NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВСТРЕЧА НАД ЭЛЬБОЙ
30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет
       
СССР и США идут на сближение.
      
       
Сегодня, когда на Международной космической станции работает российско-американский экипаж, когда сотрудничество в космосе стало нормой, иногда забывается, как долог и труден был путь к нему. Договориться между собой о совместных космических полетах государствам было едва ли не сложнее, чем отправить человека на орбиту.
       Ровно 30 лет назад двумя космическими державами, политические отношения между которыми складывались далеко не просто, — СССР и США — был создан прообраз Международной космической станции. К сожалению, сегодня об этом событии вспоминают разве что курильщики, предпочитающие сигареты «Союз-Аполлон». Между тем за красивой картинкой на сигаретной коробке — труд тысяч специалистов, без которых это событие не могло состояться, подготовка нескольких экипажей космонавтов и астронавтов, изменение планов космических полетов, международные встречи секретоносителей и создание «легенд» для них, годы политических страстей, дипломатических переговоров и принятие решения на высшем уровне.
       Иногда казалось, что отношения между СССР и США развиваются по шуточному проекту, разработанному инженерами двух стран в одной из совместных рабочих групп:
       «1. Оба корабля запускаются со своих стартовых комплексов в юго-северном направлении в одно и то же время, тем самым снимается вопрос об очередности старта.
       2. Корабли выводятся на одну и ту же квадратную орбиту…
       3. В качестве даты старта выбирается 30 февраля любого года. При этом будет обеспечена посадка кораблей за 24 часа до захода Солнца в районе посадки…».
       Около двух суток шли работы в совместном полете космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Срок, не заметный для истории, но факт, который оказывает влияние и на сегодняшнее международное сотрудничество в космосе.
       
Участники первого совместного полета (слева направо): Д. слейтон, Т. Стаффорд, В. Бранд, А. Леонов, В. Кубасов.
     
       «Отправимся вместе к новым мирам…»
       20 января 1969 года новый президент США Ричард Никсон в своей инаугурационной речи сказал: «С поразительной точностью (США) достигли Луны, но опустились до грубых раздоров на Земле… После периода конфронтации мы вступаем в эпоху переговоров… Исследуя космическое пространство, отправимся вместе к новым мирам — не ради их завоевания, а ради новых волнующих событий, которые будут совместными».
       В результате переписки между президентом Академии наук СССР академиком М.В. Келдышем и директором НАСА доктором Т. Пэйном в конце 1969 года была достигнута договоренность о встрече советских и американских специалистов для обсуждения возможности сотрудничества в области пилотируемых полетов. Первый официальный визит делегации НАСА в Советский Союз состоялся 26—28 октября 1970 года. Вскоре, в январе 1971 года, новый директор НАСА Дж. Лоу отправился во главе американской делегации в Москву и на встрече с советской делегацией, возглавляемой М.В. Келдышем, предложил провести совместный пилотируемый испытательный космический полет. Келдыш выразил принципиальное согласие. Так создавался механизм советско-американского космического сотрудничества.
       21—25 июня 1971 года во время рабочей встречи в Хьюстоне на «Салюте» уже работал экипаж Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева (они погибнут 30 июня во время посадки). Но тогда все выглядело как нельзя лучше. И обсуждались три варианта совместного полета: «Союз» и «Аполлон», стыковка «Союза» с комплексом «Скайлэб-Аполлон» и стыковка «Аполлона» с комплексом «Салют-Союз». По предложению советской стороны последний вариант решили рассматривать как основной. Сначала НАСА намеревалась провести на «Аполлонах» две экспедиции к «Салюту». Первый корабль должен был пристыковаться к станции во второй половине 1974 года, испытать механизм стыковки, но переход экипажа на станцию не планировался. Второй корабль должен был стартовать через год и доставить на борт «Салюта» американский экипаж. Затем предложили сдвинуть полет на середину 1975 года и проводить его сразу с переходом экипажа на станцию и проведением научных экспериментов, а второй полет совершить летом 1976 года.
       Встречи советских и американских специалистов, которые проходили поочередно в Москве и Хьюстоне, возглавлялись председателем совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академиком Б.Н. Петровым — с советской стороны и руководителем Центра пилотируемых полетов НАСА Р. Гилрутом — с американской.
       2 апреля 1972 года группа Лоу вновь вылетела в Москву. На встрече советская сторона неожиданно заявила, что стыковка «Аполлона» с «Салютом» технически очень затруднена. Для установки на «Салют» второго стыковочного узла для принятия американского корабля надо было перекомпоновать основную двигательную установку. На это требовалось слишком много времени. Было предложено вернуться к первоначальному предложению Дж. Лоу — стыковке кораблей «Аполлон» и «Союз».
       6 апреля 1972 года был подписан итоговый документ, в котором зафиксирована договоренность о том, что для испытания разрабатываемых совместимых средств сближения и стыковки космических аппаратов целесообразно осуществить экспериментальный полет со стыковкой советского и американского космических кораблей. Так родился экспериментальный проект «Аполлон-Союз» (ЭПАС).
       В США велась подготовка к официальному визиту президента США в СССР. 17 мая 1972 года Г. Киссинджер написал записку президенту Никсону, в которой сообщал: «Советы информировали НАСА, что хотели бы подписать формальное соглашение по космическому сотрудничеству, включая совместный космический полет, во время московского саммита». Киссинджер предлагал сделать это соглашение предельно кратким — всего одна статья в девять строк.
       19 мая Госдеп и Белый дом начали согласовывать проект с Москвой. Уже 20 мая СССР ответил, предложив более подробный документ, включавший соглашение Лоу—Келдыша от 21 января 1971 года. Киссинджер получил этот текст над Атлантикой по пути в Москву.
       Соглашение между США и СССР о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях было подписано 24 мая 1972 года президентом США Ричардом Никсоном и главой советского правительства А.Н. Косыгиным. Благодаря усилиям дипломатов соглашение оказалось подробным и практичным. В нем, в частности, фиксировалось: «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полет для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».
       
На борту "Союза-19" подписывается Свидетельство о первой международной стыковке в космосе.       Рукопожатие в космосе
       В октябре 1972 года была назначена дата совместного полета «Союза» и «Аполлона»: 15 июля 1975 года. Директором проекта ЭПАС с советской стороны был назначен член-корреспондент АН СССР К.Д. Бушуев, а с американской стороны — д-р Г. Ланни. До полета состоялось одиннадцать совместных испытаний техники, шесть совместных тренировок экипажей, шесть тренировок персонала центров управления полетами и более двадцати встреч советских и американских специалистов. Стороны подготовили более полутора тысяч документов объемом от нескольких десятков до нескольких сотен страниц.
       Но даже не эти количественные характеристики оказываются главными при оценке сделанного. Проект ЭПАС выполняли совместно две страны, которые имели свои технологии, методы проектирования, пользовались разными стандартами и системами единиц, разными языками, причем в каждом специальная терминология далеко не всегда имела точный эквивалент в другом языке. Специалисты подчинялись национальным режимам секретности. В составе делегаций с обеих сторон под видом переводчиков и инженеров работали представители специальных служб. Советская сторона вела работу под флагом совета «Интеркосмос» при АН СССР и Института космических исследований. Американцы прекрасно знали, кто есть кто, но дипломатично делали вид, что считают своих советских партнеров сотрудниками этих уважаемых организаций.
       За три месяца до полета ЭПАС, 5 апреля 1975 года, произошла авария ракеты-носителя «Союз». Космический корабль не вышел на орбиту и совершил аварийную посадку. И хотя в совместный полет советский корабль должен был выводиться новой ракетой, «Союз-У», американцы очень обеспокоились, и некоторые политики потребовали отмены ЭПАС. Чтобы успокоить США, было решено отправить новую экспедицию на станцию «Салют-4» до ЭПАС, хотя это создавало сложности для Центра управления полетами. Но, с другой стороны, совместный советско-американский полет, проводимый одновременно с работой советского экипажа на космической станции, имел бы больший международный резонанс. Так и было решено. 24 мая 1975 года на «Салют-4» отправился экипаж П.И. Климука и В.И. Севастьянова.
       ЭПАС состоялся в назначенные сроки и получил название «Рукопожатие в космосе». 15 июля с Байконура стартовал «Союз-19» с экипажем в составе А.А. Леонова и В.Н. Кубасова, а несколько часов спустя в США — корабль «Аполлон» с экипажем Томаса Стаффорда, Вэнса Брандта и Доналда Слейтона. 17 июля 1975 года в 19 часов 12 минут 10 секунд московского времени состоялась стыковка кораблей, причем она весьма символично произошла над Эльбой.
       Стремление к международному космическому сотрудничеству перевесило все негативные политические факторы. Успешная реализация программы ЭПАС явилась не только экспериментом по отработке совместимости советской и американской техники, но и тестом для двух стран на готовность к международному космическому сотрудничеству, политическому сближению, проверкой возможностей согласования в обоюдно секретной области деятельности, а также взаимным зондажем перспектив перехода к политическому взаимодействию.
       И все же было бы неправильно переоценивать уровень достигнутого сотрудничества в политическом смысле. В 1971 году Г. Киссинджер указал Дж. Лоу на необходимость избежать формирования у русских идеалистического заблуждения, что если космические специалисты СССР и США могут достичь соглашения о сотрудничестве в космосе, то точно так же им будет по силам решить политические проблемы, существующие между двумя странами на Земле. Жизнь подтвердила слова американского дипломата, но тем не менее проект «Союз-Аполлон» остался яркой вехой в истории советско-американских отношений. Хотя бы потому, что обе страны сумели уйти с квадратной орбиты.
       
       Юрий БАТУРИН, обозреватель «Новой»
       
08.08.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 57
8 августа 2005 г.

Обстоятельства
Спасли! Что случилось в бухте Березовой

Отдельный разговор
Земля и высшая воля. Театрализованная экзекуция в Пятнице

Дай с дачи, или Зачистка водохранилищ

За нами уже пришли…

Силы рекреации

За рулем
Сотрудники МВД обеспечили успех всероссийской акции автомобилистов

Суд да дело
Процесс по нацболовскому делу «14 декабря» — хроническое пустословие

Небасманное правосудие. Как это бывает…

Мир и мы
Слободан Милошевич может отправиться на отсидку в Подмосковье

Расследования
Кто хлопочет за убийц Ларисы Юдиной?

Власть
Шанцев узнал о своем назначении за несколько часов до вылета в Нижний

Почему мэр Иркутска Якубовский отказался создавать комиссию по борьбе с коррупцией

Люди
Почему Герой Советского Союза Валерий Бурков снова мечтает о звезде

Наши даты
Не стало еще одного нашего героя…

Армия
Вас здесь не воевало! Участникам второй чеченской не платят пятый год

Регионы
Как казаки отправились чеченцев выселять

Пенсионеры из саратовских деревень стали предпринимателями поневоле

Горе люковое. Навстречу 1000-летию Казани…

Специальный репортаж
В один и тот же день два главных самарских бренда оказались на грани выживания

Спорт
Попов ушел — награды уплыли

Магазин времени
О Белой олимпиаде в Сочи говорят уже не в первый раз

Точка зрения
Юлия Латынина: спецслужбы работают в грязном белье

Инострания
«Четвертая власть» Америки перестала быть угрозой для властей

Технологии
Майк Томас: Русская космическая программа более безопасна и надежна, чем наша

Исторический факт
30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет

Финансы
Зачем государство тратится на иностранных консультантов?

Реакция
Электро-shop

Образование
Уроки мужества. В Ульяновской области учителя избивают детей на занятиях

Личное дело
Русский Диснейленд, или Парк культуры имени отдыха

Проспект Медиа
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина стала радиоведущей

Свидание
Прогулка с Дмитрием Крымовым вдоль платформы Марк

Вольная тема
Зоомагия. По всему получается, что не мы держим животных, а они нас

Музыкальная жизнь
Экологически чистая музыка

Сектор глаза
Голубь взорванного мира

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100