NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ МУЗЫКА
На фестивале в Костомукше прозвучало то, чего этим летом были лишены меломаны двух столиц
       
Ольга Комок солирует в "Сефардских песнях". (Петербург, ансамбль Laterna Magica)
        
       
Летом карельский город Костомукша превращается в город черники, муравьев и фестиваля камерного искусства. Все это случается там в последнюю неделю июля. В это время чернику можно собирать на каждом шагу, едва сойдя с асфальтовой дорожки, — лесные полосы чередуются там с жилыми домами. Муравьи проворно ползают в больших количествах, словно в назидание праздношатающимся двуногим. Впрочем, последних среди местного населения не так уж много. Почти каждый третий из 32 тысяч жителей — владелец авто. Дивному в своем спокойствии северному городу чуть более четверти века, и вся «новая история» у него — еще впереди. Июльский фестиваль, идущий почти параллельно этой истории, — одна из самых заметных вех.
       
Алексей Гориболь       
Этот фестиваль уже восемнадцатый, но с прошлого года, когда сменилось художественное руководство, он, по сути, открыл свой «новый завет». Алексей Гориболь — московский пианист, арт-менеджер и креативщик — решил делать фестиваль с ощутимой авторской концепцией. «Я прекрасно понимаю, что фестиваль должен быть интересен как мне и моей команде, так и отвечать интересам широкой публики. Эти интересы не всегда совпадают, — заявляет предприимчивый худрук. — Пока что концерты и спектакли фестиваля и без того проходят с аншлагами: фестиваль нужен самой Костомукше».
       К счастью принимающей стороны, интересы Гориболя вовсе не так уж далеки от народа. Он не продвигает жесткий авангард или ультрановую музыку. Не говоря о том, что он, пожалуй, один из немногих, если не единственный, кто вводит в концертный обиход песенное наследие («Круг песен», как называет их сам инициатор) таких авторов, как Микаэл Таривердиев и Вениамин Баснер, — наследие лакомое, как никакое другое. А эту музыку народ будет слушать всегда. «Мне бы хотелось, чтобы этот фестиваль был для всех: и для рафинированных ценителей, и для простых любителей», — считает Алексей Гориболь.
       Фестиваль этого года отличился не только созвездием ярких исполнительских имен, но и содержательно насыщенной, художественно полноценной программой. По ее номерам можно было судить о том, насколько укрепился кредит доверия к предпочтениям столичного эстета. При том, что мэр Костомукши Михаил Юринов, отличающийся либеральностью взглядов, полушутя-полусерьезно досадовал при встрече с журналистами на то, что костомукшан, несмотря на близость к Европе, иные считают «поросшими мхом», — фестивальная программа была рассчитана на самого взыскательного и утонченного слушателя. Не всякий столичный зал соберет должное количество публики на концерт из произведений Бриттена и Десятникова, а в Костомукше при полном зале ДК в одном концерте звучали и «Молодой Аполлон» первого, и «Русские сезоны» последнего.
       Как повезло костомукшским гурманам и сколь многого оказались лишены этим летом меломаны двух столиц. «Неземными» можно назвать ощущения после концерта двух молодых «музыкальных звезд XXI века» — гитариста Дмитрия Илларионова и виолончелиста Бориса Андрианова с виртуозной программой из Пьяццоллы, де Фальи, Тарраги, Паганини и Баха. Не только художественно, но и коммерчески удачное сочетание гитары и виолончели дает шансы их союзу занять высокое место в европейских чартах. Впрочем, за свой дуэтный диск они уже были номинированы на «Грэмми».
       Композитором-героем фестиваля оказался Леонид Десятников, участвовавший в его работе на протяжении всей недели как активный слушатель и однажды — как исполнитель в дуэте с Гориболем. Костомукшанам опять-таки повезло: 50-летие автора музыки к «Мании Жизели», «Москве» и еще многим фильмам они отметили первыми. На фестивале впервые за двадцать лет после московской постановки Бориса Покровского прозвучала в концерте иронически-грустная, построенная на полутонах камерная опера Десятникова «Бедная Лиза» по Карамзину. Квазисентиментальную историю деликатно исполнили москвичи Марат Галиахметов и Юлия Корпачева. Прозвучали и «Русские сезоны» — своего рода страсти по «Временам года» Вивальди, Стравинскому и всему подлинно русскому.
       В Костомукшу на этот раз Алексей Гориболь привез отличный ансамбль московских певцов театра «Геликон-опера» — Ларису Костюк, Михаила Давыдова, Юлию Корпачеву. Все они участвовали в «Круге песен» Вениамина Баснера, которому публика аплодировала стоя. Принципам Гориболя соответствовали и молодые струнники из Петербурга — Владислав Песин, Юрий Ущаповский, Алексей Богорад и Тарас Трепель, а также петербургский же, стоящий на уровне «Виртуозов Москвы» ансамбль «Дивертисмент» во главе с лучезарным скрипачом Ильей Иоффом.
       Отдельной строкой шел на фестивале концерт питерского ансамбля Laterna magica c заклинательной, из другого времени, мира и музейного инструментария программой «Сефардские песни». Его руководитель Ольга Комок безупречно подобрала солистов, руководствуясь форматом нетривиальной этники: рыжих, глазастых и мимически подвижных.
       Аншлаговым было и балетное представление «Дон Кихот» Петербургского театра Консерватории. Зрители встретили солистов крайне сердечно, несмотря на издержки плохой технической подготовки сцены.
       Сам Алексей Гориболь всю неделю «на манеже» был не только бессменным комментатором событий, но и активным музыкантом. Один из своих триумфов он испытал в роли пианиста, аккомпанируя «Всем вокальным ансамблям» Петра Ильича Чайковского.
       «Пока у фестиваля нет столь развитой инфраструктуры, чтобы билеты можно было заказывать через интернет. Нет и необходимой базы, которая могла бы позволить меломанам из Петербурга, Карелии или даже Финляндии приезжать на фестиваль», — сетовал Алексей Гориболь. Но неагрессивность PR-кампании демонстрировала преимущества низкой информационной загруженности маленького города и убеждала в пользе информационной экологии.
       Экологически чистой казалась и вся музыка на фестивале: размещенная среди лесов, она только и могла что резонировать «разумному, доброму, вечному».
       
       Владимир ДУДИН, Костомукша
       
08.08.2005
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

Translate to...
№ 57
8 августа 2005 г.

Обстоятельства
Спасли! Что случилось в бухте Березовой

Отдельный разговор
Земля и высшая воля. Театрализованная экзекуция в Пятнице

Дай с дачи, или Зачистка водохранилищ

За нами уже пришли…

Силы рекреации

За рулем
Сотрудники МВД обеспечили успех всероссийской акции автомобилистов

Суд да дело
Процесс по нацболовскому делу «14 декабря» — хроническое пустословие

Небасманное правосудие. Как это бывает…

Мир и мы
Слободан Милошевич может отправиться на отсидку в Подмосковье

Расследования
Кто хлопочет за убийц Ларисы Юдиной?

Власть
Шанцев узнал о своем назначении за несколько часов до вылета в Нижний

Почему мэр Иркутска Якубовский отказался создавать комиссию по борьбе с коррупцией

Люди
Почему Герой Советского Союза Валерий Бурков снова мечтает о звезде

Наши даты
Не стало еще одного нашего героя…

Армия
Вас здесь не воевало! Участникам второй чеченской не платят пятый год

Регионы
Как казаки отправились чеченцев выселять

Пенсионеры из саратовских деревень стали предпринимателями поневоле

Горе люковое. Навстречу 1000-летию Казани…

Специальный репортаж
В один и тот же день два главных самарских бренда оказались на грани выживания

Спорт
Попов ушел — награды уплыли

Магазин времени
О Белой олимпиаде в Сочи говорят уже не в первый раз

Точка зрения
Юлия Латынина: спецслужбы работают в грязном белье

Инострания
«Четвертая власть» Америки перестала быть угрозой для властей

Технологии
Майк Томас: Русская космическая программа более безопасна и надежна, чем наша

Исторический факт
30 лет назад состоялся первый советско-американский космический полет

Финансы
Зачем государство тратится на иностранных консультантов?

Реакция
Электро-shop

Образование
Уроки мужества. В Ульяновской области учителя избивают детей на занятиях

Личное дело
Русский Диснейленд, или Парк культуры имени отдыха

Проспект Медиа
Трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина стала радиоведущей

Свидание
Прогулка с Дмитрием Крымовым вдоль платформы Марк

Вольная тема
Зоомагия. По всему получается, что не мы держим животных, а они нас

Музыкальная жизнь
Экологически чистая музыка

Сектор глаза
Голубь взорванного мира

АРХИВ ЗА 2005 ГОД
97
96 95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 36 35 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ





   

2005 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100