помощью тральщиков — судна КИЛ-168 и кабельного судна «Бирюса», военные пожертвовали секретностью объекта и довольно оперативно обратились за помощью к иностранным военно-морским силам.
       Таким образом, можно сказать, что хотя бы один урок «Курска» усвоен: жизнь подводников наконец в России оценили выше военной тайны.
       Впрочем, за этим решением стоит еще один немаловажный факт: 16 августа на Северном флоте (СФ) запланированы маневры стратегических лодок с учебными стрельбами баллистическими ракетами. Ожидается Путин (в этот раз, однако, президент должен выйти в море на надводном корабле). В Ново-Огареве решался вопрос не только о спасении АС-28. Неясная ситуация — спасут экипаж или нет — поставила под сомнение визит Путина на СФ.
       Вообще Владимир Владимирович довольно часто появляется на флоте. Он и за ракетными стрельбами (неудачными) наблюдал, и погружался на подлодке, и с подводниками чай пил, и шапочку форменную носил с бушлатом. К сожалению, лучше от этого флоту не стало. Пять лет прошло после катастрофы АПРК «Курск», которую Путин воспринял как «личную». В 9-м отсеке по меньшей мере двое с половиной суток продержались 23 подводника. Их не спасли. Тот же «Приз» (АС-28) участвовал в спасении, но безрезультатно. Теперь пришлось спасать АС-28. Надежда была только на американцев и англичан, у которых — роботы «Скорпио», у японцев — уникальные аппараты для точечной резки титанового корпуса. У нас — практически ничего. Служба поиска и спасания на море не создана до сих пор, а то, что есть, окончательно захирело.
       
Выгрузка иностранной спасательной техники. (Фото — EPA)
    
       
Флот дошел до того состояния, когда каждый выход кораблей в море может обернуться катастрофой. Что, собственно говоря, и происходит. Но не можем же мы при каждой катастрофе звать на помощь иностранных военных?
       Поэтому возникает вопрос: знает ли Владимир Владимирович о том, о чем знает, но упорно молчит Владимир Иванович Куроедов? Который усидел в кресле после «Курска». За пять лет с кадрами на флоте стало совсем печально. Не без помощи Главной военной прокуратуры из командования флотом убрали лучших офицеров — конкурентов главкома Куроедова. И теперь остались только очень осторожные люди в погонах. Они усвоили уроки, которые им преподали прокуроры.
       До прилета министра обороны никто из тех, кто должен был по рангу и долгу службы взять на себя ответственность и управление спасательной операцией, этого не сделал. Командующий ТОФом Виктор Федоров даже не вылетел на место ЧП, а остался на командном пункте ТОФа во Владивостоке. Заместитель главкома Захаренко (подводник) вылетел к месту ЧП, но не вступил в управление спасательной операцией. Начальник УПАСР ВМФ Васильев прилетел на ТОФ и остался во Владивостоке. Начальник штаба ВМФ РФ Масорин вылетел к месту только на третьи сутки, но не спасать подводников, а сопровождать министра обороны Иванова. Командующий группировкой Гавриков сидел в Петропавловске-Камчатском и руководил оттуда. Ответственность принял на себя замкомандующего группировкой контр-адмирал Александр Заика. По отзывам, это профессиональный офицер и очень смелый человек. Следователи ГВП уголовного дела еще не заводили, но на место катастрофы слетелись сразу...
       
       P.S. Владимир Куроедов во время ЧП находился в госпитале, где ему была сделана тяжелая операция. Но эту информацию секретят даже больше, чем военную тайну…
       
       Елена МИЛАШИНА
     
       
ДОСЬЕ «НОВОЙ»
       
       В составе УПСР ВМФ РФ сегодня числятся 6 спасательных подводных аппаратов (СПА), 7 рабочих подводных аппаратов (РПА) и 1 обследовательский подводный аппарат (ОПА).
       Из них:
       — На Северном флоте в постоянной готовности только АС-34. АС-36 технически исправен (заменена аккумуляторная батарея, боевые задачи отработаны, введен в состав действующих сил 1 июля этого года). На АС-25 и АС-32 отсутствуют батареи, то есть эти аппараты находятся в технической негодности.
       — На Тихоокеанском флоте в штатном состоянии были АС-28 и АС-30. На АС-29 — нет батареи, АС-12 и АС-20 подготовлены к списанию, на АС-27 тоже нет аккумуляторной батареи.
       До этого ЧП у АС-28 был выработан срок годности (15 лет), но комиссия (в том числе и специалисты «родного» завода «Красное Сормово») продлила аппарату срок службы на год с целью в 2006 году отправить его на модернизацию.
       — На Балтийском флоте в рабочем состоянии один АС-26, у АС-22 нет батареи.
       — На Черноморском флоте пригоден к использованию АС-5, на АС-17 нет аккумуляторной батареи. (Впрочем, на ЧФ и спасать никого не нужно, там уже нечему плавать.)
       С 2003 года специальные комиссии продлевают истекшие сроки годности — на модернизацию денег нет. На тот же АС-28 в 2006 году нужно заложить в гособоронзаказ (то есть в бюджет) 150 миллионов рублей. За весь срок службы ни разу не проводился заводской ремонт ни рабочих, ни обследовательских аппаратов. Требующиеся поисково-спасательной службе флота объемы финансирования только на спасательные, рабочие и обследовательские автономные средства — 280 млн рублей (2004 г.) и 181,4 млн руб. (2005 г.) А было выделено — 86,5 млн руб. (2004 г.) и 44,465 млн руб. (2005 г.). На 2006 год спасательной службе флота требуется 221 млн рублей только на ремонт и модернизацию оборудования.
       Тем временем из флота выделяется отдельная гидрографическая служба и переподчиняется непосредственно правительству РФ. Почему? Потому что у этой службы болеющий за дело руководитель — адмирал Анатолий Комарицын, пробивающий идею с 96-го года.
       Давно понятно, что нужно организовать единую службу поиска и спасания на море и подчинить ее либо непосредственно правительству, либо Минобороны.
       
       
ИЗВЕСТНО «НОВОЙ»
       
       — АС-28 потерпел бедствие на глубине 220 метров. Хотя официальная цифра — 190.
       — Героем спасательной операции следует считать контр-адмирала Александра Заику.
       
       
08.08.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 57
8 августа 2005 г.

Обстоятельства
Спасли! Что случилось в бухте Березовой

Отдельный разговор
Земля и высшая воля. Театрализованная экзекуция в Пятнице

Дай с дачи, или Зачистка водохранилищ

За нами уже пришли…

Силы рекреации

За рулем
Сотрудники МВД обеспечили успех всероссийской акции автомобилистов

Суд да дело
Процесс по нацболовскому делу «14 декабря» — хроническое пустословие

Небасманное правосудие. Как это бывает…

Мир и мы
Слободан Милошевич может отправиться на отсидку в Подмосковье

Расследования
Кто хлопочет за убийц Ларисы Юдиной?

Власть
Шанцев узнал о своем назначении за несколько часов до вылета в Нижний

Почему мэр Иркутска Якубовский отказался создавать комиссию по борьбе с коррупцией

Люди
Почему Герой Советского Союза Валерий Бурков снова мечтает о звезде

Наши даты
Не стало еще одного нашего героя…

Армия
Вас здесь не воевало! Участникам второй чеченской не платят пятый год

Регионы
Как казаки отправились чеченцев выселять

Пенсионеры из саратовских деревень стали предпринимателями поневоле

Горе люковое. Навстречу 1000-летию Казани…

Специальный репортаж
В один и тот же день два главных самарских бренда оказались на грани выживания

Спорт
Попов ушел — награды уплыли

Магазин времени
О Белой олимпиаде в Сочи говорят уже не в первый раз

Точка зрения
Юлия Латынина: спецслужбы работают в грязном белье

Инострания
«Четвертая власть» Америки перестала быть угрозой для властей

Технологии
Майк Томас: Русская космическая программа более безопасна и надежна, чем наша

Исторический факт
30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет

Финансы
Зачем государство тратится на иностранных консультантов?

Реакция
Электро-shop

Образование
Уроки мужества. В Ульяновской области учителя избивают детей на занятиях

Личное дело
Русский Диснейленд, или Парк культуры имени отдыха

Проспект Медиа
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина стала радиоведущей

Свидание
Прогулка с Дмитрием Крымовым вдоль платформы Марк

Вольная тема
Зоомагия. По всему получается, что не мы держим животных, а они нас

Музыкальная жизнь
Экологически чистая музыка

Сектор глаза
Голубь взорванного мира

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100