NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

РУССКИЙ РЕЦЕПТ: ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ
«Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером»
       
       
Пришло время сказать русским спасибо. Пришло время поблагодарить их за то, что они держали международную космическую станцию «на плаву», пока шаттлы разбирали по винтику в «автосервисе» НАСА. Более двух лет они доставляли туда астронавтов, припасы и вывозили мусор. Без них нам оставалось бы только затопить МКС в океане или замотать топливные баки шаттлов скотчем и надеяться на лучшее.
       А ведь когда-то чиновники из НАСА хотели вообще выставить россиян из проекта МКС. Они жаловались, что у русских нет ни гроша в кармане, что они ничего не способны сделать вовремя. Эти неумехи Иваны понятия не имеют о высоких технологиях: они только и умеют, что склепать пару канализационных труб, залить туда керосин, посадить сверху парочку астронавтов и запустить все это к сараю на орбите под названием «Мир».
       Но Билл Клинтон (Bill Clinton) решил: русские должны остаться. Умный парень, этот Билл! Дело в том, что русская космическая программа более безопасна и надежна, чем наша. С тех пор как «Колумбия» сгорела в атмосфере, русские успешно доставили на МКС пять экипажей.
       Русские действуют по принципу: все гениальное — просто. Они впервые запустили корабль «Союз» в 1967 году. У него отказал парашют, и космонавт погиб. Еще три космонавта погибли в 1971-м, когда при спуске произошла разгерметизация кабины. Но после этого все пилотируемые полеты в СССР и России обходились без жертв. Шаттлы же стали могилой для 14 астронавтов. Катастрофы «Колумбии» и «Челленджера» приостановили американскую космическую программу в общей сложности на пять с лишним лет и обошлись в миллиарды долларов.
       Русские же тем временем просто летают в космос. Они разработали эффективную базовую конструкцию и остаются ей верны. Американцы создали куда более сложный в техническом отношении корабль и сегодня, почти четверть века спустя, все еще не понимают, как он работает. Для запуска кораблей на орбиту русские используют ракету «Союз», сконструированную еще в 1960-е годы. Она стала рабочей лошадкой их космической программы: на счету «Союза» — более тысячи запусков, он доставлял на орбиту все что угодно — от военных спутников до космического туриста Денниса Тито (Dennis Tito). Такую ракету конструкторы называют «простой, как топор». На ум сразу приходит пикап «Шевроле» 1967 года: он пробежал уже 245 тысяч миль, насквозь проржавел, но все равно заводится с первого раза. Вот и русские ракеты надежны, как скала.
       Десятки лет эксплуатируя одну и ту же систему, вы изучите ее как облупленную и сможете устранить любые неполадки. Вы гарантированы от неожиданных ударов в спину из-за прогоревших уплотнительных колец или отвалившихся пластинок теплоизоляции. А если сбой и произойдет, вы сможете быстро выяснить и устранить причину. В 2002 году, когда «Союз» с автоматическим кораблем взорвался на старте, русские быстро поняли, что это не связано с конструктивными дефектами, и меньше чем через месяц успешно осуществили пилотируемый полет. Сравните это с задержками из-за катастроф американских шаттлов.
       Русские потратили не одно десятилетие, чтобы свести к минимуму возможность любых неполадок космических систем, а мы все это время двигались в противоположном направлении. Если бы мне пришлось лететь, я бы выбрал «Союз», а не шаттл. Я скорее доверюсь Ивану с разводным ключом, чем выпускнику Калифорнийского политехнического с его научной степенью и навороченным компьютером.
       И в этом я не одинок. Когда китайцы — мастера технологического пиратства — запускали свою программу пилотируемых полетов, они не стали красть чертежи шаттла, а скопировали «Союз».
       В 2010 году шаттлы подлежат списанию. Высокотехнологичная система X-33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического использования, и от проекта пришлось отказаться — после того как на него уже было потрачено 1,3 миллиарда долларов. Теперь у нас появилось нечто под названием «пилотируемый исследовательский корабль» (Crew Exploration Vehicle): проект обойдется в 15 миллиардов долларов, а первый запуск запланирован на 2014 год. Вместе с ним в нашу космическую программу придут неполадки «нового поколения».
       «Союз» же к моменту первого полета шаттла верой и правдой служил своим создателям почти 15 лет и будет служить и дальше — после того как последний шаттл встанет на вечную стоянку в Смитсоновском музее авиации и космонавтики. В отличие от шаттла «Союз» вечен. Меня нисколько не удивит, что нам снова придется полагаться на него, чтобы выручить из беды программу «пилотируемого исследовательского корабля».
       Слава богу, у нас есть эти неумехи-россияне с их «безнадежно устаревшей» космической программой!
       
       Майк ТОМАС (Mike Thomas), 28 июля 2005
       Публикация Chicago Tribune, перевод inosmi.ru
       
       "Новая газета" № 57
       
08.08.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 57
8 августа 2005 г.

Обстоятельства
Спасли! Что случилось в бухте Березовой

Отдельный разговор
Земля и высшая воля. Театрализованная экзекуция в Пятнице

Дай с дачи, или Зачистка водохранилищ

За нами уже пришли…

Силы рекреации

За рулем
Сотрудники МВД обеспечили успех всероссийской акции автомобилистов

Суд да дело
Процесс по нацболовскому делу «14 декабря» — хроническое пустословие

Небасманное правосудие. Как это бывает…

Мир и мы
Слободан Милошевич может отправиться на отсидку в Подмосковье

Расследования
Кто хлопочет за убийц Ларисы Юдиной?

Власть
Шанцев узнал о своем назначении за несколько часов до вылета в Нижний

Почему мэр Иркутска Якубовский отказался создавать комиссию по борьбе с коррупцией

Люди
Почему Герой Советского Союза Валерий Бурков снова мечтает о звезде

Наши даты
Не стало еще одного нашего героя…

Армия
Вас здесь не воевало! Участникам второй чеченской не платят пятый год

Регионы
Как казаки отправились чеченцев выселять

Пенсионеры из саратовских деревень стали предпринимателями поневоле

Горе люковое. Навстречу 1000-летию Казани…

Специальный репортаж
В один и тот же день два главных самарских бренда оказались на грани выживания

Спорт
Попов ушел — награды уплыли

Магазин времени
О Белой олимпиаде в Сочи говорят уже не в первый раз

Точка зрения
Юлия Латынина: спецслужбы работают в грязном белье

Инострания
«Четвертая власть» Америки перестала быть угрозой для властей

Технологии
Майк Томас: Русская космическая программа более безопасна и надежна, чем наша

Исторический факт
30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет

Финансы
Зачем государство тратится на иностранных консультантов?

Реакция
Электро-shop

Образование
Уроки мужества. В Ульяновской области учителя избивают детей на занятиях

Личное дело
Русский Диснейленд, или Парк культуры имени отдыха

Проспект Медиа
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина стала радиоведущей

Свидание
Прогулка с Дмитрием Крымовым вдоль платформы Марк

Вольная тема
Зоомагия. По всему получается, что не мы держим животных, а они нас

Музыкальная жизнь
Экологически чистая музыка

Сектор глаза
Голубь взорванного мира

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100